Неценовые факторы предложения. Кривая предложения строилась нами исходя из предположения
Кривая предложения строилась нами исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы, получившие название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходитизменение предложения. Это проявляется в смещении кривой предложения в право или влево. Когда предложение расширяется, то кривая S смещается вправо и занимает положение S*; в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S ** (рис. 3.1.5.).
Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы по-иному называются неценовыми детерминантами предложения):
PХ S** S S* 0 QХ Рис. 3.1.5. Кривая предложения и неценовые факторы предложения | 1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т.п., тем ниже его прибыль, и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает |
2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижение издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара Х.
3. Цели фирмы. Основной целью любой фирмы является максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар Х без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.
4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.
5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.
6. Ожидания производителей. Так ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последнее чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.
7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает товар Х, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.
Также как и в случае воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения:
· Изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество товара Х. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения, Здесь мы говорим об изменении предложения(рис. 3.1.5).
· Всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара Х, остаются неизменными, кривая предложения на товар остаётся на прежнем месте, а происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара Х, предлагаемое производителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения.
Рыночное равновесие. Цена равновесия спроса и предложения.