Условия максимизации прибыли и
МИНИМИЗАЦИИ УБЫТКОВ
Максимальная прибыльдостигается при взаимодействии внутренних (динамика издержек производства) и внешних (динамика дохода предприятия после реализации продукции) факторов деятельности предприятия.
Основное требование максимизации прибыли – прибыльность (окупаемость) каждой единицы продукции.
Сравним поведение предприятий, максимизирующих прибыль в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Разница в поведении связана с различным характером функции спроса, а значит и дохода.
В условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периодесуществуют дваспособа определения объема производства, при которых предприятие получит максимальную прибыль.
При первом способе необходимо сравнить валовой доход ТR и валовые издержки ТС (см.рис.19).
TR,TC А
TR TC
В
О Q1 Q0 Q2 Q
Рис.19 Сопоставление валового дохода TR и валовых издержек ТС
Предприятие будет получать прибыль при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки (TR > ТС). На рисунке это отрезок Q1Q2. Максимальную абсолютную величину прибыли оно будет получать при объеме производства в точке Q0.
При TR = ТС (точки Q1и Q2) предприятие получит нормальную прибыль. Когда ТС > TR (отрезки ОQ1 и Q2Q) предприятие будет нести убытки.
При втором способе следует сравнивать предельный доход и предельные издержки (см. рис. 20).
P MC
P0 MR=P
О Q0 Q
Рис.20 Сопоставление предельного дохода MR и предельных издержек MC
* Следует помнить, что в условиях совершенной конкуренции цена спроса для предприятия является заданной величиной, т.е. не меняется при изменении объемов выпуска, и, следовательно, кривая спроса выглядит как горизонтальная линия и поэтому P=MR.
До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, предприятию следует наращиватьпроизводство (отрезок ОQ0). Когда же увеличение производства (дополнительная продукция) будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу (отрезок Q0Q), предприятию лучше прекратитьдальнейшееувеличение объема выпускаемой продукции. Переломной точкой станет Q0, точка, в которой достигнуто равенствоMR и MC. Эту точку называют точкой оптимального выпуска, т.е. в ней предприятие получит максимальную прибыль.
С изменением рыночной цены на продукцию предприятием изменяется тот объем производства, при котором обеспечивается равенство предельных издержек и доходов. Пока рыночная цена Р0 превышает средние издержки АТС, равновесный выпуск обеспечивает предприятию получение экономической прибыли (заштрихованный прямоугольник) (см. рис.21). P MC
АТС
P0 MR=P0
AVC
О Q0 Q
Рис.21 Максимизация прибыли предприятием в условиях
совершенной конкуренции
Если рыночная цена на продукцию растет, то предприятие имеет перспективы увеличитьмассу прибыли за счет роста валового дохода и дальнейшего увеличения выпуска.
При цене Р0, равной средним валовым издержкам АТС (см. рис.22), предприятие будет работать на уровне самоокупаемости, т. е. оно будет лишь покрывать издержки.
P MC АТС
P0 MR=P0
AVC
О Q0 Q
Рис.22 Режим самоокупаемости предприятия в условиях
совершенной конкуренции
Если цена упадет ниже средних валовых издержек АТС, то тогда предприятие получит убытки.Возникает вопрос: как следует поступить в подобной ситуации? Остановить производство или продолжать?
До тех пор пока цена Р1 превышает средние переменные издержки AVC, предприятию следует искать пути повышения эффективности, продолжая производство продукции (см.рис.23 - заштрихованный прямоугольник). Если в этих условиях остановить производство, то переменные издержки уменьшатся до нуля, но предприятие будет нести потери из-за постоянных издержек
P MC АТС
AVC P1 MR=P1 . P2 К MR=P2
О Q2 Q1 Q
Рис.23 . Минимизация убытков фирмой в условиях
совершенной конкуренции
При цене Р2 (см. рис.23 - пунктир), равной средним переменным издержкам AVC, предприятие будет находиться в критической точке К (на грани банкротства).
Если рыночная цена снизится до уровня Р3 (см. рис.24) и окажется ниже средних переменных издержек AVC, то предприятию следует остановить производство (наступает банкротство). В этом случае предприятие не сможет компенсировать даже части своих постоянных затрат.
P MC АТС
AVC
Р3 MR=P3
О Q3 Q
Рис.24 Ситуация банкротства с остановкой производства
Таким образом, условия продолжения деятельности предприятия, несущего убытки, можно записать следующим образом: АТС > Р > AVC.
В долгосрочном периоде совершенной конкуренциибанкротство определенного числа предприятий приведет к повышению цены спроса для оставшихся в отрасли предприятий. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет покрывать средние валовые издержки оставшихся предприятий, т.е. Р=АТС.
Если уход предприятий из отрасли будет продолжаться и дальше, то рост цены приведет к превышению ее над средними валовыми издержками АТС. Тогда оставшиеся предприятия будут получать экономическую прибыль, которая привлечет в отрасль новые предприятия-конкуренты, что в конечном итоге снова вызовет понижение цены товара, а, следовательно, и прибыли.
Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде вход и выход предприятий в отрасль определяется равенством цены величине средних издержек, т.е. P=MR=MC=AC.
В условиях несовершенной конкуренциицена не является заданной величиной, поэтому кривая спроса не является горизонтальной линией и P не равняется MR. С учетом этих условий возможно применение способа сравнения предельных издержек и предельного дохода и при несовершенной конкуренции.
Монополист, как в кратко-, так и в долгосрочном периодахполучает прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль новых предприятий.
Предприятие в условиях несовершенной конкуренции может контролировать одновременно двапараметра: объем выпуска и цену(в отличие от предприятий в условиях совершенной конкуренции, которые могут контролировать только одинпараметр – объем выпускапродукции). Монополист может либо производить меньше продукции и продавать ее по более высокой цене, либо, наоборот, снизить цену за счет увеличения масштабов производства.
Таким образом, главная причина образования прибыли в этой ситуации – возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене.