Внедрение системы менеджмента качества позволяет решить

на предприятии следующие задачи:

•обеспечить стабильный выпуск высококачественной продукции;

•увеличить объем производства и найти рынки для ее реали-

зации;

•повысить возможные продажи продукции по более высоким

ценам;

•решить проблему конкурентоспособности продукции и устой-

Чивого финансового положения.

Данные системы позволяют вносить необходимые корректи-

Ровки в процесс управления предприятием на стадии как жизненно-

Го цикла продукции, так и товара.

Различают следующие этапы жизненного цикла продукции:

•первый этап —исследование и проектирование;

•второй этап —изготовление продукции;

•третий этап —обращение и реализация;

•четвертый этап — эксплуатация продукции.

На всех этих стадиях требуется свой подход, чтобы обеспечить

Необходимый уровень качества выпускаемой продукции. Но этого

Мало. На предприятии необходимо систематически отслеживать, на

Какой стадии жизненного цикла находится тот или иной товар, так

Как от этого зависят конкретные действия предприятия.

На рис. 8.2 показан жизненный цикл товара.

Обычно выделяют четыре стадии жизненного цикла товара: I — внедрение, II —рост, III —зрелость, IV —спад. Некоторые специа-

Листы вводят еще одну стадию —насыщение рынка (перед спадом).

Годы

Рис, 8.2. Жизненный цикл товара

Внедрение —это период появления нового товара на рынке и

Постепенного увеличения объема его продаж. Прибыли от сбыта

Товара в это время практически нет, либо она очень мала вследствие

Больших издержек производства (которое тоже еще не стало массо-

Вым), а также расходов на рекламу и продвижение товара, марке-

Тинговые мероприятия.

Рост —это период признания товара рынком (потребителем),

Когда объем продаж (и производство) заметно увеличивается, товар

Начинает приносить прибыль.

Зрелость —период, когда рост объема продаж замедляется или

Стабилизируется, а прибыль достигает максимального значения.

Однако удается далеко не всегда поддержать высокий уровень при-

Были, так как начинают возрастать затраты на поддержание конку-

Рентоспособности данного товара и создание (продвижение на ры-

Нок) тех, которые придут ему на смену.

Спад —это период резкого снижения объема продаж и размера

Прибыли. Производитель принимает решение об уходе с рынка

Либо остается на нем на какое-то время, если это еще выгодно.

Для типичного товара самой короткой является стадия внедре-

Ния, а наиболее длительной во времени —стадия спада. Концепция

Жизненного цикла товара имеет большое значение для определения

Поведения фирмы на рынке, а для этого фирма должна отслеживать

И знать, на какой стадии находится тот или иной ее товар. Если то-

Вар находится на последней стадии, то в этом случае необходимо

Принимать срочные меры по модернизации данного товара или по

Выпуску нового.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ,

МЕТОДИКА ЕЕ РАСЧЕТА

Ранее уже отмечалось, что улучшение качества продукции яв-

Ляется одним из важнейших направлений повышения эффективно-

Сти общественного производства и отдельного предприятия.

Экономическая эффективность от улучшения качества продук-

ции может быть выражена следующей формулой:

Эффективность производства может повышаться даже при со-

Кращении объема реализации, но это возможно только в том случае,

Если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем тем-

Пы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практи-

Ке такой подход к определению эффективности производства от

Улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем

По многим причинам.

Для определения экономической эффективности от улучшения

качества продукции необходимо учитывать следующее:

Для улучшения качества продукции на предприятии требуют-

ся дополнительные текущие и единовременные затраты;

Экономический эффект от улучшения качества продукции

проявляется в основном не у изготовителя, а у потребителя;

Необходимо учитывать полученную экономию от снижения

брака;

Предприятие при улучшении качества продукции получает

Экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации про-

Дукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения

Брака продукции.

В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной

Прибыли на предприятии, которая может быть определена по фор-

Муле

общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;

- дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличе-

ния объема производства и реализации продукции;

Дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста про-

дажной цены;

Дополнительные затраты на производство и реализацию продукции,

связанные с улучшением ее качества;

Величина снижения затрат на производство продукции в связи с со-

Кращением брака

Для упрощения расчетов величину ДП можно определить по

Формуле

новая и старая продажная цена;

Себестоимость единицы продукции до и после улучшения ка-

чества продукции;

Объем выпуска продукции до и после улучшения качества про-

Дукции.

Наши рекомендации