Место учебной дисциплины в структуре ООП. Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Кафедра гражданского процесса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Гражданский процесс
Направление подготовки: судебная экспертиза
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Форма обучения: очная
Москва 2012
1. Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка при изучении учебной дисциплины:
Ø экспертная;
Ø технико-криминалистическая;
Ø информационная;
Ø организационно-управленческая;
Ø организационно-методическая;
Ø профилактическая.
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится выпускник:
v производство судебных экспертиз в гражданском и арбитражном судопроизводстве;
v участие в качестве специалиста в гражданском и арбитражном судопроизводстве;
v участие в организации и ведении экспертно-криминалистических учетов, справочно-информационных и информационно-поисковых систем;
v организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
v обучение и консультирование сотрудников субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических средств и методов в установлении фактических обстоятельств гражданского дела;
v проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
v выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработка предложений, направленных на их устранение.
После освоения дисциплины «Гражданский процесс» в рамках общекультурных, профессиональных и дополнительных компетенций выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
v способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1).
профессиональными компетенциями (ПК):
в области экспертной деятельности:
v способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);
v способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);
v способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов - вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);
v способностью применять познания в области материального и процессуального права (ПК-5).
в области технико-криминалистической деятельности:
v способностью участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а так же в непроцессуальных действиях (ПК-7).
в области организационно-управленческой деятельности:
v способностью организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведомственных правовых актов, функциональных обязанностей и основ делопроизводства (ПК-11);
v способностью выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение (ПК-22).
Специализация "Экономические экспертизы":
v способность применять методики экономических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности (ПСК-4.1).
v - способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства судебно-экономических экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов (первичных и отчетных документов, отражающих хозяйственные операции и содержащих информацию о наличии и движении материальных и денежных средств) для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК-4.2);
v - способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства экономических экспертиз и современным возможностям использования экономических знаний в судопроизводстве (ПСК-4.3).
Место учебной дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Гражданский процесс» относится к профессиональному циклу ООП, ее базовой части. Изучение данной дисциплины требует знания, прежде всего, положений общей теории права (понятие отрасли права, нормы права, принципов права и пр.). Кроме того поскольку в рамках изучения данной дисциплины затрагиваются такие вопросы, как принципы организации правосудия, судебная система Российской Федерации, усвоение гражданского процессуального права невозможно без знания основ таких дисциплин, как судоустройство и конституционное право.
Также в связи с тем, что некоторые вопросы в гражданском процессе могут быть решены только с учетом норм материального права, регулирующих спорные материальные правоотношения, и особенностей самих материальных правоотношений, при изучении данной дисциплины требуется знание основных положений материального права (например, гражданского, семейного, трудового и др.).
При изучении учебной дисциплины магистрант, в частности, должен обладать следующими «входными» знаниями:
Знать: общие положение теории права (понятие нормы права, отрасли права, принципов права, и пр.); основные положения материальных отраслей права (гражданского, семейного, трудового и др.); основные положения конституционного права, судоустройства;
Уметь: оперировать основными положениями теории права; основными понятиями материальных отраслей права (гражданского, семейного, трудового и др.); основными положениями конституционного права, судоустройства.
Владеть: знаниями теории права; знаниями конституционных основ о судебной власти и судебной системы Российской Федерации и материального права.
Учебная дисциплина «Гражданский процесс» взаимосвязана со следующими дисциплинами: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Судоустройство» «Гражданское право», «Семейное право», «Трудовое право» и др.
3. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов, 6 зачетных единиц.
Тематический план
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | ||||
Раздел I Гражданское процессуальное право и гражданское судопроизводство | Дискуссия по вопросу о стадиях гражданского процесса | Тест | ||||
Принципы гражданского процессуального права | Лекция-презентация, дискуссия по вопросу о понятии и месте принципов в системе отрасли | Тест | ||||
Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты. Лица, участвующие в деле | Лекция-презентация, дискуссия по вопросу о составе лиц, участвующих в деле. | Тест | ||||
Представительство в суде | Дискуссия по проблемам судебного представительства. | Тест | ||||
Процессуальные сроки. Судебные расходы. Судебные штрафы | Дискуссия по проблемам исчисления процессуальных сроков, их продлении и восстановлении | Тест | ||||
Подведомственность и подсудность гражданских дел | Дискуссия по вопросу о разграничении подведомственности дел между общими и арбитражными судами | Тест | ||||
Иск. Возбуждение гражданского дела в суде первой инстанции | Лекция-презентация, ролевая игра «Обеспечение иска» | Тест | ||||
Судебное доказывание и доказательства | Лекция-презентация, ролевые игры: «Признание стороной факта», «Допрос свидетеля» | Тест | ||||
Применение в гражданском процессе специальных знаний | Ролевая игра: «Допрос эксперта» | Тест | ||||
Всего | 19,5 | |||||
Раздел II Подготовка дела к судебному разбирательству | Дискуссия по вопросу о возможности назначения экспертизы в рамках подготовки дела к судебному разбирательству | Тест | ||||
Судебное разбирательство | Лекция-презентация, ролевая игра «Судебное разбирательство» | Тест | ||||
Постановления суда первой инстанции | Лекция-презентация, дискуссия по вопросу о субъективных и объективных пределах законной силы судебного решения | Тест | ||||
Приказное производство | Дискуссия по вопросу о природе судебного приказа | Тест | ||||
Заочное производство и заочное решение | Дискуссия по вопросу об особенностях заочного производства и заочного решения | Тест | ||||
Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений | Лекция-презентация, дискуссия по вопросу о соотношении искового производства и производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений | Тест | ||||
Особое производство | Лекция-презентация, имитационная игра «Признание гражданина недееспособным» | Тест | ||||
Раздел III Производство в суде апелляционной инстанции | Лекция-презентация, Имитационная игра «Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции». Дискуссия по вопросу о возможности назначения судом апелляционной инстанции экспертизы (дополнительной и повторной экспертизы) | Тест | ||||
Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке | Лекция-презентация, дискуссия по вопросу о доступности стадии кассационного производства | Тест | ||||
Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора | Лекция-презентация, дискуссия по вопросу о доступности стадии надзорного производства | Тест | ||||
Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам | Лекция-презентация, Имитационная игра «Рассмотрение заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам» | Тест | ||||
Раздел IV Особенности рассмотрения дел в арбитражных судах | Имитационная игра «Рассмотрение дела арбитражным судом». Дискуссия по вопросу о возможности назначения экспертизы арбитражным судом по собственной инициативе | Тест | ||||
Раздел V Исполнение судебных постановлений и постановлений иных органов | Дискуссия по вопросу о месте исполнительного производства в системе гражданского процесса (с учетом позиции ЕСПЧ) | Тест | ||||
ВСЕГО | 22,5 | |||||
Итого |
Трудоемкость экзамена составляет 36 часов.
Содержание дисциплины (программа курса)
Раздел I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тема 1. Гражданское процессуальное право и гражданское судопроизводство
Право на судебную защиту. Значение правосудия по гражданским делам и его место среди иных форм защиты субъективных прав граждан и организаций.
Понятие гражданского процессуального права как отрасли права. Предмет, метод, система и значение гражданского процессуального права.
Источники гражданского процессуального права. ГПК РФ (структура, основное содержание). Действие процессуального закона во времени и пространстве.
Понятие гражданского судопроизводства (процесса) и его задачи. Стадии гражданского процесса.
Гражданская процессуальная форма (сущность, основные черты, значение).
Предмет и система науки гражданского процессуального права.
Тема 2. Принципы гражданского процессуального права
Понятие принципов гражданского процессуального права, их значение и классификация.
Организационные (судоустройственные) принципы: осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только закону; равенство граждан и организаций перед законом и судом; гласность судопроизводства; язык судопроизводства.
Функциональные (судопроизводственные) принципы: принцип законности; принцип диспозитивности; принципы состязательности и равноправия сторон; принцип объективной истины; принципы устности, непосредственности, непрерывности.
Взаимосвязь принципов гражданского процессуального права.
Тема 3. Гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты. Лица, участвующие в деле
Понятие гражданских процессуальных правоотношений, их особенности.
Субъекты гражданских процессуальных правоотношений и их классификация.
Суд - орган правосудия, обязательный субъект гражданских процессуальных правоотношений. Федеральные суды и мировые судьи. Состав суда. Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел в суде первой инстанции и в других стадиях процесса.
Лица, участвующие в деле, их признаки и состав. Права и обязанности лиц, участвующих в деле.
Лица, содействующие осуществлению правосудия.
Понятие сторон, истца и ответчика в гражданском процессе.
Гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность.
Процессуальные права и обязанности сторон.
Процессуальное соучастие (понятие, основания и виды). Процессуальные права и обязанности соучастников.
Понятие ненадлежащей стороны. Условия, порядок и последствия замены ненадлежащего ответчика.
Процессуальное правопреемство (понятие и основания). Отличие процессуального правопреемства от замены ненадлежащего ответчика.
Понятие третьих лиц в гражданском процессе, их виды.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора. Основания и процессуальный порядок их вступления в дело. Процессуальные права и обязанности третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования. Отличие третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, от соистцов.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора. Основания и процессуальный порядок привлечения (вступления) их в дело; процессуальные права и обязанности третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
Задачи прокуратуры в гражданском процессе.
Формы участия прокурора в гражданском процессе: предъявление иска прокурором в защиту интересов других лиц и вступление его в процесс с целью дачи заключения по делу.
Обращение в суд государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.
Участие в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления с целью дачи заключения по делу. Их процессуальные права и обязанности. Основания вступления в дело. Отличия от других участников процесса (прокурора, третьих лиц, экспертов).
Тема 4. Представительство в суде
Понятие представительства в суде. Основания и виды представительства. Лица, которые не могут быть представителями в суде.
Полномочия представителя в суде (объем и оформление).