Производственный кооператив
Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной и производственной или иной хозяйственной деятельности (выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание и т.д.), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его участниками имущественных паевых взносов. Паевый взнос – денежная сумма или имущество вносимое гражданином при вступлении члены кооператива и направляемые на формирование паевого фонда. Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее 10% паевого взноса, остальную часть – в течении года с момента регистрации. Учредительный документ – устав. Число членов кооператива не менее 3-ех. Прибыль распределяется с учетом трудового участия членов кооператива, а не имущественного вклада. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам в заранее определенном уставом размере. СПК
Унитарное предприятие
это коммерческая организация с неделимым уставным фондом не имеющая права собственности на закрепленное за ней собственником имущества. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) УП, либо частные УП (ЧУП). Во главе предприятия стоит единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен. Учредительный документ – устав.
Д\З современные организационно- экономические формы объединения предприятий, концерн, конгломерат, холдинг, финансово промышленные группы.
Современные организационно экономические формы объединения предприятий
Поведение предприятий в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, причем это касается многих направлений.
Малые предприятия, характерные для коммерческого предпринимательства, весьма неустойчивы и существуют в среднем три-пять лет. Это не значит, что они разоряются, но чаще всего видоизменяют свою деятельность или пытаются выступить на рынке в виде объединений.
В современных условиях, когда происходят быстрые изменения в рыночной среде, перед предприятиями встает проблема выживания при изменении рыночной конъюнктуры. Для повышения стойкости организации при неблагоприятном развитии рыночной конъюнктуры создаются объединения деловой активности.
Основными преимуществами объединений являются:
снижение издержек;
более высокая квалификация и специализация управления предприятиями;
снижение расходов на информацию и рекламу;
более выгодные условия закупки ресурсов и др.
Объединения юридических лиц создаются в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также для защиты общих имущественных интересов.
Виды объединений предприятий
Объединения предприятий предусматривают наличие разной собственности, но типы объединений в зависимости от целей и организационных форм могут быть различными.
По целям объединения и степени самостоятельности выделяют следующие виды объединений:
Концерн - форма крупных договорных объединений (заводов, комбинатов), которые используют возможности крупномасштабного производства.
Конгломерат - многоотраслевое объединение, концентрирующее производство самых разнообразных товаров, многие из которых не имеют ничего общего между собой.
Финансово-промышленная группа
Холдинг - объединение любой организационно-правовой формы, которое владеет контрольным пакетом акций других юридически самостоятельных компаний в целях установления господства и контроля над ними.
Концерн
Концерн — это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.
Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений. Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой.
Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом). ПРИМЕРЫ: БелНефтеХим, БелПищепром.
Холдинг
Холдинг представляет собой «держательскую» (материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.
Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.
Конгломерат
Конгломерат — организационная форма интеграции компаний, объединяющая, под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.
Особенности конгломератов:
интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;
объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но полностью финансово зависимы от головной компании;
значительная децентрализация управления. Отделения конгломератов пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;
в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенно регулирует деятельность подразделений стоящая во главе конгломерата холдинговая компания;
как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.