Экономический характер
§ Фискальные (обеспечивают максимальный приток доходов в казну государства)
§ Протекционистские (для защиты национальной экономики от более конкурентоспособной иностранной продукции)
§ Экспансионистские (высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке. Они способствуют демпингу и экспорту капитала).
К основным функциям таможенных пошлин относятся следующие:
Ø Повышают цену импортных (или экспортных) товаров и оказывают тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота.
Ø Являются важным источником поступления средств в бюджет
Ø Улучшают условия доступа национальных товаров на иностранные рынки.
Ø Защищают национального товаропроизводителя.
|
Цена яблок, Р
RS
РО ●
PT
PW a b c c d
RD
Q1 Q3 Q0 Q4 Q2
Количество яблок, Q
Рис. 16. Механизм действия импортных тарифов
в стране А сократится с Q0 до Q1, а потребление возрастет с Q0 до Q2. Потребление при сокращении производства будет расти за счет импорта, величина которого равна (Q2 - Q1).
Защищая интересы национальных производителей яблок, правительство страны А вводит импортную пошлину Т. Допустим, что страна А достаточно мала и поэтому не может повлиять на мировую цену яблок. На яблоки устанавливается новая цена, равная PT, тогда Т = PT – PW. В результате внутреннее производство возрастет с Q1 до Q3. Это объясняется тем, что вследствие установления импортной пошлины растут цены на иностранную продукцию. Вследствие этого производители, считавшие для себя невыгодным производство и реализацию яблок по цене PW, в новых условиях будут реализовывать их на рынке по более приемлемой цене PT. В связи с ростом цен на яблоки их потребление в стране А сократится с Q2 до Q4 , что в свою очередь приведет к сокращению импорта. Однако от введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители, так как они вынуждены платить дороже за весь сахар (и отечественный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Чистые потери потребителей образуют область (a+b+c+d). Отечественные производители остаются в выигрыше, их область дополнительного выигрыша существенно меньше (область а), чем потери потребителей в связи с тем, что они выигрывают от повышения цен только на свою продукцию. Государство также остается в выигрыше – размер дохода равняется произведению ставки тарифа на объем импорта (область с).
Таким образом, введение импортной пошлины, с одной стороны, способствует защите национального товаропроизводителя, а с другой – сокращению внутреннего потребления. В целом для государства введение таможенного тарифа приводит к чистым потерям благосостояния общества (области b+d).
Таможенный тариф вводится в основном для ограничения импорта от иностранной конкуренции. Однако иногда государство идет на ограничение экспорта как меры поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке, а также для увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые стран используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией. Последствия такой внешнеторговой политики отражено на рис. 17.
Цена яблок, Р
PW RS
a b c d e
PT
РО ●
RD
Q1 Q3 Q0 Q4 Q2 Количество яблок, Q
Рис. 17. Механизм действия импортных тарифов
Введение таможенной пошлины делает экспорт сахара менее прибыльным, поэтому производители увеличивают продажи на внутреннем рынке. Это приводит к снижению внутренней цены и стимулирует возрастание внутреннего потребления. Однако отечественные производители сокращают объемы производства и объемы экспорта. Таким образом, потребители выигрывают от снижения цен и расширения потребления (область a+b), выигрывает также государство, получающее в бюджет доходы от экспортного тарифа (область d). Производители товара, уплачивающие фактический налог на экспорт, терпят большие убытки (область a+b+c+d+e). В целом чистый проигрыш страны от введения таможенного тарифа на экспорт составляет область (c+e). Таким образом, экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного лишь с той разнице, что здесь основные потери несут не потребители, а производители продукции.
В целом таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. Уровень таможенных тарифов снизился с 40-50% в конце 40-х гг. до 4-5% в настоящее время. Однако степень воздействия государства на международную торговлю фактически даже возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По оценкам, в настоящее время их существует не менее 600 разновидностей, наиболее активно их используют развитые страны.
Нетарифные ограничения, согласно принятой в ООН классификации, это меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства.
Нетарифные барьерыделятся на три группы:
Ø Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства (квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты).
Ø Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату (таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и др.).
Ø Прочие меры (дополнительные платежи, внутренние налоги, валютные ограничения, экспортные субсидии).
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты, равной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт.
Последствия введения квоты на импорт аналогичны последствиям введения импортной пошлины, однако, в отличие от пошлины при введении квоты образуется квотная рента – прибыль, которую получает тот, кто обладает правом ввоза импортных товаров в страну и продажи этих товаров на защищенном квотами рынке. Она представляет собой произведение количества ввозимого квотируемого товара на разницу между новой (мировой) и старой (внутренней) ценой.
По охвату квоты бывают индивидуальными, ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну; групповыми, устанавливающими объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран; глобальными, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран.
При экспорте квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей. В целом государство предпочитает именно квотирование, так как квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Также квотирование является более гибким и оперативным инструментом, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. Использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям. Вместе с тем использование квот на импорт может вызвать негативные эффекты. Ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. Само распределение лицензий редко происходит в условиях честной конкуренции и приводит в худшем случае к развитию коррупции. В настоящее время ВТО требует от всех стран отказаться от использования количественных ограничений импорта.
Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются на продукцию отраслей, находящихся в состоянии кризиса. В данном случае не страна-импортер устанавливает квоту, а страна-экспортер берет на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Как правило, подобные соглашения подписываются под нажимом импортеров. За последние десятилетия заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий главным образом из Японии и стран НИС в США и страны ЕС. В настоящее время в рамках ВТО поставлена задача отмены добровольного ограничения экспорта.
Для защиты национального производителя государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт в виде экспортных субсидий – льгот финансового характера, предоставляемых государством экспортеру для расширения вывоза товаров за границу. В результате экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и пр.). По отношению к тем странам, которые применяют экспортные субсидии, применяется взимание компенсационных импортных пошлин в виде ответных мер.
Квоты обычно распределяются на основе лицензий – разрешений на экспорт или импорт, выдаваемых государственными органами на проведение внешнеторговых операций по специальным товарам. Система лицензий возникла еще в период меркантилизма и использовалась для регулирования торгового баланса. Время изменило характер лицензий и снизило их роль. Основными видами лицензия являются:
§ автоматическая, или генеральная, - ввоз или вывоз любого товара, подлежащего лицензированию, в течение определенного периода времени;
§ неавтоматическая, или разовая, - ввоз или вывоз определенного товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения и др.
Выше были рассмотрены виды и механизма действия инструментов внешнеторговой политики применительно к отдельно взятому государству. Однако существуют некоторые особенности, когда страны объединяются для проведения внешнеторговой политики, что связано с привилегиями друг другу. Это проявляется, прежде всего, в ликвидации таможенных тарифов, создании зон свободной торговли (сохранение автономии по отношению к третьим странам) и таможенных союзов (единый таможенный тариф).
В глобальном плане экспортно-импортные операции регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО), преемником ГАТТ, а также Советом таможенного сотрудничества (СТС). Их целью является обеспечение наивысшей согласованности и единообразия таможенных систем различных стран мира и исследование проблем, обусловленных совершенствованием таможенных процедур и таможенного законодательства.
Закон Украины «О едином таможенном тарифе» базируется на международно признанных нормах, прежде всего рекомендациях ВТО, и направлен на максимальное соответствие общепринятым в международной практике принципам и правилам таможенного дела.