Лидерство и менеджмент
Лекция 7. Лидерство
Лидерствопредставляет собой особый случай межличностного влияния, благодаря которому человек или группа людей делают то, что лидер хочет от них.
В настоящее время существуют споры по поводу того, есть ли различия между менеджерами и лидерами, между менеджментом и лидерством, а если да, то в чем они заключаются. В одном из подходов утверждается, что роль менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать стабильность и устойчивость функционирования организации, тогда как лидерство должно обеспечивать адаптивные или полезные изменения. Люди, занимающие административные должности, могут управлять и лидировать либо делать акцент на одном из этих двух видов влияния на других. Тем не менее, существует потребность и в менеджменте, и в лидерстве, и если менеджеры не берут на себя ответственность за то и другое, предполагается, что они должны сделать так, чтобы кто-нибудь еще занимался работой, которой они пренебрегают.
Мы будем рассматривать лидерствокак особый случай межличностного влияния, благодаря которому человек или группа людей делают то, чего лидер или менеджер хочет от них. Лидерство бывает двух видов: формальное лидерство, осуществляемое назначенными или избранными на эту роль представителями официальной власти, и неформальное лидерство, осуществляемое человеком, влияние которого проистекает из наличия особых навыков, которые удовлетворяют потребности окружающих. Хотя оба типа лидерства играют большую роль в жизни организаций, в данной главе мы уделим основное внимание формальному лидерству.
Теории черт и поведенческие теории
Теории черт
Теории черт исходят из предположения о том, что центральную роль в различении лидеров и нелидеров, или предсказании результатов деятельности лидера и организации играют определенные черты (лидеры должны быть «построены из правильного материала»). Метод «черт великого человека» отражает эти различия между лидером и нелидером; этот подход был предложен в самых первых работах, посвященных проблеме лидерства, и появился более 100 лет тому назад, Какие же черты выделяют «великих людей» из людской массы? (Например, чем Екатерина Великая отличается от своих подданных?). В более поздних работах исследовали как различия между лидерами и нелидерами, так и предсказания конечного результата на основании отдельных черт. В силу самых разнообразных причин, в том числе неадекватного теоретизирования и измерения черт, исследования не позволили прийти к однозначным выводам.
Теории чертисходят из предположения о том, что центральную роль в различении лидеров и нелидеров, или предсказании результатов деятельности лидера и организации играют определенные черты.
Последующие работы оказались более плодотворными. Было идентифицировано большое число черт, позволяющих определить силу лидера. Большинство из этих черт позволяло также предсказать результаты управления.
Черты, характерые для успешного лидера
Энергия и приспособляемость, или толерантность к стрессу:
физическая жизнеспособность и эмоциональная пластичность.
Социальная мотивация к приобретению власти:высокая потребность во власти, употребляемой прежде всего во благо окружающих.
Ориентация на успех:потребность в успехе, желание превосходства, тяга к успеху, готовность взять на себя ответственность, интерес к целям.
Эмоциональная зрелость:хорошая адаптированность, отсутствие тяжелых психологических расстройств.
Уверенность в себе:общая уверенность в себе и своей способности справиться с работой руководителя.
Высокие моральные качества:поведение согласуется с прочными ценностями; руководители должны быть честными, нравственными, заслуживающими доверие.
Настойчивость или целеустремленность:способность преодолевать препятствия, сила воли.
Когнитивные способности, интеллект и социальный ум:способность собирать, объединять и интерпретировать информацию; ум, понимание социальной обстановки.
Знания, связанные с выполнением задания:знания о компании, отрасли промышленности и технических аспектах.
Гибкость:способность соответствующим образом реагировать на изменения ситуации.
Как правило, лидеры энергичны и твердо следуют заданным курсом. Они не просто жаждут власти; они рассматривают ее как средство достижения желаемых целей. Кроме того, лидеры очень амбициозны и испытывают сильную потребность в успехе. В то же самое время они должны быть достаточно зрелыми в эмоциональном отношении, чтобы признавать свою силу и слабости, и они склонны к самосовершенствованию. Более того, для того чтобы лидеры пользовались доверием, они должны обладать высокими моральными качествами; не имея доверия, они не могут надеяться сохранить лояльность своих последователей. Лидеры не должны легко впадать в отчаяние. Им необходимо твердо следовать избранному курсу и стремиться к достижению поставленных целей. В то же самое время они должны обладать достаточно хорошими когнитивными способностями, для того чтобы обрабатывать большой объем получаемой ими информации. Тем не менее, им вовсе не обязательно обладать блестящим умом — достаточно обладать интеллектом всего лишь выше среднего. Кроме того, лидеры должны хорошо понимать окружающую социальную ситуацию. Наконец, они должны обладать массой специальных знаний о своей отрасли промышленности, фирме и работе.
Стили управления
Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиноми его коллегами. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю. Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.