Внимание все иные потребительские свойства изделия

Установление цен с ориентацией на полезность изделия можно

Осуществлять также на основе баллового метода. Суть этого метода

Заключается в том, что каждому параметру изделия присваивается

Определенное количество баллов, сумма которых дает оценку тех-

Нико-экономического уровня изделия.

При использовании этого метода вначале рассчитывается цена

Одного балла по базовому изделию

—цена базового изделия-эталона;

—балловая оценка г-го параметра базового изделия;

Весомость параметра.

Цена нового изделия составит:

Где балловая оценка i-ro параметра нового изделия. 471

Рассмотрим использование баллового метода на конкретном

Примере.

Изделия

Базовое

Новое

Основные параметры изделия

Прочность

Баллы

Весомость,

Доли ед.

0,4

0,4

Длина

Баллы

Весомость,

Доли ед.

0,4

0,4

Графика

Баллы

Весомость,

Доли ед.

0,2

0,2

Цена базового изделия составляет 520 руб. Тогда цена одного

балла базового изделия составит:

Цена нового изделия будет равна:

Рп = (90 •0,4 + 80 •0,4 + 35 •0,2) - 11,3 = 847,5 руб

Одним из вариантов расчета цен на новую продукцию, ориенти-

Рованных на полезность изделия, может быть метод корреляцион-

Но-регрессионного анализа, который представляет собой сочетание

Двух методов —корреляционного и регрессионного. Этот метод

Используется для выявления зависимости изменения цены от изме-

Нения одного или нескольких технико-экономических параметров

Продукции. Количественная зависимость между изменением цены

Изделия и факторными признаками находится на основе регресси-

Онного анализа. Что касается уравнений регрессии, то они могут

Иметь различный вид: линейное, степенное, параболическое и др.

Метод определения цен с ориентацией на спрос предполагает

Использование различных опросных листов, тестов, проведение

Экспериментов и прочее. Суть этого метода заключается в том, что

Предприятия при разработке ценовой политики стремятся устано-

Вить такую зависимость между ценами и объемами продаж, которая

Позволяла бы достичь поставленных целей.

Рассмотрим пример определения цены на новое изделие на ос-

Нове проведенного опроса. В тесте задается вопрос о максимальной

Цене, по которой покупатели согласны приобрести это изделие. Ре-

зультаты опроса покупателей представлены в табл. 16.2.

На основе проведенного опроса была определена доля потен-

Циальных покупателей предлагаемой продукции. Как видно из таб-

лицы, 85% покупателей (22 + 27 + 36) выбирают продукцию с ценой

От 55 до 67 руб. Поэтому при обосновании цены на это изделие вы-

Бор должен производиться именно в данном интервале цен.

Наряду с рассмотренными имеются также и другие методы

Установления цен на продукцию, например методы определения

Цен с ориентацией на конкуренцию и прочие.

Доля потенциальных покупателей,

предпочитающих ту или другую цену, %

Цена, руб.

95 88

X

X

X

X

X

I На основе одного из вышерассмотренных или других методов

Предприятие определяет исходную цену на свою продукцию.

Окончательная цена изделия может корректироваться с учетом,

Например, каких-либо его уникальных, редких свойств, а также

Уровня обслуживания, особых гарантий покупателям и т. д.

Уровень цены изделия оказывает непосредственное влияние на

Финансовые результаты деятельности предприятия. Чем выше цена

(при прочих равных условиях), тем больше сумма прибыли. Изме-

Нение прибыли от реализации продукции под влиянием изменения

отпускных цен определяется следующим образом:

Реализация в отчетном году в ценах отчетного года (Ц —цена

- количество изделий);

Реализация в отчетном году в ценах базисного года.

Выводы

В условиях рыночной экономики цена является одним из наибо-

Лее важных синтетических показателей, существенно влияющих на

Финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от

Уровня цены зависят величина прибыли коммерческой организа-

Ции, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена

является важнейшим инструментом внутрифирменного планирова-

Ния и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

В условиях рынка сохраняется необходимость государственно-

Го регулирования ценообразования. Это объясняется необходимо-

Стью контроля за ценами отраслей и предприятий-монополистов,

Стремлением государства обеспечить социальную защиту населения.

Цена на продукцию зависит от многих факторов: спроса на про-

Дукцию, государственного регулирования цен, издержек, конку-

Ренции и др. Учет влияния всех факторов в комплексе позволяет

Предприятиям выработать гибкую и эффективную политику цено-

Образования.

Т а б л и ц а 16.2

В первые годы перехода на рыночные отношения наиболее

Сильнодействующим фактором ценообразования в российской эко-

Номике был, и во многом остается сейчас, фактор затрат. Предпри-

Ниматели стремились любое увеличение затрат переложить на по-

Купателя. По мере насыщения рынка и в условиях конкуренции

Предприятиям все чаще, чтобы реализовать продукцию и обеспе-

Чить устойчивое финансовое положение, приходится изыскивать

Резервы по снижению издержек.

Контрольные вопросы

Наши рекомендации