Производственной деятельности и в конкурентной борьбе 3 страница
Рис. 6.3. Образование классов деталей и установление путей и методов их размещения
В первом методе известен конкретный период выполнения заказа и, соответственно, потребность в материалах по количеству и срокам.
Во втором методе основой для расчета являются математико-статистические методы, позволяющие определить ожидаемую потребность.
В третьем методе потребность определяется на основе опыта
работников.
Расчет детерминированными методами не приводит к точному определению потребности в материалах по количеству и срокам поступлений. Он служит, главным образом, для расчета вторичной потребности при известной первичной. Для этого необходима следующая исходная информация: первичная потребность, включающая сведения об объемах и сроках; структура изделия в форме спецификации или указаний условий применения; возможные дополнительные поставки или циклы поставок материалов; располагаемое наличие в виде нетто-потребности.
При аналитическом подходе расчет ведется от изделия по ступеням иерархии сверху вниз. При всех существующих способах детерминированного определения потребности необходимо установить время потребления материалов по ступеням: цикл поступления материалов и первичной обработки их не должен увеличивать цикл изготовления изделия, для чего материалы должны иметься в необходимом количестве перед началом изготовления изделий; детали должны своевременно быть готовы, чтобы оставалось необходимое время для сборки; покупные изделия должны быть заказаны с учетом ожидаемого времени поставки.
При определении потребностей стохастическим методом учитываются данные предшествующего периода и на основании прогноза устанавливается ожидаемая потребность.
6.3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Составление прогнозов или прогнозирование является неотъемлемой частью любого планирования - оперативного, тактического, стратегического.
Прогнозирование включает в себя:
во-первых, анализ экономических, социальных, организационных, технических и технологических процессов, происходящих в предприятии (организации) и окружающей среде, причинно-следственных связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление проблем, которые нужно решать;
во-вторых, формирование представления о будущем предприятия, условиях его функционирования, возможных трудностях и способах их преодоления;
в-третьих, обоснование, анализ и сопоставление различных вариантов развития предприятия (организации), его производственного, научно-технического, финансового и кадрового потенциала, результатов деятельности и возможных стратегий в различных сферах.
Иными словами, прогнозирование есть способ выявления состояния и вероятных путей развития предприятия. С наиболее общих позиций прогноз - это вероятностное суждение о состоянии логистического процесса, системы или отдельных элементов (звеньев) в определенный момент в будущем и (или) альтернативных путях достижения этого состояния [27].
От точности и достоверности прогнозов спроса на готовую продукцию, расходования сырья, уровня сырья и так далее во многом зависит эффективность реализации логистических концепций и принципов. Используемые в настоящее время разновидности прогнозов включают три важнейших особенности:
первая заключается в том, что вся предсказывающая будущее ситуация исходит из времени прогноза (из временной точки), изменение которого влияет на прогноз;
второй особенностью является неопределенность обстоятельств будущего периода, в связи с чем возможное развитие должно быть оценено и собрана информация прежде, чем будет сделан прогноз;
третья особенность заключается в корреляции с информацией о прошедшем периоде.
Характерным для всех методов прогноза является определение развития будущего на основе показателей предыдущего периода, что ведет к неизбежным ошибкам при изменениях потребности. Несмотря на это прогнозы необходимы, так как других методов оценки ситуации будущего попросту нет. Прогнозные оценки должны быть дополнены знаниями и опытом, вытекающими из наблюдения рынка.
Рис. 6.4. Укрупненная схема процесса прогнозирования |
Общая схема процесса прогнозирования представлена на рис. 6.4 [27].
На схеме условно показано, что для получения прогноза П0 какого-либо параметра О объекта или процесса необходимо иметь определенную модель прогнозирования, которая использует ретроспективную (прошлую) информацию за определенный интервал времени в прошлом (период наблюдения или глубина ретроспективы), информацию о параметре О в настоящий момент и иногда прогнозную информацию о внешней среде. Точность и досто-
Рис. 6.5. Определение используемых моделей как предпосылки стохастического определения потребности исследуемой системы
верность получаемого прогноза П0 зависит от объекта, точности и достоверности исходной информации, корректности применяемого метода (модели) и глубины прогноза.
Обычной формой представления всех показателей использования материалов за прошлый период и их изменения во времени является так называемый временной ряд, анализ которого позволяет сделать заключение об использовании рассматриваемых изделий с учетом таких факторов, как тенденции, сезонные изменения, нестабильность или случайные отклонения. Анализ временного ряда позволяет выявить приемлемую модель из числа представленных на рис. 6.5.
Возможными моделями использования материалов являются: модель постоянного потребления; прямопропорциональная модель; сезоннопостоянная модель; сезонная модель с последовательным ростом (рис. 6.6 и 6.7).
Рис. 6.6. Методы стохастического определения потребности
Одним из основных методов стохастических прогнозов является метод экспоненциального сглаживания, когда весомость цифр в определенные периоды корректируется с помощью так называемого фактора «а», значение которого колеблется в пределах от 0 до 1. Чем больше значение «а», тем весомее влияние ближайших прошедших периодов и метод более подходит для оценки фактического потребления. Экспоненциальное сглаживание применимо, прежде всего, при постоянном объеме потребления (а = 0,1-0,3). При более высоких значениях (а = 0,3-0,5) метод может использоваться при изменениях структуры потребления, например, с учетом сезонных влияний. Он соответствует выравниванию средних значений с постоянно снижающимися, в соответствии с геометрическим рядом, факторами весомости.
При постоянно увеличивающемся объеме потребления целесообразно использовать второй метод экспоненциального сглаживания, с помощью которого можно определить тенденцию роста потребности, базирующуюся на прогнозах, пригодных для многих последующих периодов времени.
Основой метода регрессионного анализа является применение и сближение известных тенденций потребления с помощью математических функций, которые могут быть экстраполированы на будущий период. В соответствии с характером кривой регрессии различаются линейный и нелинейный регрессионный анализ.
Метод линейной регрессии целесообразно применять при условно-пропорциональном росте потребления. Тогда изменение потребления отражается аппроксимирующей прямой, которая имеет вид: у = а + Ы.
Коэффициенты «а» и «Ь» определяются с помощью данных о потреблении при условии, что сумма всех отклонений от аппроксимирующей прямой была минимальной, т. е. используется метод наименьших квадратов. Качество прогноза в конечном итоге зависит от рассеивания исходных данных.
Если кривая потребности не аппроксимируется в прямую линию, то применяется нелинейный регрессионный анализ. В этом случае кривая потребности аппроксимируется с помощью полинома
y = a + bt + ct2+ dt + ... + zt . (6.1)
В связи с большой трудоемкостью регрессионного анализа его применение целесообразно с помощью ЭВМ, причем программа для расчета коэффициентов а, в, с, d... z регрессионной кривой находится с помощью минимизации среднеквадратического отклонения.
Для использования любых методов в прогнозах потребности необходимым является регулярное (квартальное, в крайнем случае, ежегодное) наблюдение и контроль с целью проверки действенности используемых предпосылок. Все описанные выше методы оценки потребности имеют формализованное выражение и достаточно легко программируются, что обеспечивает применение ЭВМ.
При изменении потребности желательно использовать краткосрочные прогнозы. Наиболее частые отклонения определяются среднеквадратичными отклонениями и корнем квадратным из среднеквадратичных. При этом в основу кладется предположение, что встречающиеся ошибки подчиняются нормальному закону распределения.
Деятельность любого предприятия основывается на удовлетворении спроса, в связи с чем прогнозирование спроса является одним из главных направлений логистического менеджмента. Классическая модель прогноза спроса описывается следующим выражением:
Пt= (Бt * Сt * Тt * Цt * Дt,) + Н, (6.2)
где Пt - прогнозируемый спрос на момент t;
Бt, - базовый уровень спроса на момент V,
Сt - сезонная составляющая;
Тt - компонента тренда, характеризующая тенденцию возрастания или убывания спроса;
Цt, - циклический фактор за период t;
Дt - фактор продвижения (движения) товара;
Н - нерегулярная (случайная) составляющая.
В приведенном или несколько ином виде такая зависимость используется в большинстве случаев для прогноза спроса.
Различные структурные и качественные изменения, происшедшие в большинстве отраслей народного хозяйства, не позволяют получить адекватную статистическую информацию за предшествующий период. В связи с высокой динамикой переходных процессов в экономике страны необходимо значительно увеличить частоту квантования (частоту съема информации в системе). Однако это сложное и дорогостоящее мероприятие, поэтому неопределенность планирования и прогнозирования в переходный период существенно возрастает. В этот период все большее значение приобретают экспертные (эвристические) методы оценки, которые строятся на мнениях, высказываемых специалистами в соответствующих областях, и их сопоставлении, что позволяет получить ориентировочную картину будущего. Прогнозы дополняются соответствующими пояснениями о том, что ситуация будет развиваться именно так, а не иначе.
Многовариантность прогнозов предполагает наличие соответствующего числа сценариев развития событий, каждый из которых разрабатывается в трех вариантах:
оптимистичном (в надежде на благоприятные условия);
реалистичном (исходя из нормальных условий);
пессимистичном (предполагающим, что ситуация сложится неудачно).
На основе прогнозов строится цикл действий - система целей и ориентиров, которую предприятие должно придерживаться в повседневной деятельности. Эта система ограничивает область принятия решений и обеспечивает соответствие их целям системы, а также придает единообразие разным видам планов. Разработанный цикл составляет основу политики предприятия в той или иной сфере.
6.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ЗАКАЗА
При помощи детерминированных и стохастических методов прогнозирования делается первый шаг к определению потребности в материалах и комплектующих. Вторым шагом является расчет величины заказа материалов или определение оптимального, по возможности, с точки зрения цели, размера поступления на склад в рамках выявленной потребности.
Подготовительно-заключительные процессы определяют затраты, которые носят название постоянных. Для уменьшения их величины, приходящейся на одно изделие, желательно сразу обрабатывать большие партии. В противоположность им затраты на складирование относятся к переменным и изменяются, как правило, пропорционально величине обрабатываемой партии. При выборе экономичной величины партии (размера заказа) следует учитывать эти противоположные тенденции и находить минимум суммарных затрат. Чисто математический расчет оптимальной партии затем должен быть скорректирован в соответствии с условиями производства.
Наиболее известным способом определения величины заказа является классический метод, разработанный Андлером (рис. 6.8). Этот метод основан на том, что, с одной стороны, затраты на заказ являются постоянными и поэтому, при увеличении объема заказа, они снижаются на каждую партию, а, с другой стороны, существует линейная зависимость между затратами на складирование и объемом получения. Следовательно, критерием оптимизации размера заказа на пополнение запасов может быть минимум общих затрат на выполнение заказов и поддержание запаса сырья или готовой продукции на складе в течение планового периода (года).
Рис. 6.8. Определение оптимального объема заказа: З - затраты на складирование; 3,„ - затраты на получение заказа |
Допустим, что годовая потребность предприятия в сырье (спрос на выпускаемую продукцию) равна . Тогда за год необходимо сделать
поставок на по-
полнение запаса, где цъ - величина разового заказа. Затраты (С3Г)
на выполнение п заказов запишутся уравнением:
(6.3)
где Сз - стоимость подачи заказа (затраты на единицу заказа).
Затраты хранения (поддержания) запаса (Сгскя) на складе в течение года:
(6.4)
где <2скл - средняя величина запаса, поддерживаемая на складе;
Ск - цена единицы продукции, хранимой на складе (затраты на количество); i - доля от цены, приходящаяся на затраты по поддержанию запасов. Средняя величина запаса составит Суммарные годовые затраты (С£) в связи с этим представляются выражением:
(6.5)
Оптимальный объем заказа определяется из выражения dC z/dq3 = 0.
Итак, оптимальный объем заказа {q ^m) (экономический размер количества - Ecjnjmic Order Quantity - EOQ) определяется из выражения:
q = (6.6)
В теории управления запасами она известна как формула Уилсона, хотя была получена Ф. У. Харрисоном еще в 1913 г.
Поскольку кривая общих затрат в области минимума имеет малую кривизну (рис. 6.8), то отклонение от q в определенных пределах ведет к небольшим отклонениям от величины затрат. Поэтому рассчитанная величина партии может рассматриваться как исходная. На практике объем заказа может определяться как 0,5 q (qрас (2 q . При определении величины заказа следует иметь в виду различия между установленной и оптимальной по стоимости величиной заказа.
При выполнении заказа учитываются: потребность, сроки поставки и наличие запасов на складе. На основе заключенного дого-
Рис. 6.9. Поставки на склад в соответствии с наличием
вора и в соответствии с определением потребности заказывается соответствующее количество деталей и материалов. При этом контролируются периоды времени между заказами и наличие запасов на складе. Новый заказ оформляется при достижении определенного уровня запасов, называемого точкой заказа (рис. 6.9).
Целесообразно вести наблюдение за всеми отклонениями, чтобы не перейти тот объем, который позволяет продолжать работу до пополнения запасов.
Исходя из объема заказа, объема поступления, резервирования запасов в производстве и запасов на складе, может быть определен располагаемый запас. При оформлении заказа необходимо знать выявленное наличие, страховой запас и время поступления парии заказа.
В практической деятельности предприятий возможны отклонения от запланированных показателей, к которым относятся: отклонения между запланированным и фактическим потреблением; отклонения между запланированным и фактическим сроком поставки; отклонения между заказанным и поставленным количеством; отклонения фактического наличия от зафиксированного в документах склада. Для того, чтобы, несмотря на возможные отклонения, готовность складов к поставке была бы в достаточной степени обеспечена, необходимо иметь так называемый страховой запас, определяющий уровень сервиса:
(6.7)
где Ус - уровень сервиса;
N - число полностью удовлетворенных запросов в течение определенного времени;
N _ число всех запросов.
Объем страхового запаса непосредственно влияет на готовность поставки на складе. Выявление величины страхового запаса, равно как и уровня сервиса, должно производиться с учетом затрат на складирование и омертвление капитала, а также возможных затрат при недопоставках, ведущих к сверхурочным работам, дополнительным сменам или штрафам. Целью максимальной готовности к поставкам является повышение уровня сервиса и избежание непропорционально растущих затрат на страховые запасы.
Страховой запас устанавливается на основе опыта или с помощью математических методов, основанием для которых могут выступать сведения об объемах со склада в различные периоды времени.
6.5. ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Применение принципов логистики в обеспечении производственной деятельности предприятий материальными ресурсами в форме закупок предопределило изменение стратегии организации материально-технического обеспечения, ориентируемой на снижение издержек. Важность сокращения затрат, связанных с закупками как ключевой логистической функцией, подтверждается тем, что затраты на организацию и управление в сфере закупок составляют от 40 до 60 % в структуре себестоимости готовой продукции. Необходимы изменения в организации и управлении закупками на уровне предприятия, т. к. в настоящее время они осуществляются более мелкими партиями и через малые промежутки времени, что связано с уменьшением жизненного цикла большинства товаров.
Управление должно осуществляться не разрозненно по составляющим материально-технического снабжения, а на основе интеграции процесса продвижения материального потока и использовании выгодного для конкретного предприятия способа доведения его до конечного потребителя. Основой управления является заку-
почная логистика, применение которой предполагает решение задач, связанных со структуризацией материальных ресурсов, накоплением и анализом информации, поступающей с рынка закупок, поиском поставщиков, оптимизации финансовых потоков, т. е. требует интегрированного подхода к процессу закупок.
В настоящее время за рубежом, да и в России тоже, происходит отождествление процесса закупок с деятельностью по материально-техническому снабжению производства и управлению его ресурсами. Принципиальное отличие современного логистического подхода к закупкам состоит в том, что объектом управления становится поток, иными словами, множество отдельных звеньев, воспринимаемых как единое целое. Основным объектом закупочной логистики, позволяющим интегрировать все звенья и элементы логистической системы в четко функционирующий механизм, являются материальные (и сопутствующие им информационные и финансовые) потоки, в основе которых лежат материальные ресурсы, имеющие натурально-вещественный состав и рассматриваемые в процессе приложения к ним тех или иных логистических активностей в конкретном временном интервале.
Генерирующим звеном любой логистической системы является входной материальный поток. Первоначальным звеном логистической цепи движения материального потока на предприятии, как правило, становится этап приобретения сырья, материалов, запасных частей, комплектующих изделий, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов для последующего преобразования их, т. е. стадия закупок, на которой формируется и начинает свое движение материальный поток. Такой этап в логистике называют закупочной логистикой и закупочной деятельностью. Это важная составляющая часть общественного производства, охватывающая значительную долю сферы обращения. Организация процесса закупок, характер взаимодействия партнеров в цепи закупок во многом определяют величину логистических издержек. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их выполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки.
Границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяются условиями договора с поставщиками и составом службы снабжения внутри предприятия (рис. 6.10).
РИС 6.10. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ
а - закупка; б - производство; в - распределение
Итак закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятий материальными ресурсами. Подсистема закупок организует вход материального потока в логистическую систему.
Любое предприятие (производственное или торговое) имеет в своем составе службу снабжения, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов, изделий и продуктов народного потребления. Служба снабжения устанавливает связи с поставщиками.
Основными функциями снабженческо-закупочной деятельности являются:
выявление и исследование источников ресурсов, а также поставщиков сырья и товаров;
принятие решения о заказе;
определение величины, количества и сроков поставок и контроль за ними;
управление запасами;
учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.
Основными принципами на которых строится снабженческо-закупочная деятельность являются: планомерность (работа на основе разработанных графиков поставок); ритмичность (через равные промежутки времени); оперативность (гибкое реагирование на изменение спроса); экономичность (минимизация рабочего вре-
мени, материальных и денежных ресурсов на доставку сырья и продукции); централизация (доставка силами и средствами поставщиков); технологичность (использование современных технологий закупок и поставок).
Основные этапы процесса закупок для предприятия сводятся к следующим: определение масштаба деятельности (определение объема производства, продаж, поставок сырья и оценка величины затрат); формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков; разработка первоначального графика закупок на основании выявленного времени поставки; размещение информации о подаче предложений; оценка предложений; проведение заключительных переговоров с поставщиками; заключение договора и оформление соответствующей документации; осуществление поставки и контроль качества ее; обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств.
Основные вопросы снабженческо-закупочной деятельности (логистики):
что закупать?
сколько закупать?
у кого закупать?
на каких условиях и по какой цене закупать?
как совместить на системном уровне закупки с производством и сбытом?
как построить работу с субпоставщиками?
Входной поток, связанный с приобретением сырья, предполагает наличие информации о рынке закупок, как предшествующий производству, где формируются спрос и предложение на материальные ресурсы. Экспертный опрос показывает, что цена на материальные ресурсы играет определяющую роль в закупках. Так 44,08 % респондентов отдали предпочтение цене на продукцию. В работе поставщиков наиболее значимым критерием названо качество материалов.
Выбор поставщика - одна из важнейших задач предприятий при организации закупок. Отношения с поставщиками целесообразно выстраивать, используя следующие принципы:
обращаться с поставщиками необходимо так же, как и с клиентами;
не только декларировать, но и на деле доказывать общность интересов с поставщиками;
посвящать поставщиков в свои задачи и быть в курсе их деловых операций;
проявлять готовность помочь и помогать в случае возникновения проблем у поставщиков;
строго соблюдать принятые на себя обязательства;
учитывать в своей практической деятельности интересы поставщиков.
На выбор поставщика значительное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам, которые позволяют накапливать информацию и ранжировать поставщиков согласно следующим критериям: качество материалов и сырья, соблюдение сроков поставок, гибкость реагирования на заказ, готовность пойти навстречу, периодичность поставки, отношение к клиентам, предоставление дополнительных сервисных услуг, предоставление скидок.
Задача выбора поставщика включает следующие этапы:
поиск потенциальных поставщиков посредством рекламы, посещения выставок и ярмарок, переписки и личных контактов. Как результат составляется список потенциальных поставщиков;
анализ списка потенциальных поставщиков по установленным критериям, которые кроме прочих должны включать цену, качество и надежность поставок;
оценка результатов работы с поставщиками по комплексной выработанной шкале оценок, позволяющая определить рейтинг поставщиков и ранжировать их.
Необходимо помнить, что появление нового поставщика сопряжено с определенными рисками. В связи с этим за рубежом достаточно часто обращаются к услугам специальных структур, располагающих информацией и дающих сведения о поставщиках.
Непосредственно организация процесса закупок включает в себя следующие работы:
определение потребности в материальных ресурсах;
точная спецификация объектов закупок;
исследование рынка закупок;
изучение предложений по закупкам и проведение конкурсного размещения заказов;
проверка предложений и их оценка;
выбор поставщиков;
размещение заказов;
оплата обусловленных обязательствами закупок;
осуществление поставок и контроль за полнотой и качеством их исполнения;
анализ требований поставщиков;
координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием, транспортировкой.
Современное функционирование закупочной деятельности характеризуется тем, что объемы и распределение закупок во времени определяются потребностями компаний и фирм в ресурсах согласно принятым ими логистическим концепциям производства. Закупочная логистика, как правило, базируется на «тянущей» концепции, так как планирование объемов, сроков закупок для пополнения складских запасов и бесперебойного обеспечения процесса производства материальными ресурсами осуществляется в соответствии со стратегическими, тактическими и оперативными планами выпуска готовой продукции. Из этого следует, что при составлении плана закупок, выборе поставщиков и организации процесса закупок необходимо учитывать особенности конкретного производства, исходя из которых ставятся цели и формулируются задачи закупочной деятельности в условиях синхронизации отдельных этапов. Необходимо также помнить, что на процесс закупок существенное влияние оказывают факторы внешней среды, которые нужно знать и учитывать их при принятии как оперативных, тактических, так и особенно стратегических решений.