Стиль работы хозяйственных руководителей: понятие, характеристика основных стилей
Руководитель — это человек с широким диапазоном знаний, но его ценнейшим качеством является умение пользоваться при необходимости услугами специалистов. Под стилем управления понимают типичные манеру и способ поведения руководителя. Стили управления подразделяются по одному или нескольким критериям: Авторитарный стиль управления отличается единоличным, централизованным проявлением воли при наличии власти. Руководитель решает и приказывает, сотрудники выполняют распоряжения. Демократичный стиль характеризуется участием сотрудников в процессе принятия решений. При либеральном стиле сотрудники приним решения сами, как правило, большинством голосов. Хороший руководитель действует так, что во внимание принимаются как люди, так и дела, т.е. добивабются выполнения задачи с помощью людей. Преуспевающий руководитель добивается результата, соответственно управляя людьми. Для определения стиля руководства используется методика А. А. Ершова: отношение к труду (ценность труда, его прод-в); отношение к людям (ценность личности, коллектива, мыслей, интересов, потребностей, общения, общности целей); отношение к себе (ценность своего «Я», убеждений, потреб-ть в самоутверждении, лидерстве, знании, саморазвитии); отношние к социальным статусам (ценность власти, официальной субординации, норм деятельности).
Самостоятельный стиль — наиболее предпочтительный, когда руководитель склонен ориентироваться на дело и на себя. 2. Исполнительный, дисциплинированный, совещательный стиль — рук-ль предпоч ориентир-ся преимущ-но на др лиц, контакты с людьми и офиц-ю субординацию.3.Администр-но-бюрократический, командный стиль — ориентация на себя и офиц-ю субординацию. 4.Творческий, гибкий, ситуативный стиль, реже встреч-ся, — выбор способа решения проблемы обусловлен индивидуальным подходом и ориентацией на комплекс ценностей, источники информации.
Эффективность руководства определяется способностью творчески оценивать ситуации коллективной деят-ти, ориентироваться на систему личных предпочтений и ценностей. Критерии оценки:1. воздействие на пр-ль; 2.воздействие на изд-ки; 3.обеспечение своевременного решения проблемных ситуаций, разработки новой пр-ции, выявление творческого потенциала; 4.влияние на организацию стабильность и гибкость;5.личные качества — удовлетворенность работой, чувство собственного достоинства, отождествление себя с предприятием, инициативность, и др. Стиль управления может меняться в зависимости от ситуации, руководитель должен постоянно совершенстваваться, уметь подбирать для каждой конкретной ситуации соответствующий стиль управления. В стрессовых и кризисных ситуациях рекомендуется авторитарный стиль управления.
17. Понятие и содержание принципов управления.
Принципы менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражаются при постановке практических и хозяйственных задач управления. Отсюда основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.
В отечественной теории управления выделяют следующие закономерности:
Единство системы управления производством:
-единство принципов управления всех звеньев;
-единство организационных форм системы управления, проявляющееся в типизации структурных характеристик;
-единство функций управления;
-единство методов управления;
-единство процесса управления в его ритмичности, согласованности всех операций;
-единые требования к кадрам.
Пропорциональность производства и управления.
Централизация и децентрализация.
Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.
Принципы менеджмента:
1) Принцип научности - понимается как причины несовпадения целей и результатов, видение противоречий между теорией и практикой, знание теории управленческих систем, определенных методов трудовой деятельности.
2) Принцип системности и комплексности - определение наиболее значимых комплексов взаимосвязанных и взаимообусловленных систем, подсистем, входящих в организацию. (Система кадров, подсистема - подготовка на рабочем месте)
3) Принцип единачалия и коллегиальности выработки решений - когда за реализацию коллективно принятого решения ответственность несет руководитель организации.
4) Принцип демократического центризма - необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начала в управлении соотношения прав и ответственности между руководством и коллективом.
5) Принцип баланса власти - главное: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя. Это закон.
6) Принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организации) и территориальных (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов) интересов.
7) Принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ.
8) Принцип оптимального сочетания социально-психологических аспектов - это постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.