Внутренний контроль как система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности
Внутренний контроль состоит из системы бухгалтерского учета, контрольной среды, средств контроля.
Целью внутреннего контроля являются следующие составляющие: изучение и предоставление информации по корректировке ошибок, искажений, ранее принятых решений.
Внутренний контроль преследует следующие цели:
1) обеспечение предоставления надежной информации руководству предприятия о финансово – хозяйственной деятельности субъекта;
2) обеспечение сохранности документов, актов, имущества, предотвращая хищение, злоупотребления, порчу, уничтожение, разглашение, нецелевое использование;
3) исключение непроизводительных затрат, нерационального использования ресурсов, укрепление дисциплины и оптимизация налоговых платежей;
4) обеспечение выполнения персоналом организации внутренних локальных нормативных актов (ТНПА), приказов, распоряжений, инструкций, положений;
5) обеспечение условий для ведения бухгалтерского учета в организации согласно действующему законодательству.
Внутренний контроль предполагает выполнение контрольных процедур, способствующих выявлению ошибок, сравнению динамики показателей и выяснению причин расхождения, а также настраивает сотрудников организации на добросовестное выполнение своих обязанностей.
Под внутрихозяйственным риском понимают вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете операций и в целом отчетности. Данный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.
Оценку внутрихозяйственному риску контролер – ревизор дает на стадии планирования, учитывая систему внутреннего контроля предприятия, используя свое профессиональное суждение. При оценке необходимо учитывать следующие факторы:
– особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли;
– специфика деятельности субъекта;
– опыт и квалификация персонала организации, ответственного за ведение учета и подготовку отчетности;
– возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал субъекта в целях достижения определенных показателей бухгалтерской отчетности;
– возможность контроля над деятельностью субъекта со стороны его собственников.
Процедура проведения внутреннего аудита может состоять из следующих этапов:
1) планирование (составление годовых программ/графиков/планов аудита предприятия, планов аудита СУОС подразделения);
2) выбор команды по аудиту (назначение приказом, распоряжением, иным способом) и подготовка рабочих документов, форм записей;
3) информирование подразделений о предстоящем аудите и согласование сроков проведения (предоставление информации в рамках совещания, предоставление плана аудита СУОС подразделению);
4) проведение предварительного совещания команды по аудиту и проверяемого подразделения (представление команды по аудиту, корректировка плана аудита (при необходимости), обсуждение организационных вопросов);
5) проведение непосредственно аудита в подразделении (сбор и анализ информации, опрос работников подразделения по интересующим вопросам, наблюдения за осуществляемыми процессами и т.д.);
6) оценка соответствия полученных свидетельств аудита установленным критериям и оформление результатов аудита;
7) подведение итогов аудита и проведение заключительного совещания;
8) доведение до сведения руководства результатов аудита (при необходимости);
9) разработка, выполнение и оценка эффективности корректирующих действий.
Внутрихозяйственный риск может быть низким, средним и высоким. Проанализировать систему риска можно, разработав мероприятия по ограничению риска хозяйственной деятельности [3, стр. 26].
Организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля – это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы:
1) Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, организационной структурой, а также с ее возможностями.
2) Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации, а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке.
Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно – технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации.
3) Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, уточнить план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы.
4) Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций.
5) Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения). При организации такого отдела необходимо учитывать основные требования к эффективности его функционирования.
Общее знакомство с системой внутреннего контроля включает получение информации о специфике и масштабах деятельности субъекта, представление о системе его бухгалтерского учета. Итоги первоначального знакомства позволяют принять решение о возможности использования в проверке системы внутреннего контроля.
Если контролер – ревизор не может полагаться на систему внутреннего контроля, он должен спланировать свою проверку, таким образом, чтоб выводы его не основывались на доверии к этой системе. Низкая эффективность системы внутреннего контроля должна быть отражена в заключении о проверке субъекта.