Исторические традиции декоративной обработки стекла и бисера
Исторические традиции декоративной обработки стекла и бисера
Основные виды изделий из бисера
Материалы, инструменты и приспособления для работы
Виды декоративной обработки стекла и бисера
Способы низания
Литература
1. Аполозова Л. Бисероплетение.—М.: Культура и традиция, 1999.—316 с.
2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер.—Ярославль: Академия развития, 2001—224 с
3. Виноградова Е. Большая книга бисера.М.: ОЛСИА-ПРЕСС, 1999—432 с.
4. Котова И.Н., Котова А.С. Школа современного бисероплетения.—СПб.: ИД «МиМ», 1999.—340 с.
5. Крайнева И.Н. Мир бисера.— СПб.: Литера, 1999.—240 с.
6. Литвинец Э.Н. Низание и ручное вышивание.Мн,: Полымя, 1991.—111 с.
7. Ляукина М.В. Бисер.— М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.—169с.
8. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Азбука бисера.— СПб.: Литера, 1999.— 176 с.
9. Шорис М. Техника плетения из бисера.—М.: Бурда Внгешкнига, 1996
Исторические традиции декоративной обработки стекла и бисера
Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. Природные материалы использовались для отделки одежды и изготовления украшений еще на заре истории человечества. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, глиняных шариков, нанизывая их на конский волос или травинку. Но во все времена особенно ценились украшения из обработанных натуральных камней. Однако поделочные камни встречаются в природе довольно редко, их обработка очень трудоемкая, а стоимость, как правило, высокая. Все это заставило людей вести поиски имитирующего материала, каким и стало стекло. Исследователи считают, что стекло возникло более 6 тысяч лет назад.
По одной из легенд, стекло изобрели древние финикийцы, которые, возвращаясь на корабле из Африки с грузом добытой там природной соды, заночевали на песчаном берегу. Для приготовления пищи и защиты от холода им был нужен костер. Не найдя подходящих камней, они выложили очаг из привезенной с собой соды и разожгли большой костер. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло.
Родиной бисера можно считать страны арабского Востока. Косвенно это подтверждает и закрепившееся за мелкими бусами из стекла название «бисер»(от арабского «бусер»—фальшивый жемчуг). Из Древнего Египта и Сирии производство бисера распространилось на Римскую империю, после ее распада центром производства бисера становится Византия, затем это ремесло проникает в Грецию, Галлию, Германию, а оттуда в Венецию и другие страны Европы.
Технология изготовления бисера вначале была очень сложна. Расплавленное стекло вытягивали в тонкую нить и навивали ее на медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания бус на нитку. Стержень извлекали, а бусину подвергали повторному разогреву и ручной обработке. Параллельно существовал и другой способ, при котором вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Шов сглаживали, заготовку остужали, затем разрезали на куски и дорабатывали.
Своего расцвета бисерное производство достигает в 10 веке в Венецианской Республике, которая всевозможными способами оберегала тайны изготовления маленьких разноцветных шариков. Венеция на многие века стала центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности. Были времена, когда бисер использовали не только для изготовления украшений, но и как средство платежа. Он служил талисманом, а также материалом для изготовления четок в христианстве и буддизме.
Начиная со второй половины 14 века, соперницей Венеции стола Северная Чехия (бывшая Богемия) В Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные сорта. С конца 16 века его начинают осваивать во Франции и Германии. В конце 17-18 веков во Франции было налажено производство из тонкостенных трубок фальшивого стеклянного жемчуга, составляющего конкуренцию венецианским изделиям. Тогда мастера Венеции тоже сосредоточили свои усилия на освоении этого модного материала, сократив производство бисера.
До конца 18 века бисер изготавливали вручную.
Сначала вытягивались толстостенные трубки небольшого диаметра из цветного прозрачного или эмалевого стекла. Затем стальными специальными ножницами, действующими как щипцы для колки сахара, но устроенными наподобие гильотины, от пучка тонких трубок откалывались маленькие кольцеобразные кусочки. Кусочки отсеивались от осколков, засыпались вместе с толченым углем, известью и глиной в металлический барабан, который вращался вокруг наклонной оси до тех пор, пока отверстия в зернах заготовок не забивались формовочным порошком. Затем вращающийся барабан помещался в печь, где при высокой температуре края заготовок оплавлялись, округляясь. Непрерывное вращение барабана, которое продолжалось и после выемки из печи до полного остывания, препятствовало сплющиванию заготовок. Пересыпав содержимое барабана в мешок грубой ткани с прореженной основой, его встряхивали, чтобы очистить от формовочного порошка. Затем, чтобы вернуть бисеру блеск, его встряхивали в плотном холщовом мешке с отрубями и полировочным порошком, состоящим из угля, мела и толченого стекла.
Внедрение в 1890 году в Чехии машинного производства бисера вызвало революцию в этой отрасли и позволило Чехии стать одним из ведущих центров производства бисера.
На территории нашей страны вышивкой бисером украшали одежду и обувь, предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале нашей эры — древние славяне. В эпоху Киевской Руси древним ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных и заглушных(матовых) стекол. Уже в 9 веке в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, Владимир, Рязань, Галич, Полоцк и другие города. Раскопки показывают, что в 8-9 веках стеклодельных дел мастера изготавливали бусы самой различной формы, расцветки и художественной обработки. Они были весьма разнообразны по цвету (зеленые, фиолетовые, желтые, синие, черные, серебряные и золотые) и форме (круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные), переливались на солнце всеми цветами радуги, издавали мелодичный звон при движении.
Укрепление в 10-12 веках связей Киевской Руси с Византией способствовало распространению бисера на территории нашей страны. В появившихся на Руси в 10-13 веках центрах стеклоделия изготавливались качественные стеклянные бусы, но бисерное производство налажено не было. Бисер в России всегда был привозным материалом. О его относительной ценности свидетельствует то, что в 15 веке он использовался наравне с драгоценными камнями и жемчугом. Развитие стеклоделия на Руси было надолго прервано татаро-монгольским нашествием. Были утеряны секреты технологий. И только в 16 веке началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских.
Большой вклад в развитие стеклоделия в России внес М.В.Ломоносов, Он провел много опытных плавок стекла и получил большое количество различных оттенков. Ломоносов пытался убедить власти о необходимости развития стекольного производства в Росси не только с помощью цифр и фактов, но и при помощи поэзии, слагая поэтические строки о пользе стекла, оды во славу его красоте. В 1752 году им было получено разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом (г.Ломоносов) для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса.». В 50-х годах М.В.Ломоносов получил на своей фабрике первую стеклянную продукцию. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского ученого. Некоторые виды бисера и стекляруса Ломоносовской фабрики не имели иностранных аналогов. Но вскоре после смерти Ломоносова, в 1768 году фабрика закрылась. Зарождающийся промысел угас, так как поступающий из-за границы материал был более качественным и дешевым. Позднее в России бисер невысокого качества изготовляли в кустарных мастерских.
В 17 веке начинают работать стекольные заводы. Петр 1 привлекает к подготовке русских мастеров иностранных стеклоделов, посылает за границу учиться стекольному делу молодых мастеров. И все-таки на протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции, Германии и Чехии.
Бисер начал проникать в народный костюм с конца 18 столетия. Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами и позатыленями. Центрами по работе с бисером были женские монастыри. Широко распространилось и вышивание бисером. Основным приемом работы было саженье по бели, то есть нашивание нанизанного на нить бисера вдоль шнура из хлопчатобумажной или льняной нити, выложенного по узору. Вместе с тем, начинает вырабатываться новый способ вышивки, шитьем вприкреп, который применяется для создания панно и картин. В начале 19 века бисероплетение было так же популярно в аристократических кругах России, как музицирование, танцы, чтение любовных романов. Бисер продавался в самых модных магазинах, завозился из Богемии и Венеции. Россия испытывала настоящий бисерный бум. Им расшивали оклады икон, покровцы, вышивали бисером скатерти, картины, панно, диванные подушки, сумочки, шкатулки, чехольчики, пояса, оплетали чернильницы и шкатулки, применяли в вышивке городской одежды и крестьянских костюмов. Огромное количество различных изделий в этот период выходит из рук подневольных тружениц помещичьих мастерских и мастериц монастырей. Так, в одном из имений графа Тарановского стояла мебель, все сиденья у которой были покрыты вышивками из бисера. В конце 19 века в Подмосковье, в тульской и тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались широким спросом. С начала 20 века вплоть до Первой мировой войны бисер становится популярным при отделке вечерних туалетов.
Появление в 90-х годах на нашем рынке высококачественной чешской продукции способствовало формированию нового взгляда на традиционные художественные промыслы. Интенсивно развивается техника бисероплетения, современные технологии отличает сочетание традиционных, веками сложившихся приемов и новых, оригинальных форм, мастера осваивают новые виды изделий, постепенно перестраивая сложившиеся каноны.