Лизацию единицы продукции составляют 3250 руб. Рентабельность
продукции определена на уровне 20% по отношению к полной се-
бестоимости. Тогда планируемая цена единицы изделия составит:
Ц = 3250 •1,2 = 3900 руб.
При установлении уровня рентабельности в данном случае
Предприятие может ориентироваться на сложившийся уровень рен-
Табельности по своему действующему производству, на средний
Уровень рентабельности аналогичных предприятий региона или
Уровень среднеотраслевой рентабельности.
В ≪целевом ценообразовании≫ издержки производства также
Являются исходным элементом расчетов. Но в отличие от затратно-
Го метода прибыль устанавливается не в процентном отношении
К издержкам производства, а является индивидуальной величиной
Каждого конкретного товара. Данная методика основывается на
Анализе безубыточности производства. Это достигается путем со-
Поставления издержек с ожидаемыми поступлениями при различ-
Ных уровнях объема продаж. Этот метод ценообразования исполь-
Зуется в большинстве крупных корпораций США. В частности, ве-
дущая автомобильная корпорация ≪Дженерал Моторс≫ назначает
На свои автомобили цены с таким расчетом, чтобы получить 15—
20% прибыли на вложенный капитал.
Применение метода ≪целевого ценообразования≫ тесно связано
С использованием системы учета прямых переменных затрат. Эту
систему называют еще ≪системой управления себестоимостью≫.
В разных странах данная система учета неполной себестоимости
имеет разное название. Так, в США эту систему называют ≪директ-
костинг≫ (учет по прямым затратам), в Великобритании —≪маржи-
нал-костинг≫ (учет предельных, или маржинальных, затрат), в Гер-
Мании и Австрии —учет частичных (граничных) затрат или учет
Суммы покрытия. Наиболее часто в отечественной экономической
литературе используется первое название —≪директ-костинг≫.
Сущностью системы ≪директ-костинг≫ является разделение
Затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости
От изменений объема производства. Наиболее важные аналитиче-
Ские возможности этой системы заключаются в оптимизации при-
Были и ассортимента выпускаемой продукции, определении цены
на новую продукцию, просчете вариантов изменения производствен-
Ной мощности предприятия и др. До недавнего времени в отечествен-
Ной экономике этой системе не уделялось должного внимания. В нас-
Тоящее время эта система начинает широко использоваться в практи-
Ке экономических расчетов российских предприятий.
В рассматриваемом методе ≪целевого ценообразования≫ фирма
Должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объ-
Емы продаж, позволяющие возместить издержки и получить целе-
Вую прибыль. Если известны постоянные затраты, цена единицы
Изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма
Расчетной (желаемой) прибыли, то объем продаж определяется по
следующей формуле:
—объем продаж, обеспечивающий получение целевой прибыли,
- плановая сумма прибыли,
Постоянные расходы в целом по предприятию,
Переменные расходы в расчете на единицу изделия,
Цена изделия
Пример. Рассчитать объем реализации продукции в натуральном
Выражении (V), обеспечивающий покрытие всех затрат предприятия
И получение целевой суммы прибыли в размере 500 тыс. руб., если
Известно: предполагаемая цена единицы изделия —520 руб.,
В том числе переменные затраты на единицу продукции —370 руб.
Постоянные затраты в целом по предприятию определены на уров-
Не 2800 тыс. руб.
Объем реализации продукции, обеспечивающий безубыточную
деятельность предприятия, составит:
Для расчета объема реализации продукции, обеспечивающего
Получение целевой прибыли в размере 500 тыс. руб., необходимо
К постоянным затратам в числителе дроби добавить эту желаемую
Прибыль.
При использовании методов ценообразования, основанных на
Учете полезности продукта, исходят из того, что потребитель ори-
Ентируется на основные параметры изделий. В качестве таких пара-
Метров могут быть или один, основной параметр, который в значи-
Тельной мере определяет общий уровень цены изделия, или не-
Сколько наиболее значимых параметров.
Этот подход называют методом удельных показателей. Исполь-
зуя этот метод, вначале рассчитывается удельная цена продукта (Р ):
Где FGaj —цена базового изделия,
П6аз —основной параметр базового изделия в соответствующих единицах
Измерения.
Затем рассчитывается цена нового изделия
Где Пн —основной параметр нового изделия в соответствующих единицах из-
Мерения
Пример. Цена металлической канцелярской линейки длиной
См составляет 14 руб. Необходимо определить цену линейки
в 30 см, если все другие параметры (ширина, рисунок, толщина,
Цвет) одинаковы. В соответствии с методом удельных показателей
цена новой линейки составит:
Этот метод ценообразования обычно применяется для обосно-
Вания уровня цен на продукцию, имеющую несложную конструк-
Цию и характеризующуюся каким-либо одним параметром. Если же
Продукция более сложна как в конструктивном, так и в эргономи-
ческом (и других) плане, то в этом случае необходимо принимать во