Размещение отраслей сельскохозяйственного производства
Сельское хозяйство является одной из основных отраслей материального производства. Его особенностями являются: использование земли как главного средства производства, сезонность производства, значительное влияние климатических условий на развитие и специализацию хозяйств, использование биологических ресурсов в качестве предмета труда.
Традиционно с/х делят на две части: растениеводство и животноводство.
Растениеводство включает: зерновое хозяйство, овощеводство, выращивание технических культур, картофелеводство, плодоводство, кормопроизводство. В меньшей степени развиты рабочее коневодство, меховое звероводство, пчеловодство, ставковое рыболовство и другие отрасли.
Мясомолочное скотоводство развито во всех районах Украины. Размещение свиноводства контролируется размещением зерновых хозяйств, а также картофелеводства (корма). Птицеводство в промышленных масштабах приурочено к районам концентрации городского населения (80% - Донбасс, Приднепровье, 14% - Одесса и Харьков). Овцеводство развито в южных районах, зоне Карпат; такое размещение обусловлено наличием дешевых пастбищ с жесткими кормами. Коневодство представлено 11 заводами в Подолье, Полесье, Карпатах, Луганской и Полтавской областях. Клеточное звероводство получило максимальное развитие в западных областях Украины и специализируется на выращивании норки, лисы, песца.
Промышленность, перерабатывающая с/х продукцию в Украине представлена такими отраслями как мясная, молочная, сахарная, мукомольно-крупяная, консервная, масложировая и крахмалопаточная. Факторами размещения и развития этих отраслей служат: численность и плотность населения, наличие сырьевой базы, формы организации производства, транспортные условия региона.
В зависимости от особенностей размещения отрасли перерабатывающей промышленности объединены в три группы: ориентированные на источники сырья: сахарная, консервная, крахмалопаточная, масложировая; тяготеющие к местам потребления готовой продукции: молочная, кондитерская; учитывающие и сырьевые, и потребительские факторы: мясная, мукомольно-крупяная.
Мясная промышленность наиболее развита в крупных промышленных местах: Харьков, Полтава, Одесса, Киев, Винница, Днепропетровск, города Донбасса. Размещение мясокомбинатов контролируется наличием сырья, колбасных цехов – потребителя. Молочная промышленность подразделена на отрасли: маслобойную, сыроваренную, молочно-консервную и приурочена преимущественно к зонам Полесья и Лесостепи. Сахарная промышленность наиболее развита в Винницкой, Черкасской, Хмельницкой, Киевской и Тернопольской областях и представлена 130 сахарными заводами 80% из которых расположены в Лесостепной зоне. Все сахарные заводы Украины требуют реконструкции и перевода на современные технологии производства. Центрами размещения консервной промышленности являются Одесса, Симферополь, Херсон, Измаил, Черкассы, Каменец-Подольский. Масложировая промышленность получила преимущественное развитие в Донецком и Приднепровском районах, где производится до 75% растительного масла. Эфирные и цветочные масла вырабатываются в Крыму.
Таким образом, очевидно, что в размещении предприятий агропромышленного комплекса в Украине наблюдается зональность, обусловленная климатическими различиями территории Украины. Климатические зоны (Полесье, Лесостепь, Степь, горы и предгорья Крыма и Карпат) имеют свой специфический комплекс отраслей АПК. Для зоны Полесья характерно преобладание мясомолочного скотоводства, выращивания картофеля и льна, зерновых (рожь, овёс, гречиха). На этой территории производится: 1/4 - мясной и молочной продукции страны; 3/4 - льна; 1/3 - картофеля. Зона Лесостепи специализирована на производстве сахарной свёклы, зерна, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве. Здесь производится 80%сахара и 50% зерна. В степной зоне преобладают зерновые и масличные культуры, овощеводство, баштанное хозяйство, виноградарство, птицеводство, мясомолочное скотоводство, овцеводство, хозяйства специализирующиеся на выращивании зерна, подсолнечника. В Крыму преобладает овцеводство, садоводство, виноградарство, выращивание табака, эфирномаслянных культур. Развиты консервная промышленность, виноделие, производство эфирных и цветочных масел. В Карпатах хозяйства специализируются на выращивании крупного рогатого скота, овцеводстве. В Закарпатье – отраслями специализации является виноградарство, садоводство, выращивание табака и зерна.
Наиболее перспективными направлениями развития АПК Украины можно считать: развитие малых и средних перерабатывающих предприятий; увеличение количества предприятий по производству и фирменной реализации продукции (агрофирмы); законодательную защиту украинских товаропроизводителей.
Транспорт
Транспорт является одной из наиболее важных отраслей материального производства (от 40 до 60% валового мирового продукта). Транспорт обеспечивает потребности хозяйства во всех видах перевозок. Для транспорта характерна определенная линейность размещения. Эффективность развития транспорта зависит от величины грузопотоков и пассажиропотоков. Транспортно-географическое положение территории служит определяющим фактором для размещения отдельных отраслей промышленности, входящих в состав портово-промышленных комплексов.
Транспорт представляет собой комплекс, складывающийся из отдельных видов: железнодорожного, морского, речного, автомобильного, трубопроводного, воздушного. У каждого вида транспорта есть свои особенности, преимущества и недостатки, а также наиболее эффективная область применения. Взаимодействуя между собой отдельные виды транспорта формируют транспортную систему, которая развивается под влиянием развития хозяйства в целом и отдельных его отраслей. Наибольшее влияние на размещение транспорта оказывает промышленность за счет формирования основных грузопотоков. Сельское хозяйство влияет на работу транспорта в зависимости от степени его интенсификации и уровня развития агропромышленной интеграции. Высокий уровень агропромышленной интеграции снижает транспортные расходы, т.к. отходы переработки с/х продукции остаются в средине АПК. Строительная индустрия влияет на размещение транспорта посредством крупных грузопотоков грузов, особенно при концентрации строительства в определенном районе.
Непосредственно с транспортом связано развитие внутренней и внешней торговли. Объем грузооборота с зарубежными странами зависит от характера экономических отношений с ними. Во внутренней торговле товарооборот зависит от многих факторов: территориальной организации торговли, особенностей товарных ресурсов, размера и структуры товарооборота, уровня концентрации населения. При изучении транспорта основным направлением является установление главных направлений перевозок пассажиров и грузов, выявление нерациональных перевозок и оптимального распределения грузов между отдельными видами транспорта. Детальный анализ внешнеэкономических связей позволяет дать научно-обоснованные рекомендации по рациональному размещению обслуживающих предприятий и отраслей хозяйства, в том числе и транспорта.
2.9.1.Транспортная сеть
Все пути сообщения и все транспортные средства мира в совокупности образуют мировую транспортную систему, которую постоянно совершенствуют не только технически, но и организационно. В странах с развитой транспортной системой отдельные виды транспорта тесно связаны между собой. Благодаря этому пользуются успехом новые формы сотрудничества и кооперации различных видов транспорта, в некоторых странах созданы объединенные министерства транспорта. В Европе ведется работа по созданию трансевропейской транспорноэнергетической сети, концепция которой появилась еще в 1990г. Сущность ее состоит в отработке четкого механизма координации всех видов транспорта, в организации наиболее эффективных смешанных перевозок.
В результате развития транспортной системы происходит формирование транспортной сети, на конфигурацию которой влияет целый ряд факторов: уровень развития и структура производительных сил; размещение систем расселения населения; масштабы территориального разделения труда; транспортная политика государства; исторические условия развития страны; природные условия.
Форма транспортной сети может быть лучевидной (Франция, Великобритания, Германия), ортогональной (США), древовидной (Латинская Америка и Африка). Развитие мировой транспортной системы характеризуется ростом путей сообщения и грузовых, и пассажирских перевозок. При этом рост перевозок превышает рост протяженности и разветвленности транспортной сети. В структуре транспортных путей наибольший удельный вес имеют автомобильные более 70%, 20% транспортных путей составляют авиалинии и только 5% – железные дороги. По объему грузооборота первое место принадлежит морскому транспорту (70%), затем идут железнодорожный и автомобильный транспорт. Это объясняется ростом морских перевозок и их средней дальностью, значительно большей, чем у других видов транспорта.