Рекомендации по подготовке, методическому и техническому обеспечению ролевой игры

Нормативные акты, регламентирующие организацию, планирование и ведение учебного процесса в учебных заведениях России являются документами, определяющими структуру, ход практических занятий и распределение учебного времени. В соответствии с этими документами основными видами занятий являются лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, консультации, зачеты, экзамены.

Проведению практических занятий предшествуют лекции по дисциплине «Гражданский процесс», которые должны быть глубоко научны по своему содержанию, убедительны и доказательны во всех своих идеях и выводах. В процессе чтения лекций раскрываются теоретические и практические вопросы программы курса.

Семинарские и практические занятия также играют важную роль в осуществлении учебного процесса в системе высшего профессионального образования.

Перед проведением семинара преподаватель составляет развернутый рабочий план, в котором указываются: тема, время и место проведения семинара, рассматриваемые вопросы, цели семинара (познавательные и воспитательные), дополнительные примеры для развертывания дискуссии, необходимые примеры из практической деятельности, материальное обеспечение занятия и т.п. Порядок обсуждения вопросов зависит от формы семинара и тех целей, которые ставятся перед данным занятием. При проведении семинаров важно создавать и ситуации эмоционально-нравственных переживаний при решении различных задач из судебной практики.

На практических занятиях студенты реально устанавливают пути приложения теоретических знаний к решению практических вопросов их применения.

Практические занятия призваны, прежде всего, выработать у студентов навыки применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Они углубляют, расширяют, детализируют знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействуют выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

Рекомендуется максимально использовать имеющиеся в распоряжении преподавателя технические средства обучения, (диктофоны, аудио- видеоаппаратуру, компьютерную технику, учебные фильмы, слайды, презентации и т.п.), использовать бланки и образцы процессуальных документов, справочники адвоката, другие вспомогательные источники.

План практического занятия должен отвечать общим идеям и направленности лекционного курса и соотноситься с ним в последовательности тем.

Подготовка к проведению практических занятий в целом совпадает с методикой по подготовке к проведению семинаров и включает в себя те же элементы: разработку и написание рабочего плана проведения занятия, мысленное моделирование его хода, изучение возможных вопросов со стороны студентов и выработку обоснованных ответов и т.д.

Важной составляющей практического занятия является его направленность на развитие творческой инициативы у студентов при решении поставленных перед ними учебных задач.

Еще в стенах учебного заведения будущий юрист должен овладеть необходимыми элементарными навыками оценки правовых ситуаций, принятия тактических решений, работы с потенциальными доказательствами, организационных действий, составления гражданско-процессуальных документов.

В этом состоит одна из задач повышения качества юридического образования, особенно в части гражданско-правового профиля.

В связи с тем, что решение задач по гражданскому процессу из традиционных сборников уже не достаточно при подготовке юристов, одной из значимых форм проведения практических занятий является деловая игра.

Работа обучаемых (студентов) в небольших учебных группах с использованием ролевых игр значительно активизирует усвоение теоретического материала, овладение практическими навыками, обеспечивает выработку инициативного подхода к решению правовых задач, максимально раскрывая творческие способности каждого из учащихся.

Ролевая игра – это имитационный игровой метод обучения, характеризующийся следующими признаками: наличие проблемы и распределение ролей между участниками ее решения; взаимодействие участников занятия (каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.); ввод преподавателем в процессе занятия корректирующих условий; оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и ее участниками.

Ролевые игры не только разнообразят учебный процесс, но и позволяют каждому из их участников представить себя на месте того или иного должностного лица, например, в определенных судебных ситуациях.

В ролевой игре знания и умения усваиваются не абстрактно, а в контексте профессии. При этом знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию – навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться соответственно. В процессе игры усваиваются нормы профессиональных и социальных действий; при этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с другими участниками, таким образом познавая и себя. Игровая обстановка дает возможность не бояться ошибок, интеллектуально раскрепощаться и активизироваться творческому потенциалу личности. Ролевая игра, будучи школой коллективных отношений, выполняет важную социализирующую функцию, служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления.

Для достижения целей ролевой игры разрабатывается сценарий ее проведения, предусматривающий ее правила и состав участников.

Для организации игры в группе учащихся каждый студент «назначается» на определенную роль, например, судьи, эксперта, специалиста, истца, ответчика, третьего лица, адвоката, представителя, свидетеля и т.д.

Материалы учебного (игрового) гражданского дела или предлагаемые вводные являются основой информационного обеспечения

Каждая часть такого дела должна начинаться с изложения исходных материалов (исходной информации, исходных данных).

В соответствии с содержанием исходных данных студентам следует предлагать задания, состоящие из нескольких вопросов и содержащие, например, требования обсудить исходную информацию, оценить правовую ситуацию, выработать план конкретных действий, составить соответствующие процессуальные документы и т.п.

После обсуждения и практического разрешения вопросов, поставленных перед учащимися в соответствии с игровой ситуацией первой вводной, следует очередная вводная информация (вторая часть) в развитие ситуации из вводной первой. Последовательность частей (этапов) обусловливается логикой учебного дела. Такой подход к изложению учебного материала позволяет студентам оценить правильность своих действий на предыдущем этапе работы и вырабатывает у них способность оперативного реагирования на изменяющуюся обстановку.

Практические занятия с проведением ролевых игр в определяющей степени будут способствовать дальнейшему углублению теоретических знаний, приобретению и закреплению профессиональных навыков, умений и компетенций у студентов при изучении гражданского процесса.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Общие цели:

1. Проверка знаний, умений и навыков студентов по оценке правовых ситуаций.

2. Привитие студентам навыков и умений осуществлять аналитическую работу, готовить необходимые процессуальные документы для судебного рассмотрения гражданских дел.

3. Совершенствование навыков обучаемых по проведению судебного рассмотрения гражданских дел.

4. Формирование у студентов высоких моральных и психологических качеств по неуклонному соблюдению законности.

Время, отводимое на проведение практических занятий, определяется, исходя из учебного плана института.

Организация проведения занятий:

Практическим занятиям в учебном зале судебных заседаний института предшествует первая (предварительная) их часть, которая проводится в учебной аудитории.

Цели предварительных занятий:

1. углубление теоретических знаний;

2. усвоение основных гражданско-процессуальных понятий;

3. формирование навыков работы с гражданско-процессуальным законом в аудиторных условиях;

Содержание предварительного практического занятия.

Преподаватель излагает студентам фабулу (фактические обстоятельства) дела и предлагает им составить исковое заявление в суд и подготовить все необходимые документы. Заявления и ходатайства для подачи иска. Фабула дела должна быть единой и сквозной на всем протяжении всех практических занятий. В процессе занятий преподаватель напоминает студентам ранее предложенную им фабулу (фактические обстоятельства) дела и предлагает составлять по собственному усмотрению, обусловленному фабулой, иные процессуальные документы.

Вводная № 1

С 18.06.2004 г. Иванова О.Ю. состояла в зарегистрированном браке с Ивановым А.В. Брак был расторгнут 05.07.2010г. От брака имеют несовершеннолетнюю дочь Иванову Е.А. В период брака ими была получена двухкомнатная квартира по договору мены от 26.12.2008 г. Иванов А.В. заключил договор мены с гр. Петровой Н.И., согласно которому он обменял принадлежащую ему однокомнатную квартиру площадью 33,50 кв.м. на двухкомнатную в этом же доме площадью 48,10 кв.м. В соответствии с п.10 договора стороны оценивают меняемое имущество равноценным и мену производят без доплаты. Фактически доплата была произведена матерью Ивановой О.Ю. Сергеевой С.Я. в размере 7000 долларов США по курсу У.Е. на день совершения сделки, что подтверждается распиской. Также ей были оплачены услуги агента недвижимости Мязенцевой Т.Я. по сопровождению сделки в размере 1500 долларов США, что может быть подтверждено договором о подборе потенциальных покупателей однокомнатной квартиры заключенным между Сергеевой С.Я. и ООО «АГЕНСТВО», дополнительным соглашением к договору , согласно которому исполнитель осуществляет подбор продавцу двухкомнатной квартиры, а продавец осуществляет доплату за подобранную встречную двухкомнатную квартиру из своих средств с дальнейшем внесением денег в ячейку банка, а также выплачивает исполнителю денежное вознаграждение в размере 1500 долларов США в рублях, доверенностью, выданную Мязенцевой Т.А на представление интересов Иванова А.В. по вопросу регистрации права собственности на двухкомнатную квартиру, распиской Мязенцевой Т.А. о том, что она получила денежное вознаграждение согласно дополнительному соглашению в размере 1500 долларов США в рублях от Сергеевой С.Я.

Спорная двухкомнатная квартира состоит из двух изолированных комнат: одна комната площадью 15,6 кв.м., другая – 13,7 кв.м.

С момента заключения договора мены и его регистрации Иванова О.Ю. с Ивановым А.В. и несовершеннолетней дочерью Ивановой Е.А. проживали в указанной квартире, другого жилья не имеют. В результате заключенного договора мены двухкомнатная квартира перешла в собственность Иванова А.В., право собственности зарегистрировано 29.12.2008 г. Весной 2010 года Иванов А.В. фактически выгнал Иванову О.Ю. с ребенком из квартиры, отобрал у нее ключи. В настоящее время Иванова О.Ю. вместе с дочерью вынуждена проживать у своих родителей в коммунальной квартире.

Вопросы:

1. Оцените правовую ситуацию;

2. Определите юридически значимые обстоятельства дела;

3. Определите юридическое значение каждого обстоятельства;

4. Установите правоотношения, возникшие у участников дела;

5. Определите какие нормы права, регулируют данные правоотношения.

Вводная № 2

Позиция Ивановой О.Ю.: указанную двухкомнатную квартиру расценивает как совместно нажитое имущество с Ивановым А.В. , считает, что имеет право собственности на 2/3 доли указанной квартиры исходя из интересов несовершеннолетней дочери Ивановой Е.А., хочет вселиться в указанную квартиру и пользоваться большей по размеру комнатой .

Позиция Иванова А.В.: считает квартиру своей личной собственностью, против вселения несовершеннолетней дочери не возражает, против вселения Ивановой О.Ю. и определении порядка пользования квартирой возражает.

Вопросы:

1. Выработать позиции по делу;

2. Определить доказательства, необходимые для реализации выбранных позиций по делу (отдельно по каждой позиции);

3. Определить подсудность, подведомственность дела;

4. Составить исковое заявление;

5. Составить необходимые заявления и ходатайства.

Часть втораяпрактических занятий проводится в зале учебных судебных заседаний института в виде ситуационно-ролевой игры.

Цели занятия:

1. дальнейшее углубление теоретических знаний;

2. дальнейшее усвоение основных гражданско-процессуальных понятий;

3. формирование навыков работы с гражданско-процессуальным законом в условиях деловой игры.

Содержание второй части практических занятий.

Преподаватель объясняет студентам цели предстоящей ролевой игры, предварительно знакомит с ее сценарием, напоминает фабулу (фактические обстоятельства) гражданского дела, подлежащего рассмотрению в суде, предлагает составить процессуальные документы, относящиеся к стадии подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом высказанных пожеланий распределяет роли участников игры, переходит к ее проведению согласно предлагаемому сценарию, в который могут вноситься необходимые коррективы. В процессе проведения игры ее участники составляют необходимые процессуальные документы.

Наши рекомендации