Проект организации сотрудничества университета, студентов и работодателей
Олимпиада по менеджменту, экономике и социологии 2012
Актуальность проекта
Зачем человек поступает в университет? Кто-то делает это для самореализации, кто-то по традиции, надо ведь после школы чем-то заняться, кто-то по настоянию родителей, кто-то ради собственного интереса и любопытства, но абсолютное большинство людей принимает решение о получении высшего образования с целью дальнейшего трудоустройства.
Разумеется, университет не остается безучастным к проблеме трудоустройства своих выпускников. В течение обучения и по его окончании студенту предоставляется огромное количество возможностей найти временную или постоянную работу: от информационных стендов с объявлениями о вакансиях около кафедр до различных служб и центров по помощи в трудоустройстве.
Однако бесспорно наилучшим вариантом является тот, когда студент заканчивает университет уже трудоустроенным. Это самый простой и желаемый вариант, как для студента, так и для университета. Но как сделать так, чтобы большинство студентов получали работу еще в процессе обучения?
Самым мощным инструментом решения этой проблемы являются производственные практики, которые проходят во время обучения. Во время производственной практики студент имеет возможность не только найти практическое применение полученным во время учебы знаниям, но и познакомиться с потенциальными работодателями. На данном этапе студент уже вполне способен заинтересовать организацию в своих услугах. Кроме того, он может определиться и со своими собственными предпочтениями относительно организации, в которой ему хотелось бы работать.
Немаловажной составляющей в процессе производственной практики является так же активное участие в нем преподавателей университета. С одной стороны, это работа со студентами: помощь в выборе места прохождения практики, формирование необходимых навыков и просто моральная поддержка. С другой стороны, сотрудничество с организациями: расширение базы потенциальных работодателей, исследование рынка вакансий, рекомендации по работе со студентами и получение обратной связи от работодателя.
Однако основной целью преподавателя во время практики является взаимодействие со студентом в контексте совместной научной работы. Здесь контакт должен быть двусторонним: преподаватель помогает студенту (проводить исследование, выполнять то или иное задание от организации), а студент может помогать преподавателю (собрать какую-либо информацию, провести необходимые интервью или анкетирование) и таким образом участвовать в его научной деятельности.
Грамотная организация производственных практик для студентов имеет первостепенное значение, как для университета, так и для самих учащихся. Но что означает грамотная организация? Как выстроить взаимодействие работодателей, студентов и преподавателей так, чтобы оно приносило максимальную выгоду и пользу всем трем сторонам? Какие ошибки возможны в ходе этого взаимодействия и как их устранить? Как упростить процесс организации производственной практики? Как расширить список организаций, готовых предоставить возможности по ее проведению? Как подготовить студентов, чтобы они могли получить максимальную пользу не только для себя, но и сделать посильный вклад в работу организации и научную деятельность преподавателей? Вот те вопросы, которые мы планируем осветить в рамках нашего проекта.
Необходимость в разработке нового инструмента взаимодействия между университетом (студентами, преподавателями) и работодателями назревала уже давно. С этой точки зрения проект является весьма необходимым и значимым, прежде всего, конечно, для студентов и преподавателей. Однако свой плюс есть и для организаций – с помощью предложенных нами решений, работодатели смогут быстрее и эффективнее осуществлять поиск студентов не только для прохождения практики, но и для работы (проведение исследований, диагностик, применение различных методов управления персоналом). Работодатель сможет пригласить на практику именно того студента, который занимается научной работой по теме, актуальной для организации.
Кроме того, при желании работодатель сможет сотрудничать с одним и тем же студентом в течение нескольких лет его обучения и тем самым подготовить сотрудника именно для своей организации, который будет знать не только специфику работы, которой ему предстоит заниматься, но и специфику организационной культуры, микроклимат в компании и без проблем сможет влиться в коллектив. Работодатель сможет «вырастить» специалиста под определенные цели, и в этом плане работа со студентами намного проще, чем с взрослыми людьми, которых приходится переучивать и адаптировать к новым задачам.
Одной из важнейших целей проекта является разорвать «порочный круг», в котором оказываются многие выпускники сразу после получения диплома. На работу по специальности не берут, потому что нет опыта, а опыта, в свою очередь нет именно потому, что не берут. Наш проект призван решить эту проблему, хотя бы отчасти. При более тесном взаимодействии студентов и работодателей, у студента будет намного больше шансов получить работу еще до выпуска из университета. Кроме того, грамотно организованная практика и работа вообще в корне меняют представление студента и об учебе. Он начинает относиться к занятиям более ответственно, понимать какие курсы ему важнее, на чем нужно сделать акцент, а чему уделить меньше внимания. Студент начинает воспринимать учебу как начало карьерной лестницы, а не как «вторую школу».
Наш проект будет первым шагом к выходу в сквозное образовательное пространство – к сотрудничеству между студентами и университетами, к более высокому уровню образования, к расширению специализаций и границ учебной программы. Возможно, эти цели пока слишком глобальны, но, так или иначе, это должно произойти, и наш проект может стать немаловажной вехой в развитии этих тенденций.
Так же особенную актуальность данный проект приобретает в условиях демографического кризиса 90-х годов, который в скором времени даст о себе знать. Специалистов будет крайне мало. Это можно заметить уже сейчас. Набор студентов в университеты нашего города с каждым годом серьезно сокращается. По выражению бизнес-аналитиков и консультантов, не за горами те дни, когда на работу будут брать всех, потому что выбора не будет. В такой ситуации легко себе можно представить какого качества будет человеческий ресурс в организациях. И для работодателей уже сейчас имеет смысл позаботиться о подготовке новых кадров, что и поможет осуществить наш проект.
Немаловажно, что данный проект поможет автоматизировать работу целого подразделения в университете, существенно облегчит работу многих преподавателей, которые вынуждены тратить огромное количество рабочего времени на то, чтобы связаться с работодателями и устроить студентов на практику.
До настоящего момента этот процесс происходил что называется «вслепую». Преподаватель звонит в организацию, описывает студента, исходя из той небольшой информации, которую он о нем знает и просит, чтобы его приняли на практику. При этом не учитывается ни научная деятельность студента, ни реальная помощь, которую он может или не может принести организации, ни нужды самой организации. Наш же проект предполагает в корне иной подход. Во-первых, студент сможет сам себя презентовать так, как считает нужным. Во-вторых, он сможет найти себе место для прохождения практики, соответствующее целям его научной деятельности, и тем самым сможет помочь и организации. В-третьих, работодатель сможет сам делать запросы по направлениям, которые актуальны для него и требуют рассмотрения и проработки. Таким образом, мы снимаем большое количество ненужных проблем и неловкостей, но что самое главное, повышаем эффективность всего процесса в целом.
Огромный плюс определенно есть и для студентов. Сейчас в большинстве своем студенты занимают пассивную позицию, а учебу воспринимают как «дополнительные 5 лет детства». Наша программа поможет начать более серьезно относиться к учебе, использовать все ее возможности и рассматривать ее именно как подготовку к будущей профессиональной деятельности. Ведь уже сейчас студент создает себе репутацию. Участие в программе так же поможет студентам развивать навыки самопрезентации, ведь оттого насколько выгодно будет смотреться студент, зависит его дальнейшая карьера.
Жизнеспособность нашего проекта обусловлена в первую очередь тем, что Томск – город студентов и один из крупнейших инновационных центров в России. Показатели по количеству компьютеров на душу населения и пользователей сети Интернет в Томске на порядок выше, чем в соседних регионах и в целом по России. Причем большинство этих пользователей именно студенты, что является некоторым гарантом того, что проект будет успешен и жизнеспособен. Не говоря уже о том, что огромное количество студентов предпочтет быть избавленным от посещения различных центров по трудоустройству и кадровых агентств, рассылки резюме, собеседований и прочих неудобств, сопряженных с поиском работы.
Прежде в университетах города Томска не существовало подобной системы организации производственных практик. Наш проект будет не только необходимым и востребованным, но и первым в своем роде на территории Западной Сибири. На данный момент мы планируем его осуществление только в рамках специальности «Управление персоналом», однако, если проект докажет свою успешность и жизнеспособность, мы планируем вывести его на уровень факультета и даже всего университета. Так же есть возможность оформить данный проект в виде программного продукта, чтобы любой желающий мог им воспользоваться в любом учебном заведении.
Цели и задачи
Цели:
1. Создание принципиально новой формы взаимодействия университета с организациями
2. Обеспечение как можно большего количества студентов рабочими местами еще до окончания учебы
3. Облегчение деятельности работодателей по поиску и подготовке специалистов
4. Выход в сквозное образовательное пространство
Задачи:
1. Облегчить и автоматизировать процесс организации производственных практик
2. Создать наглядное представление у студентов об организациях и у организаций о студентах
3. Организовать площадку для обмена опытом между студентами разных курсов, выпускниками, преподавателями и работодателями
4. Мотивировать студентов на учебу, на осознанное ее восприятие как необходимую основу для будущей профессиональной деятельности