Возражения против повышения квалификации
Академические методы повышения квалификации подвергались критике за недостаток практического применения, за повышенное внимание к технологической специализации и приобретению технических навыков, а не к общей способности руководить, а, следовательно, за порождение среди младшего управленческого состава нереалистиче-
440Практические аспекты управления человеческими ресурсами
ских ожиданий в связи с работой и карьерой. Оппоненты повышения квалификации руководящих работников предупреждают, что среда, в которой осуществляется подготовка менеджеров, достаточно искусственна, слишком далека от реальных ситуаций из жизни руководителя, чтобы иметь практическую значимость. Они утверждают, что большая часть аспектов успешного руководства может быть постигнута только на практике, В частности, предпринимательская жилка, необходимая для достижения коммерческого успеха, не может культивироваться в академической обстановке овладения управленческими навыками, большинство из действительно прогрессивных предпринимателей вообще не изучали искусство менеджмента. Нормальная конкуренция между управленческими работниками одного уровня обеспечивает их расслоение и приводит самых способных к управлению компанией. Другие аргументы против повышения квалификации управленческих кадров заключаются в следующем.
(а) Сфера управленческой компетенции охватывает широкий круг задач, и организовать курсы по освоению каждого направления деятельности менеджера не представляется возможным.
(б) На руководящие посты приходят настолько разными путями и с такими различными образованием и квалификацией, что ни одна программа никогда не сможет удовлетворить узкоспециализированные потребности каждого.
(в) По своей природе менеджмент — это предмет с высокой степень изменчивости, так что содержание любого курса менеджмента может быстро устареть, особенно если курс не уделяет достаточного внимания основным принципам управления.
Контрольные задания к гл. 22
1. Какие методы можно использовать для формирования правильного отношения к работе?
2. Какие недостатки присущи методу профессионального обучения, получившему название «сидя рядом с Нелли»?
3. Почему анализ профессиональных приемов иногда может повысить эффективность обучения?
4. Какие принципы положены в основу профессионального обучения по методу открытий?
5. Укажите три методаприобретения знаний.
6. В чем состоят преимущества и недостатки программированного обучения?
7. Каковы преимущества автоматизированного обучения?
8. Рассмотрите основные потребности в области повышения квалификации управленческих навыков руководителя.
Часть четвертая
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ОПЫТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Важность профессионально-технического обучения и профессиональной подготовки
По мере развития экономической интеграции стран Западной Европы все большими конкурентными преимуществами будут обладать страны с наиболее совершенной системой общего и профессионального образования. Хорошо обученная и профессионально подготовленная рабочая сила более производительна (оправдывая тем самым более высокий уровень заработной платы, на который обычно претендуют высококвалифицированные кадры); это более мотивированные и сплоченные работники, а главное), они способны воспринимать и осваивать новые технологии,.
Не менее важным является совершенствование управленческих навыков руководящих работников. Компетентный менеджер принимает самые лучшие операционные решения, выбирает наиболее эффективные системы, закупает лучшее сырье и исходные материалы, применяет правильный набор критериев при рекрутировании персонала, осуществляет эффективный контроль и оценку своих подчиненных и т.д. Напротив, плохо обученный менеджер демотивирует своих работников, допускает дорогостоящие ошибки и не способен осознать необходимость освоения и внедрения новых методов работы.
Отсюда следует, что пренебрежение профессионально-техническим обучением в долгосрочном плане непременно ослабит позиции любой европейской страны в условиях ужесточающейся конкуренции со стороны ее экономических соперников. Следует также обратить внимание на механизм конвергенции практики
23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации443
профессионально-технического обучения в странах Европы: компании, использующие неквалифицированную, плохо обученную рабочую силу, терпят неудачи и «сходят с дистанции», а компании, проводящие грамотную политику в области рекрутирования, обучения и совершенствования персонала, становятся образцом для подражания для других участников бизнеса.