Лизацию единицы продукции составляют 3250 руб. Рентабельность

продукции определена на уровне 20% по отношению к полной се-

бестоимости. Тогда планируемая цена единицы изделия составит:

Ц = 3250 •1,2 = 3900 руб.

При установлении уровня рентабельности в данном случае

Предприятие может ориентироваться на сложившийся уровень рен-

Табельности по своему действующему производству, на средний

Уровень рентабельности аналогичных предприятий региона или

Уровень среднеотраслевой рентабельности.

В ≪целевом ценообразовании≫ издержки производства также

Являются исходным элементом расчетов. Но в отличие от затратно-

Го метода прибыль устанавливается не в процентном отношении

К издержкам производства, а является индивидуальной величиной

Каждого конкретного товара. Данная методика основывается на

Анализе безубыточности производства. Это достигается путем со-

Поставления издержек с ожидаемыми поступлениями при различ-

Ных уровнях объема продаж. Этот метод ценообразования исполь-

Зуется в большинстве крупных корпораций США. В частности, ве-

дущая автомобильная корпорация ≪Дженерал Моторс≫ назначает

На свои автомобили цены с таким расчетом, чтобы получить 15—

20% прибыли на вложенный капитал.

Применение метода ≪целевого ценообразования≫ тесно связано

С использованием системы учета прямых переменных затрат. Эту

систему называют еще ≪системой управления себестоимостью≫.

В разных странах данная система учета неполной себестоимости

имеет разное название. Так, в США эту систему называют ≪директ-

костинг≫ (учет по прямым затратам), в Великобритании —≪маржи-

нал-костинг≫ (учет предельных, или маржинальных, затрат), в Гер-

Мании и Австрии —учет частичных (граничных) затрат или учет

Суммы покрытия. Наиболее часто в отечественной экономической

литературе используется первое название —≪директ-костинг≫.

Сущностью системы ≪директ-костинг≫ является разделение

Затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости

От изменений объема производства. Наиболее важные аналитиче-

Ские возможности этой системы заключаются в оптимизации при-

Были и ассортимента выпускаемой продукции, определении цены

на новую продукцию, просчете вариантов изменения производствен-

Ной мощности предприятия и др. До недавнего времени в отечествен-

Ной экономике этой системе не уделялось должного внимания. В нас-

Тоящее время эта система начинает широко использоваться в практи-

Ке экономических расчетов российских предприятий.

В рассматриваемом методе ≪целевого ценообразования≫ фирма

Должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объ-

Емы продаж, позволяющие возместить издержки и получить целе-

Вую прибыль. Если известны постоянные затраты, цена единицы

Изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма

Расчетной (желаемой) прибыли, то объем продаж определяется по

следующей формуле:

—объем продаж, обеспечивающий получение целевой прибыли,

- плановая сумма прибыли,

Постоянные расходы в целом по предприятию,

Переменные расходы в расчете на единицу изделия,

Цена изделия

Пример. Рассчитать объем реализации продукции в натуральном

Выражении (V), обеспечивающий покрытие всех затрат предприятия

И получение целевой суммы прибыли в размере 500 тыс. руб., если

Известно: предполагаемая цена единицы изделия —520 руб.,

В том числе переменные затраты на единицу продукции —370 руб.

Постоянные затраты в целом по предприятию определены на уров-

Не 2800 тыс. руб.

Объем реализации продукции, обеспечивающий безубыточную

деятельность предприятия, составит:

Для расчета объема реализации продукции, обеспечивающего

Получение целевой прибыли в размере 500 тыс. руб., необходимо

К постоянным затратам в числителе дроби добавить эту желаемую

Прибыль.

При использовании методов ценообразования, основанных на

Учете полезности продукта, исходят из того, что потребитель ори-

Ентируется на основные параметры изделий. В качестве таких пара-

Метров могут быть или один, основной параметр, который в значи-

Тельной мере определяет общий уровень цены изделия, или не-

Сколько наиболее значимых параметров.

Этот подход называют методом удельных показателей. Исполь-

зуя этот метод, вначале рассчитывается удельная цена продукта (Р ):

Где FGaj —цена базового изделия,

П6аз —основной параметр базового изделия в соответствующих единицах

Измерения.

Затем рассчитывается цена нового изделия

Где Пн —основной параметр нового изделия в соответствующих единицах из-

Мерения

Пример. Цена металлической канцелярской линейки длиной

См составляет 14 руб. Необходимо определить цену линейки

в 30 см, если все другие параметры (ширина, рисунок, толщина,

Цвет) одинаковы. В соответствии с методом удельных показателей

цена новой линейки составит:

Этот метод ценообразования обычно применяется для обосно-

Вания уровня цен на продукцию, имеющую несложную конструк-

Цию и характеризующуюся каким-либо одним параметром. Если же

Продукция более сложна как в конструктивном, так и в эргономи-

ческом (и других) плане, то в этом случае необходимо принимать во

Наши рекомендации