Условия, необходимые для создания системы управления качеством
Управление качеством – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него (ГОСТ 15467-79).Управлять качеством – значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса).
В современном понимании деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция уже произведена; она должна осуществляться непрерывно в ходе производства продукции, а также предшествовать самому процессу производства.
Управление качеством строится на следующих принципах:
- целенаправленность – необходимо иметь четкую цель в отношении качества;
- плановость – планируется совокупность мероприятий в области качества, которые подлежат осуществлению;
- непрерывность;
-интенсивность – повышение качества относится к интенсивным факторам развития экономики;
- системный подход;
- комплексность – решение проблем качества с учетом всех аспектов, от которых оно зависит;
- оптимальность – стремление к точному соответствию качества запросам потребителей;
- постоянное совершенствование – способствует конкурентоспособности предприятия.
Управление качеством продукции – составная часть управления производством в целом. Одна из его ветвей, функций, поэтому она развивается и выполняется в рамках действующей системы управления и заключается в выработке политики в области качества, четкой и хорошо организованной работе по выявлению спроса, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции. Эта отрасль науки в соответствии с общей теорией управления оперирует понятиями «система», «среда», «программа» и др.
На качество кроме основных факторов и условий производства влияют многие случайные, местные и субъективные факторы. Чтобы воздействовать на все эти факторы, поддерживать соответствующий уровень качества, необходима система управления, то есть совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта.
Различают управляющую и управляемую систему. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией, фирмой, другими структурами; управляющая – создает и обеспечивает менеджмент качества.
Рассмотрим основные категории управления качеством продукции.
Система управления качеством продукции опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цель, методы, средства, функции, характер управленческих отношений и др.
Объект управления – качество продукции, совокупность ее свойств или какая то их часть, группа, отдельное свойство. Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы не только был выделен объект управления, но и четко определены другие категории, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.
Субъект управления – управляющие органы всех ступеней и лица, привязанные обеспечить достижение и поддерживание планируемого уровня качества продукции.
Цель управления – определенные уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности; совокупность свойств и уровень качества, который следует задать, достичь и обеспечить, чтобы они соответствовали характеру потребности и при этом обеспечивали эффективность производства и потребления, доступность цены для потребителя, нормативная себестоимость и достаточная прибыльность продукции.
Средства управления качеством включают:
- оргтехнику, средства связи, которые используют органы управления и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством;
- банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций по управлению качеством;
- метрологические средства, включающие государственные эталоны, средства измерений;
- регламентирующие документы государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ);
- базу государственной службы стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).
Функции, выполняемые предприятием в отношении качества как объекта управления, следующие:
- нормирование (стандартизация, сертификация, аттестация);
- технологическая подготовка производства (достаточное материально-техническое снабжение, сортовые семена растений, элитные породы животных, высокий уровень обслуживания и др.);
- повышение квалификации кадров, стимулирование, усиление ответственности за качество;
- контроль за ходом производственных процессов с помощью информационного и метрологического обеспечения.
Управленческие отношения в области качества – это отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).
Отношения субординации характеризуются вертикальными связями руководителей с подчиненными и определяются степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации строятся в зависимости от его производственной структуры и структуры системы управления качеством.
Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности, стимулирования инициативы членов трудового коллектива, на использовании экономических, моральных и материальных стимулов.
Отношения координации строятся с помощью горизонтальных связей между отдельными работниками и организациями, вступающими во взаимодействие ради обеспечения определенного уровня качества продукции или его повышения.
На уровне предприятия управление качеством продукции может быть организовано путем распределения функций и задач между подразделениями и работниками или создания специального отдела управления качеством. В организационной структуре могут быть предусмотрены подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности предприятия. В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен осуществлять глава предприятия, отвечающий за всю его деятельность и экономические результаты, которые не могут быть высокими при плохом качестве продукции.