Сущность, формы и показатели концентрации производства
Концентрация производства представляет собой процесс сосредоточения производства однотипных изделий на отдельном предприятии. Концентрация производства, являясь одной из форм его организации, непосредственно связана с понятием размера предприятии.
Для характеристики размера предприятия применяют следующие показатели:
-численность промышленно-производственного персонала;
- стоимость основных средств предприятия, используемых в предпринимательской деятельности;
- объем выпуска продукции.
Численность персоналахарактеризует размер предприятия по количеству живого труда, стоимость основных средств –по затратам овеществленного труда в средствах производства. Эти показатели характеризуют лишь отдельные стороны процесса концентрации производства. Обобщающим показателем, характеризующим размер предприятия, является объем выпуска продукции в денежном выражении. Этот показатель отражает совокупные затраты живого и овеществленного труда.
Предприятия бывают мелкими, средними и крупными,в зависимости от численности персонала и годовых объемов выпуска продукции.
Особое влияние на концентрацию оказывает углубление специализации производства, а также централизация в разрезе отрасли производства стандартизированных деталей и узлов внутриотраслевого применения.
Одной из форм концентрации производства в промышленности является создание производственных объединений, которые представляют собой объединения предприятий и организаций в производственно-технический, научно-производственный или другой комплекс. В основе их организации могут лежать технологическая общность и однородность выпускаемой продукции, кооперирование и научно-технические связи.
Уровень концентрации в масштабе отрасли характеризуется удельным весом продукциикрупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.
Показатели, характеризующие уровень концентрации производства.Концентрацию производства можно оценить системой показателей.
Абсолютная концентрация производства определяется размером, например: агрегатная– размером турбин плавильных печей, технологическая– размером производств, заводская (организационно-хозяйственная) – размером предприятий.
Абсолютный размер предприятия можно оценить с помощью следующих показателей:
- объем производства продукции за год (в стоимостном или натуральном выражении);
- среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;
- среднегодовая стоимость основных производственных средств.
Кроме того, может быть использован, например, такой показатель, как энергетическая мощность.
Уровень относительной концентрации производства характеризуется удельным весом агрегатов, производств и предприятий различного размера в общем объеме выпуска продукции, в общей стоимости основных средств численности работников, а также удельным весом потребления электроэнергии.
В качестве показателя уровня концентрации в отрасли используют, и объем выпуска продукции за год, приходящейся на одно предприятие.
Каждый из названных показателей имеет как преимущества, так и недостатки. Например, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала во многом определяется уровнем фондовооруженности, автоматизации производства. С этой точки зрения объем производства продукции за год наиболее точно характеризует размер производства. Средний размер предприятия обладает всеми недостатками средних показателей, поэтому применение метода группировки позволяет более точно охарактеризовать уровень концентрации, а средние показатели можно использовать в качестве дополнительных.
Группировка предприятий по разным группам (малые, средние, крупные) используется для характеристики динамики уровня концентрации в конкретной отрасли, а не для сравнения уровней концентрации в различных отраслях.
Таким образом, именно система показателей может охарактеризовать уровень и динамику концентрации производства.
Эффективность концентрации производства и определение оптимальных размеров предприятия. Эффективность концентрации производства определяется улучшением технико-экономических показателей производства продукции в результате увеличения размера производства (предприятия). На крупных предприятиях эффект может быть получен за счет:
- увеличения единичной мощности, что приводит к росту производительности оборудования при снижении роста его стоимости;
- использования прогрессивных технологий;
- проведения научно-технических разработок в собственных лабораториях, конструкторских и технологических бюро, опытных производствах, что позволяет в сжатые сроки обновлять выпускаемую продукцию высокой конкурентоспособности;
- «экономики на масштабе производства», обусловленной тем, что рост затрат на содержание административно-управленческого персонала, на освещение и отопление зданий и аналогических расходов происходит более медленными темпами, чем на основные производства, т.е. затраты на единицу продукции уменьшаются. В тоже время чрезмерное укрупнение предприятия может привести к ухудшению технико-экономических показателей выпускаемой продукции и состояния экономики данного региона. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости обоснования размера предприятия с учетом совокупности факторов, которые характеризуют технологические особенности, определяющие возможность доставки потребителям продукции и т.д.
Размер предприятия добывающих отраслей по многим определяется природным факторами (величиной месторождений, условиями их эксплуатации и т.д.). Размер предприятий обрабатывающих отраслей, производящих относительно простую продукцию (электроэнергетика, цементная промышленность, металлургия и др.), зависит от единичной мощности агрегатов (цементных, доменных и мартеновских печей и т.п.). Размер предприятий, обрабатывающих отраслей, выпускающих сложную продукцию (отрасли машиностроения, легкой промышленности и др.), в значительной мере определяется возможным уровнем специализации и кооперации.
Размер предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье (мясная, молочная, сахарная и др.) определяется тем, что они перерабатывают скоропортящиеся и малотранспортабельное сырье, т.е. транспортный фактор является одним из важнейших. Таким образом, оптимальный размер предприятия должен обеспечивать производство и транспортировку продукции потребителю с минимальными текущими и капитальными затратами.
В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (Зi) на выпуск продукции, т.е.:
, (2.1)
где – себестоимость продукции по i-му варианту;
– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
– капитальные вложения по i-му варианту;
– транспортные расходы по i-му варианту.
Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат