Изучение рынка продукции
Характеристика товарной продукции. Этот раздел излагают в та
кой последовательности: виды товарной продукции; ее отличи
тельные качества и уникальность; направления совершенствования производства, в том числе переработки, наличие авторских
свидетельств и других документов об интеллектуальной собственности; отношение к производству новой продукции; учет мнений
потребителей: дизайн и упаковка.
Особое внимание обращают на привлекательность продукций, которую предприниматель намерен предложить покупателю и которая должна заинтересовать инвесторов и кредиторов. Желательно, чтобы перечень продукции содержал хотя бы один новый вид или более продуктивные сорта (гибриды) культур, имеющие особые качества и пользующиеся повышенным спросом. Можно проиллюстрировать их фотографиями пли рекламными проспектами, указать авторские свидетельства. Важно организовать выпуск экологически чистой продукции.
Если имеется или проектируется собственное перерабатывающее производство, то необходимо охарактеризовать ассортимент и качество консервов, соков и т. д.
Вместе с тем продукция должна быть не только привлекательной для покупателя, но и конкурентоспособной, т. с. иметь преимущества перед продукцией других товаропроизводителей. Этих преимуществ можно достичь за счет сокращения затрат и выпуска более дешевой продукции, что важно для многих потребителей, или путем усиления специализации производства на отдельных видах изделий, обладающих особыми свойствами. В данном случае для покупателей цена будет иметь меньшее значение, чем возможность приобрести высококачественную продукцию.
Рынки сбыта продукции. В данном разделе указывают результаты изучения рынков, на которых намечается реализовать продукцию, их емкость, характеризуют сегменты рынков, определяют наиболее перспективных покупателей, планируют объемы продаж. Изучение рынков — это основа для прогнозирования успешной предпринимательской деятельности.
Прежде всего, важно определить текущий и перспективный спрос на продукцию, который зависит от уровня доходов покупателей, структуры их расходов, Национально-культурных, климатических и других факторов. Текущий спрос устанавливают на основе использования показателей статистических и сельскохозяйственных органов за предшествующий год или материалов экспертного обследования, перспективный — путем выделения ключевых факторов, оценки их влияния па спрос и применения статистических методов прогнозирования.
Количественно спрос на продукцию измеряют такими показателями, как емкость рынка (максимально возможный объем спроса на конкретном рынке) и объем рыночного спроса (количество продукции, которое будет куплено в регионе группой потребителей за определенный период). Разница между емкостью рынка и объемом рыночного спроса представляет пишу, которую может использовать предприниматель при осуществлении бизнес-плана.
Затем рассчитывают потенциальный объем продаж продукции, исходя из земельных, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов, а также реальный объем продаж на основе сегментации рынка (разделение потребителей на группы, или сегменты, по определенным признакам — социальному положению уровню доходов, возрасту и т.д.). Каждую группу потребителей оценивают по величине возможного объема потребления и платежеспособности, выделяют из них более перспективных покупателей и рассчитывают реальные объемы продаж.
Оценка конкурентов включает анализ и прогноз состояния конкуренции па рынках. Здесь указывают предпринимателей, предлагающих аналогичную продукцию, а также ее объем, динамику, и долю продаж; характеризуют качество, упаковку, цены; отмечают сильные и слабые стороны конкурентов и преимущества перед ними, предполагают их возможные действия (расширение ассортимента и улучшение качества продукции, снижение цен, увеличение расходов на рекламу); намечают мероприятия по защите от конкуренции и удержанию своих позиций на рынках.
Важно объективно охарактеризовать потенциальных конкурентов, что позволит заслужить уважение инвесторов, кредиторов и
Чтобы внедриться и удержать свои позиции на рынках, необходимо разработать мероприятия с учетом факторов, определяющих целесообразность и эффективность предпринимательской деятельности. К ним относят:
определение размера производства продукции, исходя из своих
возможностей и уровня конкуренции;
выход на рынок на том этапе жизненного цикла товара, который имеет наименьшую конкуренцию;
использование предпочтений и сложившихся традиции покупателей продукции;
наличие собственного капитала и возможности получения его от инвесторов и кредиторов для успешного закрепления на рынках,
преимущества конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию;
возможности доступа к сложившимся каналам реализации;
государственная политика, ограничивающая или способствующая развитию предпринимательской деятельности (лицензирование, стандартизация, налогообложение, государственные целевые программы и т. д.).
Стратегия маркетинга содержит основные цели, подход к ценообразованию, вероятную реакцию покупателей на повышение или понижение цен. Здесь рассматривают также схему распространения товарной продукции, используемые виды рекламы и затраты на нее, методы стимулирования продаж, формирование общественного мнения о намечаемой предпринимательской деятельности. Эти вопросы студенты агрономических специальностей изучают в дисциплине «Управление и маркетинг в АПК». Поэтому рассмотрим их в общих чертах применительно к бизнес-плану.
В сельскохозяйственном маркетинге руководствуются следующими принципами:
учет запросов потребителей, что означает необходимость удовлетворения потребностей покупателей, а не только получение максимальной прибыли;
борьба за потребителей путем повышения качества продукции, реализации ее по доступным ценам, использования рекламы, сервисных услуг и др.;
максимальная ориентация производства па требования рынка, при которой виды, объемы и качество продукции должны соответствовать рыночному спросу.
При разработке стратегии ценообразования рекомендуется придерживаться определенной последовательности.
Вначале оценивают емкость рынка и выбирают сегменты, предпочтительные для предпринимательской деятельности. Определяют типы (модели) рынка в зависимости от конкурентоспособности продукции. Различают рынок свободной конкуренции, для которого характерно большое число продавцов и покупателей, олигополистический с небольшим числом товаропроизводителей и монополистический, где действует один крупный предприниматель.
Устанавливают этапы жизненного цикла товарной продукции (разработка, внедрение, рост спроса, зрелость, падение спроса), в течение которых требуется неоднократно менять цеповую политику. Формируют общие цели предпринимателя по ценообразованию (получение максимума прибыли в короткий период или овладение определенной долей рынка с получением максимума прибыли в долгосрочном периоде, или поддержание сложившегося положения на рынке).
Затем выбирают ценовую политику как один из следующих вариантов:
выход на новый рынок с установлением более низкой первоначальной цены и повышения ее по мере закрепления на рынке;
внедрение нового вида сельскохозяйственной продукции по максимально высокой цене с последующим снижением ее до средней величины;
защита позиции на рынке с сохранением занимаемой доли путем установления доступных для потребителя цен, удобных для него сроков и объемов гарантированных поставок продукции, условий платежа, повышения качества товара, его упаковки и др.;
последовательный проход по сегментам рынка с высокой ценой в одном сегменте и дальнейшей поставкой продукции в другие сегменты по сниженной цепе;
быстрое возмещение затрат с установлением относительно невысоких цен, обеспечивающих реализацию большого объема продукции и получение прибыли в короткие сроки;
удовлетворительное возмещение затрат с реализацией продукции по сравнительно стабильным ценам в течение 1—2 лет для получения запланированной прибыли; стимулирование комплексных продаж с установлением низкой |цены на базовое изделие в комплекте (например, трактор с сельскохозяйственными машинами и орудиями), что позволяет реализовать весь набор товаров и получить при этом прибыль;
ценовая дискриминация, предусматривающая реализацию одного и того же вида продукции по разным ценам в зависимости от места и времени продаж;
следование за лидером с установлением цены на уровне крупного конкурента, занимающего лидирующее положение на рынке. Далее анализируют факторы, влияющие на уровень цен. Они могут быть внешние (спрос на продукцию, государственное регулирование цен, действия конкурентов по ценообразованию и др.) и внутренние (затраты на производство и реализацию продукции). Завершают разработку стратегии ценообразования расчетом цены и определением системы скидок с нее, а также установлением механизма корректировки цены с учетом этапов жизненного цикла продукции и возможной инфляции.
Наиболее распространенный способ определения цены основан на установлении минимально приемлемого для предпринимателя уровня прибыли по формуле:
Ц=С/(1-П)
где Ц—цена единицы продукции, руб.; С — себестоимость единицы продукции, руб.; П—приемлемая доля прибыли в цене.
Например, себестоимость 1ц картофеля составляет 160 руб., минимально приемлемая доля прибыли в цене — 0,2. Подставляя эти значения в формулу, находим, что цена 1 ц картофеля составит 160 руб.: (1 - 0,2) = 200 руб.
В схеме распространения товарной продукции излагают функции по сбыту, выполняемые предпринимателем и передаваемые по договорам другим физическим или юридическим лицам, указывают наиболее предпочтительные каналы реализации. Если продажей продукции будет заниматься в основном собственная служба сбыта, то рассматривают такие вопросы, как численный и квалификационный состав персонала, необходимость его обучения, обеспечение транспортными средствами и оргтехникой, оплата труда, затраты на содержание службы.
В условиях конкуренции каждый предприниматель стремится повлиять на выбор покупателя в свою пользу. Для этого использует рекламу, размещая ее в средствах массовой информации, проспектах, каталогах, на выставках, ярмарках и т. д., где характеризует потребительские качества продукции. Чтобы реклама была эффективной, рекомендуется показывать покупателю, какие выгоды он сможет получить и какие проблемы решить в результате приобретения продукции благодаря ее исключительным свойствам. Она должна опираться на конкретные факты и показатели и не быть чрезмерно назойливой. В бизнес-плане приводят виды, предполагаемые места размещения и расчеты по затратам на рекламу.
К методам стимулирования продаж относят предоставление бесплатных образцов продукции, скидки с цены для оптовых покупателей, организацию выставок, поощрение собственного торгового персонала и др.
Общественное мнение о предпринимательской деятельности формируют путем публикации статей вгазетах и журналах, организации пресс-конференций, теле- и радиорепортажей, где освещают достижения впроизводстве продукции, характеризуют ее высокие потребительские качества, приводят отзывы покупателей. Этому способствует также общественная и благотворительная деятельность предпринимателя.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОЦЕНКА РИСКОВ
Производственный план.Планируют производственную деятельность предприятия, обосновывают реальные объемы, ассортимент, качество и сроки получения продукции. При этом в бизнес-плане излагают только основные вопросы, а расчеты приводят в приложении.
Вначале указывают место производства — на действующем или вновь организуемом предприятии, его местоположение но отношению к рынкам сбыта и поставщикам, потребность в земельных, материально-технических и трудовых ресурсах. Если предприятие действующее, то характеризуют имеющиеся сельскохозяйственные угодья, здания, сооружения, технику, численный состав работников, определяют недостающие средства производства и рабочую силу, возможность ее пополнения.
При составлении бизнес-плана по производству и реализации продукции растениеводства особое внимание обращают на рациональное использование сельскохозяйственных угодий путем внедрения научно обоснованной системы земледелия, рациональной структуры посевов культур, прогрессивных технологий возделывания, комплексной механизации работ.
Применительно к конкретным условиям уточняют системы: севооборотов, удобрений, обработки почвы и ухода за культурами, зашиты их от вредителей, болезней и сорняков, мероприятий по мелиорации земель, семеноводства. Характеризуют систему машин, которые будут использованы на производстве соответствующих видов продукции. Рассчитывают потребность в семенах, удобрениях, средствах защиты растений, тракторах, сельскохозяйственных машинах, оборудовании, нефтепродуктах. Рассматривают организацию транспортных работ, технического обслуживания и ремонта техники.
Обосновывают урожайность культур с I га, валовые сборы и объемы товарной продукции. Устанавливают, сколько будет реализовано продукции в период уборки урожая и после осенне-зимнего хранения, указывают способы хранения и необходимые сооружения, их технико-экономические показатели (количество и типы, система вентиляции и охлаждения, емкость, сметная стоимость, эксплуатационные расходы — всего и врасчете на 1 т). Характеризуют способы, технику и оборудование, применяемые для товарной обработки продукции (зерноочистительно-сушильные, сортировальные, упаковочные и другие комплексы).
При планировании переработки продукции растениеводства указывают ее объем, который будет использован в качестве сырья, и приводят основные показатели перерабатывающего производства (сметную стоимость и мощность, ассортимент и структуру выпускаемой продукции, удельный вес сырья, поступающего от своего предприятия и со стороны, сезонность работ по месяцам). При необходимости предусматривают участие других предприятий в хранении и переработке продукции.
Указывают, откуда, в каком объеме и на каких условиях (покупка, аренда, прокат, лизинг) будут поступать на предприятие сельскохозяйственная техника, нефтепродукты, запасные части, сортовые семена, минеральные удобрения, средства защиты растений и другие материально-технические ресурсы, как будут организованы производственные связи между подразделениями хозяйства.
Целесообразно показать трудности, которые могут возникнуть при осуществлении производственного плана и снизить эффективность предпринимательской деятельности, например неблагоприятные погодные условия, недостаток отдельных видов ресурсов, слабо развитая производственная и социальная инфраструктура, как эти трудности будут преодолеваться.
Завершают раздел расчетами и оценкой необходимых трудовых и производственных затрат, включая издержки на выполнение мероприятий по безопасности жизнедеятельности.
Организационный планвключает организационную структуру предприятия, характеристику ключевых фигур, которые будут заняты в предпринимательской деятельности, кадровую политику, организацию труда и его оплату.
Организационная структура должна соответствовать структуре производства и способствовать повышению ее эффективности. Поэтому показывают, чем будет заниматься каждое подразделение и функциональная служба, как они будут взаимодействовать между собой, кто и как будет координировать и контролировать их работу.
К ключевым фигурам относят в основном тех лиц, которые управляют производством. По каждому из них приводят краткие биографические сведения, указывают их образование опыт работы и достижения, а также отмечают насколько они компетентны и квалифицированы в намечаемой предпринимательской деятельности. Разрабатывают должностные инструкции, в которых определяют права и обязанности работников управленческого персонала.
Рассматривают вопросы подбора и обучения квалифицированных кадров, так как они во многом определяют успех дела. Указывают формы организации первичных трудовых коллективов режимы труда и отдыха работников, условия и размеры основной оплаты труда и дополнительного материального поощрения
Юридический план предусматривает правовое обеспечение
предпринимателя. В этом разделе обосновывают выбор организационно-правовой формы предприятия: крестьянское (фермерское) хозяйство, производственный кооператив или одна из форм
хозяйственных товариществ или обществ. Показывают особенности и преимущества выбранной формы для планируемой предпринимательской деятельности.
Приводят сведения о дате и месте создания и регистрации
предприятия учредительных документах, формах собственности,
основных собственниках, их доле в капитале предприятия структуре капитала, способах его формирования, а также о законодательных других нормативных документах, регулирующих деятельность предпринимателя.
Оценка рисков и управление ими. В данном разделе устанавливают возможные риски в намечаемой предпринимательской деятельности, группируют и.\ но факторам производства (природные технические, технологические, организационные, экономические) и ранжируют по вероятности возникновения. Затем выделяют наиболее реальные риски, оценивают ожидаемые убытки и разрабатывают мероприятия по защите от них. Например возделывание культур, сортов и гибридов с разными вегетационными периодами, требованиями к температурному режиму и влаге создание резервного фонда семян, организация орошения или осушения земель снижают или нейтрализуют риски, связанные с неблагоприятными погодными условиями.
Далее намечают программу страхования от рисков, где указывают его виды, сумму и страховые компании, услугами которых предприниматель будет пользоваться.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН И СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Финансовый плансодержит информацию об объемах продаж, выручку от реализации продукции, доходах и расходах, формировании прибыли. При его разработке рекомендуется соблюдать следующие требования:
обеспечение достоверности показателей и сравнение их со средними показателями о финансовых результатах отрасли в данном районе;
разработка нескольких вариантов финансовых расчетов, в том числе очень благоприятного и самого нежелательного, что позволит полнее представить развитие предприятия;
обязательная согласованность финансового плана с показателями производственного плана и других разделов;
краткое рассмотрение всех предположений, на основе которых сделаны расчеты, чтобы приводимые в финансовом плане показатели не вызывали сомнений.
Расчеты финансового плана целесообразно представить в виде
нескольких таблиц.
В первой из них прогнозируют объемы, цены и выручку от реализации продукции по месяцам первого года, а при планировании на последующий период — в целом по годам.
Вторая таблица включает баланс денежных поступлений и расходов предприятия. В ней приводят: наличие денежных средств на начало периода; денежные поступления, в том числе выручку от реализации продукции и ценных бумаг, проценты, ссуды и др.; расходы денежных средств, в том числе на оплату труда, за пользование услугами сторонних организаций, возврат кредитов и уплату процентов по ним, приобретение материально-технических ресурсов, создание резервов, выплату дивидендов и др.; остаток денежных средств на конец периода. Перечисленные показатели планируют на те же сроки, что и в первой таблице.
Третья таблица содержит выручку от реализации продукции, затраты на ее производство и реализацию, налоги, чистую прибыль тоже по месяцам первого года и по годам следующего периода.
Четвертая таблица представляет собой баланс активов и пассивов предприятия на начало и конец первого года осуществления бизнес-плана, т. е. показывает, чем располагает предприятие и какую сумму задолженности и собственного капитала имеет.
Финансовый план завершают нахождением точки безубыточности, т.е. такого состояния, когда выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости, а предприятие не получает прибыли и не имеет убытка. Она позволяет установить минимальный объем продаж, ниже которого наступает убыточность, а выше — прибыльность. Точку безубыточности можно определить графическим и аналитическим методами.
При применении графического метода необходимо знать выручку от реализации продукции (В), совокупные издержки (СИ) и совокупные постоянные издержки (СПИ). Например, по плану объем реализации картофеля составляет 4000 ц, выручка от реализации картофеля — 800 тыс. руб., затраты на реализованный картофель — 640 тыс. руб., постоянные затраты — 160 тыс. руб. Графически это можно представить следующим образом (рис. 18.1).
На графике хорошо видно, что точка безубыточности составляет 2000 ц картофеля.
Аналитическим методом эту точку определяют по каждому виду продукции путем деления совокупных постоянных издержек на разницу между ценой и переменными издержками в расчете на единицу:
Т=СПИ/(Ц-ПИ),
где Т — точка безубыточности, ц; СПИ—совокупные постоянные издержки, руб., Я—цена единицы продукции, руб.; ПИ— переменные издержки в себестоимости единицы продукции.
В приведенном примере цена реализации 1 ц картофеля составляет 800 000 : 4000 = 200 руб., а переменные издержки в себестоимости 1 ц картофеля — (640 000 - 160 000): 4000 = 120 руб. Подставляя эти значения в формулу, находим, что точка безубыточности равна 160 000 : (200 — 120)= 2000 ц.
Стратегия финансирования содержит сведения о денежных средствах, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, источниках и форме их получения, сроках полного возврата и размере доходов инвесторов.
Здесь указывают потребность в финансовых ресурсах, рассчитанную в предыдущих разделах, а также суммы средств, вложенных в предприятие самим предпринимателем и планируемые к получению из других источников. Чем выше доля личных денег предпринимателя, тем больше уверенности у инвесторов и кредиторов в том, что он будет стремиться использовать их с максимальной эффективностью.
При расширении производства на действующем предприятии предпочтительнее получение кредитов, поскольку они имеют материальное обеспечение в хозяйстве в виде основных средств и поэтому не подвергаются значительному риску. В таком случае банки могут устанавливать пониженный процент за пользование кредитами.
Если для предпринимательской деятельности организуют новое предприятие, то целесообразнее использовать паевой или акционерный капитал, так как своевременный возврат полученных кредитов может задерживаться в связи с медленным ростом объемов производства, особенно в начальный период его развития.
Еще большему риску подвергаются кредиты в тех отраслях, где разрыв между вложением значительных средств и получением прибыли очень продолжительный, например в садоводстве или виноградарстве. Поэтому такие отрасли лучше организовывать с привлечением паевого или акционерного капитала.
В заключение рассчитывают срок окупаемости вложенных средств как отношение первоначальных инвестиций к ежегодному чистому доходу, а также определяют размеры доходов инвесторов.
Контрольные вопросы
1.Каковы задачи и структура бизнес-плана?
2.Как характеризуют товарную продукцию, рынки сбыта и конкурентов в бизнес-плане?
3.Какова стратегия маркетинга в бизнес-плане?
4.Какие вопросы рассматривают в производственном, организационном, юридическом планах?
5.Как оценивают риски при составлении бизнес-плана?
6.Каково содержание финансового плана?
7.Как находят точку безубыточности?
8.В чем заключается стратегия финансирования в бизнес-плане?
Г л а в а 19