Применение уровня и индекса цен в экономическом анализе
Уровень и индекс цен являются экономическими категориями, достаточно широко применяемыми для анализа как микроэкономических, так и макроэкономических процессов и явлений.
1. Покупательная способность денег.
Уровень цен неразрывно связан с покупательной способностью дохода населения, величиной, измеряемой товарным эквивалентом денежному доходу и представляющей относительный показатель – относительный уровень цен. Покупательная способность денежного дохода показывает возможность купить какое - либо количество товара на величину среднедушевого денежного дохода, средней заработной платы, среднего размера пенсий и т. д. Расчет можно вести как для всего населения, так и для отдельных социальных групп в целом по стране или по отдельным регионам: ПС=Д/р, где Пс – покупательная способность ; Д – среднедушевой денежный доход, р – средняя цена товара.
Относительный уровень цен позволяет дать дифференцированную характеристику уровня цен и произвести межотраслевые, межрегиональные и международные сравнения. Следовательно, при оценке уровня цен одна и та же цена может быть как высокой, так и низкой в зависимости от доходов потребителей.
Таким образом, цена выражает стоимость товара в денежных единицах, а покупательная способность – это стоимость денег, выраженная в товарах, то есть она показывает, сколько товаров можно купить на одну денежную единицу. При расчете покупательной способности рубля необходимо использовать уровень только потребительских цен и следует иметь в виду, что покупательная способность денег находится под влиянием одних лишь цен только при неизменности вида и качества товаров, структуры цен, отсутствия теневого рынка. На уровень цен оказывают влияние многообразные ассортиментные сдвиги: появление новых видов товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров в структуре потребления, сезонные колебания цен.
2. Индекс потребительских цен (ИПЦ).
Одним из важнейших статистических показателей, широко используемым в экономической и социальной политике государства, является индекс потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ применяется для пересмотра правительственных социальных программ, служит основой повышения минимальной заработной платы, индексации прожиточного минимума, индексации минимальной пенсии, обоснования субсидий и дотаций к ценам, не допускающих снижения уровня потребления населением товаров и услуг первой необходимости. Кроме того, ИПЦ используется в определении государственной политики в области финансов, регулирования реального курса национальной валюты, анализа и прогноза ценовых процессов.
Особую роль ИПЦ играет и в пересчете из текущих в сопоставимые цены показателей системы национальных счетов, и в оценке динамики цен на потребительские товары и платные услуги населению, ИПЦ используют для оценки изменения стоимости жизни и уровня инфляции в стране. Его относят к числу важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения и отражающих эффективность проводимых в стране экономических реформ.
Индексы потребительских цен, как определено в резолюции Международной организации труда (МОТ), рассчитываются с целью оценки «...изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые, используемые и| оплачиваемые населением для непроизводственного потребления».[18] При расчете ИПЦ предполагается, что приобретение, использование и оплата совпадают во времени.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он позволяет усреднить движение цен на все многообразие товаров и услуг.
«Корзина» основных потребительских товаров и услуг фиксирована для того, чтобы данному уровню жизни соответствовало одно и то же значение индекса. При таком подходе изменения ИПЦ могут вызываться только изменением цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ называют индексом стоимости жизни.
Отбор товара – представителя из товарной группы, которую он представляет, производится с учетом массовости спроса и регулярности его реализации на базовом предприятии. Кроме того, в «корзину» включаются отдельные товары и услуги необязательного пользования (ювелирные изделия, меха, легковые автомобили, сервисное обслуживание легкового автомобиля). В результате, набор товаров (услуг) – представителей для системного наблюдения за ценами включает 382 позиции, в том числе: по продовольственным товарам – 100, по непродовольственным товарам – 201, по платным услугам населению – 81. А наблюдения и регистрация цен и тарифов проводятся по следующим видам платных услуг населению: бытовые, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, платного образования, пассажирского транспорта и связи, туристско-экскурсионные, зравоохранения, санаторно-курортные и оздоровительные, правового характера и учреждений банков, физической культуры и спорта.
3. Индекс покупательной способности денег.
Если взять соотношение, обратное ИПЦ, то его величина покажет изменение покупательной способности денег, находящихся на руках у населения.
;
Если, например, ИПЦ составил 107,5%, то это означает, что цена на потребительские товары и услуги в среднем увеличилась на 7,5%, а величина, обратная ему (1 : 1,075 = 0,93), показывает, что покупательная способность денег снизилась на 7,0%, то есть на ту же сумму денег население на 7,0% купит товаров меньше.
4. Анализ инфляции.
Помимо показателя дефлятора, рассчитываемое с помощью формулы Паше, для анализа динамики цен используется и ИПЦ. Размер инфляции рассчитывается по формуле: (Ip-1)*100 и характеризует, на сколько процентов увеличились цены. Например, инфляция в 15% соответствует индексу цен, равному 115% или 1,15.
При изучении динамики уровня инфляции используют норму инфляции, выраженную в процентах и показывающую, на сколько процентов изменился уровень инфляции за изучаемый период времени.
5. Расчет индексов фондового рынка.
Изучение динамики фондового индекса позволяет обоснованно судить о текущей конъюнктуре фондового рынка, инвестиционной привлекательности тех или иных ценных бумаг и их компаний. Фондовый индекс — это статистическая средняя величина, рассчитанная на основе курсовой стоимости входящих в него ценных бумаг, курсовая стоимость которых фиксируется через определенные промежутки времени.
Существует значительное разнообразие индексов. Биржи рассчитывают свои индексы на основе котируемых на них акций. Аналитические компании имеют свои индексы. Индексы могут насчитывать как большое число бумаг (индексы с широкой базой), так и небольшое количество (индексы с узкой базой). При расчете большей части индексов во внимание принимается не просто курсовая стоимость акции компании, включенная в индекс, а произведение цены акции на количество обращающихся акций, таким образом, цена акции взвешивается по их количеству.
· Самым известным и первым по времени появления стал индекс Доу - Джонса, сегодня рассчитываемый для промышленности (курс акций 30 крупнейших компаний, котируемых на Нью-Йоркской фондовой бирже); для транспорта (показатель курсов акций 20 транспортных компаний); для 15 коммунальных компаний газо - и электроснабжения; совокупный индекс — на основе вышеуказанных 65 компаний. Индекс Доу-Джонса рассчитывается как среднеарифметическое курсов акций выбранных компаний:
;
где Рi — цена акции; n— число компаний, К — коэффициент-делитель (с учетом корректировки числа корпораций при дроблении акций компаний).
· Другим важнейшим биржевым индексом, используемым в США, является индекс информационной компании «Стэндэд энд пурз» («Standard&Poor's»), который рассчитывается в двух вариантах — для 500 и 100 компаний. В расчет индекса «SР-500» включаются акции 400 промышленных, 20 транспортных, 40 финансовых и 40 коммунальных компаний. В основном в расчет индекса включаются акции, которые котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (около 80% стоимости листинговых акций этой биржи), однако включен также ряд акций, которые котируются на Американской фондовой бирже и находятся во внебиржевом обороте.
Методика расчета этого индекса более сложная, чем индекса Доу-Джонса, но этот индекс является более точным индикатором состояния экономики, так как, во-первых, в нем представлено большее количество акций, и, во-вторых, величина индекса зависит не только от рыночного курса акций, но и от их количества.
;
где Pi - текущая цена i – й акции, Р0i— цена i-й акции в базисном периоде, q — количество акций, выпущенное i-й компанией.
Помимо названных выше индексов в США используется и ряд других. Так индекс Нью-Йоркской фондовой биржи исчисляется по всем акциям, которые котируются на этой бирже (около 2200 компаний). По существу он представляет собой среднюю (взвешенную по количеству) цену этих акций. За базу взято значение индекса, равное 50,00 на момент закрытия биржи 31 декабря 1965 г. Если, например, индекс 13.03.1996г. достиг 265 пунктов, то это значит, что средняя цена акций с 31.12.1965 г. по 13.03.1997 г. выросла в 5 с лишним раз.
· Из других американских индексов можно отметить также индекс Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам НАСДАК. (National Assosiation of Securities Dealers Automatec Quotation - NASDAQ) В расчет этого индекса включены акции около 3500 компаний, которые обращаются на внебиржевом рынке. Индекс рассчитывается аналогично индексу «SР-500». Впервые этот индекс был рассчитан в феврале 1971 г. и равен 100 пунктам.
В других странах для характеристики фондового рынка используются свои собственные индексы.
· Индекс «Financial Times (FT)» предназначен для показа движения цен акций на Лондонской фондовой бирже, исчисляется по двум подгруппам акций: 30 лидирующим на рынке компаниям и 100 мелким, введен в 1935 г. Индекс FТ — равновзвешенная геометрическая средняя из относительных цен акций:
;
где Рit , Рit-1 — цены акций i-й компании текущего периода и предшествующего; n— число акций в индексе в период времени t — последовательные промежутки времени, в которые вычисляется индекс.
· Индекс газеты «Таймс» ежедневный, публикуется с 1964 г., рассчитан по всем предприятиям и отдельно по 2-м подгруппам акций. Одна подгруппа включает 50 крупнейших компаний, другая — состоит из 100 компаний с капиталом ниже 60 млн ф. ст. в 1964 г. Индекс курсов акций «Футси-100» — индекс акций 100 ведущих Британских компаний, зарегистрированных на Лондонской фондовой бирже, обеспечивающих постоянную информацию об изменении цен на акции. Он был введен 3 января 1984 г. с базовой величиной 1000. Индекс курсов акций «Футси-100 Евротрак» — взвешенный индекс акций 100 европейских компаний, которые обеспечивают мгновенную информацию о функционировании и направлении движения рынка акций континентальной Европы и Ирландии. Введен в 1990 г.
· К основным российским фондовые индексам относится Индекс Российской Торговой Системы (РТС). РТС рассчитывается по результатам работы системы в течение одного торгового дня, как отношение суммарной рыночной капитализации эмитентов, включенных в список для расчета индекса, к суммарной рыночной капитализации этих же эмитентов на предыдущую дату.
Вопросы для обсуждения:
1. Назовите различия между индивидуальным уровнем цены и средней ценой.
2. Как статистика цен рассчитывает среднюю цену?
3. Почему формула простой средней практически не применяется для расчета средней цены?
4. В чем сходство и различие понятий "цена " и "покупательная способность рубля"?
5. Назовите условия, при которых покупательная способность рубля находится под влиянием только цен.
6. Назовите признаки классификации индексов цен.
7. Зачем необходимы веса в расчете индексов цен? Какие используются веса в формулах Пааше, Ласпейреса, Фишера и Маршалла Эджворта?
8. В чем заключается недостаток Формулы Фишера?
9. Назовите различия между цепными и базисными индексами. В чем их взаимосвязь?
10. В каких случаях целесообразно исчислять агрегатные индексы цен, а в каких средние?
11. Для расчета каких показателей используется индексный метод?
12. Объясните роль индексного метода в расчете индексов фондового рынка.
Тест:
Уровень цен a) это относительный показатель, характеризующий изменение во времени или соотношение в пространстве цен какого-либо товара, отдельной товарной группы или всей их совокупности; b) обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами; c) это сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу, и представляет абсолютную величину. | |
Если имеются данные о ценах на несколько дат с равным промежутками времени, то для расчета уровня цен используется формула: a) ; b) ; c) . | |
Если неизвестны, ни количество продаж, ни выручка за реализованный товар, соответствующая разным уровням цен, то при исчислении средних цен используется: a) число дней или других периодов времени n, в течение которых существовала данная цена; b) формула ; c) формула . | |
Общие индексы цен: a) характеризуют изменение цены единицы какого-либо одного товара; b) рассчитываются для изучения динамики цен всей совокупности товаров, создаваемых и обращающихся в одной конкретной отрасли; c) рассчитываются для всей совокупности разноименных товаров. | |
Если в индекс цен будут включаться индексы цен на ткани, мебель, обувь, пылесосы, кухонные комбайны и т.д., то это будет: a) групповой индекс; b) общий индекс; c) индивидуальный индекс. | |
Если при расчете индекса в качестве весов используются текущие объемы продаж, то данный индекс будет: a) индексом Паше; b) индексом Ласпейреса; c) индексом Фишера. | |
Следующий ряд индексов ( ) относится к: a) базисным индексам; b) цепным индексам; c) территориальным индексам. | |
Покупательная способность – это: a) выражение стоимости товара в денежных единицах; b) стоимость денег, выраженная в товарах, показывающая, сколько товаров можно купить на одну денежную единицу; c) отношение уровня цен к среднедушевому доходу населения. | |
Если инфляция в стране за год составила 7%, то покупательская способность денег при условии отсутствия их номинального изменения: a) увеличится на 7%; b) уменьшиться на 7%; c) уменьшится на 6,5% |
Задачи:
№1. По приведенным ниже данным рассчитайте среднюю цену 1 кг. конфет за третий квартал.
Месяц | Цена за 1 кг., руб | Реализовано |
Июль | ||
Август | ||
Сентябрь |
Определите, как повлияло на выручку от реализации конфет в третьем квартале изменение цен, если известно, что средняя цена 1 кг. конфет во втором квартале составляла 15 руб.
№2. По приведенным ниже данным определить: 1) среднюю цену товара, 2) структуру реализации товара по видам, 3) отклонение цены каждого вида товара от среднего уровня (в руб. и в процентах).
Вид товара | Цена за 1 кг, руб | Выручка от реализации, руб |
А | 23,5 | |
Б | 32,0 | |
В | 18,7 |
№3. Цена 1 кг. картофеля с 1 по 20 июля составляла 8 руб., с 21 по 28 июля - 7,5 руб., с 29 по 31 июля - 6 руб. Рассчитайте среднюю цену 1 кг. картофеля за июль. Какая была средняя цена картофеля в июне, если известно, что она в июле снизилась на 5 %?
№4. В сентябре было реализовано печенья "Майское" по цене 9,5 руб за 1 кг, "Шахматное" - по 10 руб. и "Дружба" - по 8 руб. Удельный вес реализованного печенья "Майское" составил 35%, "Шахматное" - 20%. Рассчитайте среднюю цену за 1 кг. печенья. (Средняя групповая цена р=р1*d1+...+pndn , где d- удельный вес каждого вида продукта в общем объеме продаж. В групповых ценах может также применяться средние арифметическая и геометрические взвешанные.)
№ 5. Имеются данные о количестве продаж и ценах 1 кг. яблок за текущий год:
Период | Цена за 1 кг., руб. | Товарооборот, тыс. руб. | Структура товарооборота, % |
1.01-15.05 | |||
16.05-15.10 | |||
16.10-31.12 | |||
Итого: |
Определить 1) структуру товарооборота по выделенным периодам года %, 2) среднюю цену яблок за год.
№6. По следующим данным рассчитайте индексы цен: 1) Пааше, 2) Ласпейреса 3) Фишера. 4) Изменение товарооборота за счет роста цен. Проанализируйте полученные результаты.
Товар | Базисный период | Текущий период | ||
Цена руб. | Продано ед. | Цена руб. | Продано ед. | |
А | ||||
Б | ||||
В |
№ 7. Имеются следующие данные о продаже товаров в супермаркете:
Товар | Продано | Цена за 1 кг., руб. | ||
Предыдущий период | Текущий период | Предыдущий период | Текущий период | |
Колбаса | ||||
Ветчина |
Определите: 1) Индивидуальные индексы цен и физического объема продаж; 2) Общие индексы: а) цен, б) физического объема, в) выручки от продаж.
№8. Реализация товаров характеризуется следующими данными:
Товар | Реализовано, ед. | Цена, руб. | ||||||
Январь | Февраль | Март | Апрель | Январь | Февраль | Март | Апрель | |
А | 2,3 | 2,3 | 2,5 | 2,6 | ||||
Б | 2,5 | 2,6 | 2,6 | 2,8 | ||||
В | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,6 |
Вычислите базисные и цепные общие индексы с постоянными и переменными весами по этим товарам (за базу сравнения при расчете индексов с постоянными весами примите объем реализации этих товаров в январе).
№9. Рассчитайте индекс цен и сумму дополнительного вложения капитала. Данные для расчета: Планируется приобрести 10 т. товара А по цене 50 тыс. руб. за т, 20 т. товара Б по цене 60 тыс. руб. за т, 30 т. товара В по цене 100 тыс. руб. за т. Фактически в плановом периоде цены составили по товару А - 70 тыс. руб. за т., Б- 95 тыс. руб за т., В - 200 тыс. руб. за т..
№10. В отчетном периоде было продано хлопчатобумажных тканей на 2 млн. руб., шелковых - на 1,5, шерстяных на 2,5 млн. руб. Определить общий индекс цен, если известно, что цены на хлопчатобумажные ткани были снижены на 6%, на шелковые - на 12, на шерстяные - на 4%.
№ 11. Индекс потребительских цен повысился в феврале текущего года по сравнению с декабрем предыдущего года до 103,7%. Как изменилась покупательская способность денег?
№ 12. На предприятии должны были выплатить заработную плату 1 февраля, но задержали ее на три месяца. Инфляция составила в феврале 5%, в марте 6% и в апреле 7%. На сколько процентов снизилась реальная заработная плата у работающих на данном предприятии?
№ 13. Номинальные доходы населения увеличились в текущем периоде на 20%, налоги остались без изменения, а ИПЦ составил 130%. Как изменились реальные располагаемые доходы населения?
№ 14. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составил
Январь | Февраль | Март | Апрель | Март |
101,2 | 103,7 | 105,4 | 107,2 | 108,1 |
Рассчитайте норму инфляции за каждый месяц. Как изменилась норма инфляции в мае по сравнению с апрелем?
№ 15. Врач заключил договор с фирмой на выполнение профилактических работ в течение месяца на сумму 6000 руб., не получив плату вперед перед инфляцией, равной 30%, он "потерял" в оплате. Какова величина инфляционного налога (в % и в рублях)?