Договор о франшизе (франчайзинг)
Договор о франшизе может принимать множество форм, но в своей основе представляет деловое соглашение, по которому одна сторона разрешает другой вести деятельность, используя ее товарный знак, логотип, продукцию, а также методы ведения операций в обмен на вознаграждение. Если лицензирование связано с производственным компонентом деятельности, то договор о франшизе связан со сбытом.
Часто франшиза используется в розничной торговле, работе закусочных, гостиничном деле и широко применяется в международном масштабе (например, McDonald's). Договор о франшизе обычно требует выплаты вознаграждения вперед, а затем процентов с прибыли. В обмен на это предоставляющий привилегию обеспечит необходимую помощь и в некоторых случаях может требовать закупки товаров или поставок, чтобы поддерживался уровень качества.
Договор о франшизе дает ряд выгод, в частности:
• обеспечивает предоставляющего франшизу притоком дохода, а ее получившего — товаром (услугой) и маркетинговым комплексом, обеспечивающим быстрое развитие рынка;
• позволяет компании быстро расти в нескольких местах без значительных вложений капитала, который мог бы понадобиться, если бы компания росла иным способом;
• устраняет часть потребностей в развитии управленческих навыков, необходимых для того, чтобы справиться с большой распыленной организацией;
• является подходящей стратегией для вовлечения в нее малых фирм, при этом риск значительно меньше, чем при независимом начале дела.
Существует несколько факторов риска, связанных с договором о франшизе. Сюда входят проблемы контроля качества, плохие показатели собственной сети розничной торговли и в конкуренции с другими торговыми организациями, получившими франшизу.
Оффшорное производство
Оффшорное производство означает, что одна стадия производственного процесса размещается за рубежом для того, чтобы уменьшить затраты. Оффшорная фирма обычно размещается в стране с невысокой стоимостью рабочей силы, а конечный продукт продается на внутреннем рынке страны, в которой зарегистрирована корпорация. Это довольно распространенная стратегия в области, например, электроники и текстиля.
Оффшорное производство целесообразно использовать в случаях, когда:
• продукция требует значительных затрат из-за больших объемов неквалифицированного труда;
• вес продукции относительно мал в сравнении с ее стоимостью — это необходимо для снижения расходов;
• в стране, выбранной для производства продукции, низкие тарифы на сырье и энергию;
• продукция стандартизирована и имеет стандартный производственный процесс.
Оффшорное производство обычно имеет следующие преимущества:
• может являться источником значительного конкурентного преимущества;
• существенно облегчается решение управленческих задач, которые обеспечивают стандартизацию продукции и процесс производства;
• для организации оффшорного производства существует большое количество стран;
• процесс управления может осуществляться на значительных расстояниях с помощью электронной связи, которая намного облегчает его.
Экспорт и импорт
Участие в экспортно-импортных операциях часто является единственным выбором для малой фирмы, которая стремится выйти на международный рынок. Это также вариант для более крупных компаний, которые хотят прорваться на международный рынок с минимальным объемом вложений. Выделяются три важных элемента, определяющих успех в области экспорта:
• наличие в организации специалистов по экспортным продажам;
• необходимость концентрации компании на ее важнейших иностранных рынках, а не реализация стратегии нескоординированных продаж за границу;
• необходимость тщательного выбора, подготовки и контроля иностранных посредников и обеспечения наличия эффективной обратной связи с иностранным рынком.
Отметим основные преимущества и недостатки экспортно-импортного варианта международной стратегии.
Преимущества:
• относительно дешевый и не обремененный высокими рисками метод продажи товара за рубеж;
• наличие широкого спектра услуг для компании, которая не обладает специалистами и опытом;
• работа с документацией и иностранной валютой может проводиться экспертами;
• стратегия, открытая для компании любых размеров;
• финансовую помощь по этому варианту могут оказать более подготовленные банки.
Недостатки:
• возможны значительные затраты на адаптацию производства?
• постоянные затраты при продажах в небольших объемах могут быть достаточно значительными;
• если иностранный дистрибьютер работает плохо, фирма не всегда может отказаться от его услуг, так как в некоторых странах существуют строгие законы, создающие препятствия для прекращения отношений с ним;
• может существовать необходимость прямых вложений в маркетинговые структуры без пропорциональных вложений в производственные мощности;
• сама компания на иностранном рынке слабо представлена.
Это всего лишь переходная стратегия, однако большее вовлечение в международный бизнес требует дополнительной подготовки.