Эластичность спроса по цене и ее практическое применение
Состояние рыночной экономики, уровень и механизм развития всех инструментов рынка, в том числе и цены, описываются с помощью таких понятий, как спрос и предложение.
Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.
Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Объем спроса – это то количество товара (услуг), которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени.
Взаимосвязь между объемом спроса на товар и определяющими его факторами отражена в общей функции спроса и может быть представлена следующей формулой
(1.1)
где – объем спроса на товар Х в единицу времени; РХ – цена товара Х; РУ,…РZ – цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;
I – доход покупателя; W – уровень благосостояния, т. е. покупательная способность потребителя; TX – вкусы и предпочтения покупателей; F – потребительские ожидания; S – сезонность потребности, удовлетворяемая данным товаром; q – количество покупателей.
Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение.
Зависимость между ценой товара и спросом на него характеризуется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене.
Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой величины. Иными словами, эластичность есть число, которое показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на 1 %.
Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность – показывает реакцию величины спроса в ответ на изменение цены и определяет, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. Ценовая эластичность определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они приобретают.
Степень ценовой эластичности определяют с помощью коэффициента эластичности по формуле
(1.2)
где ЭЦ – коэффициент эластичности спроса по цене; Q1, Q2 – объем продаж по старым Р1 и новым Р2 ценам.
Так как кривые спроса имеют отрицательный наклон (с ростом цены спрос, как правило, падает), коэффициент эластичности может иметь отрицательное значение. Поэтому на практике знак минус при коэффициенте эластичности опускается.
Рассмотрим возможные состояния эластичности спроса по цене.
1. Если ЭЦ , т. е. выражает неопределенность или бесконечность, то такая эластичность называется абсолютной. Кривая спроса располагается горизонтально. При этом если будет даже малейшее увеличение цены, то спрос на продукцию будет равен нулю, и наоборот, при малейшем снижении цены каждая единица продукции, поступающая на рынок, будет продана. Здесь спрос чрезвычайно чувствителен к изменению цены (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Возможные состояния коэффициента эластичности спроса по цене
2. Если ЭЦ > 1, то имеет место совершенная эластичность– небольшое процентное изменение рыночной цены вызывает существенное изменение спроса. По таким товарам выгодно, например, устраивать сезонные распродажи.
3. Если ЭЦ = 1, то эластичность называется единичной или унитарной – спрос изменяется в той же пропорции, что и рыночная цена.
4. При 0 < ЭЦ < 1 имеет место совершенная неэластичность – значительное процентное изменение цены вызывает незначительное процентное изменение спроса. На таких рынках опасно резко снижать цену из-за опасности потерять значительную массу прибыли из-за снижения темпов роста объема продаж.
5. При ЭЦ = 0 имеет место абсолютная неэластичность, когда изменение рыночной цены вообще не влияет на изменение спроса. Кривая спроса расположена вертикально.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие практические выводы.
Если спрос на товар является эластичным, то предпринимателю следует задуматься о снижении цены, так как снижение цены приведет к большему общему объему дохода. Такой подход к снижению цены будет эффективным до тех пор, пока нет непропорционального роста затрат по производству и сбыту продукции.
В случае неэластичного спроса предпринимателю часто выгодно повышать цену на престижные товары, так как в этом случае его доходы возрастают. В коротком периоде для производителя или продавца выгодно, чтобы спрос на товар был эластичным. В длительном периоде, чем более неэластичен спрос на продукцию, тем больше имеется возможностей для манипулирования ценами.
Для использования данных об эластичности спроса при ценообразовании зарубежными экономистами рекомендуется формула
(1.3)
где Ц – цена; СПРЕД – предельные издержки; ЭЦ – коэффициент эластичности спроса по цене.
Например, если предельные издержки составляют 5 руб. на единицу продукции, а эластичность равна – 2, то ориентиром для цены может быть величина: 5 / (1 – 0,5) = 10 руб.
Значение ценовой эластичности спроса может значительно различаться по видам товаров и по одному и тому же товару на разных сегментах рынка.
Характер реакции покупателей на изменение цены и ее влияние на выручку предприятия приведены в табл. 1.2. При работе с ценами предпринимателю необходимо учитывать отмеченные реакции потребителей на изменение цены.
Таблица 1.2