Ii. отдельно стоящие убежища
Отдельно стоящие убежища представляют из себя построенные под засыпку заглубленные сооружения, этажность которых редко превышает 2 (но чаще всё же остается на значении 1.
Со стороны выглядят как холм с вентвытяжками и несколькими (2 и более) входам/выходами
На спутниковых снимках — пустыри всё с теми же спусками/наклонниками и вентвытяжками.
Иногда крупные отдельно стоящие убежища оборудуются автовъездом — гладким наклонным спуском большой ширины, заканчивающимся довольно большими гермоворотами, которые иногда дублируются обыкновенной гермодверью. Подобные автовъезды хорошо просматриваются со спутника.
Особо часто строятся на обширных территориях крупных производств (заводы), научно-исследовательских институтов и транспортных объектов (убежища железной дороги), иногда встречаются в парках отдыха в черте города, во дворах.
Сверху отдельно стоящих убежищ большой площади иногда возводятся «легкие» строения (бытовки, одноэтажные здания почти без фундамента) или устраиваются автостоянки, площадки автошколы.
Распространенный вид отдельно стоящих убежищ в Москве — так называемые районные убежища. Подавляющее их большинство «в мирное время» занято под склады и стоянки. Часто имеют два этажа.
Ну, и подводя итог всего этого, приведу суммарную сводку способов поиска убежищ.
Поиск из дома (через интернет):
- изучение истории районов города и предприятий, эпох застройки, дат строительства пром.объектов или расширения производств
- просмотр спутниковых снимков с целью визуального поиска отдельно стоящих убежищ
- просмотр распространенного в последнее время и актуального для крупных городов сервиса панорам
- поиск в местной прессе заметок о проводимых иногда конкурсах «лучшее убежище», а также об учения по гражданской обороне в отдельновзятых районах или на предприятиях (зачастую в отчетах может упоминаться факт наличия убежища вплоть до уточнения принадлежности к конкретным зданиям)
Поиск «в поле»:
- пешие прогулки по выявленным дистанционным поиском районам и территориям предприятий, военных объектов
- изучение пространств за окном автобуса или какого другого вида транспорта (напр., железнодорожные убежища можно заметить из электричек)
Основные правила (из которых, как водится, всегда есть исключения):
1. Крайне низка вероятность обнаружения убежищ под зданиями постройки до 30-40хх годов. Также она снижается для зданий постройки позднее, чем 70-е годы ХХ века (всевозможные кирпичные девятиэтажки и панельные 100500этажки, современные спальные районы и тому подобное).
2. Крайне высока вероятность наличия убежищ на территориях крупных советских заводов, НИИ, больниц.
3. У убежища всегда минимум два входа-выхода. Поэтому холм с одним наклонником — скорее всего, погреб.
4. Вентшахты большого размера, даже будучи удаленными от здания, могут не относиться к убежищу, а являться вытяжкой подвала.
5. Аварийный выход убежища предусмотрен для перемещения по нему людей. Поэтому, отсутствие лесенки/скоб внутри вентшахты — верный признак того, что она непроходима (внизу комната с трубой из стены) или проходима с затруднениями (потребуется разобрать часть вент.системы: клапан или УЗС — универсальную защитную секцию)
6. Иногда типичные для убежищ оголовки или вытяжки-"грибы" могут относиться не к убежищам, а к теплотрассам. Определить это можно по запаху — теплотрасса пахнет тёплым сухим воздухом, трубами и изоляцией труб. Вообще, нюхать вентшахты очень полезно — зачастую запах может не только рассказать, но и предупредить (как в случаях с размещением кафе в убежищах и подвалах)
Не следует опрометчиво принимать за убежища:
1. Холмы с люками и торчащими трубами. Скорее всего, это резервуары для воды.
2. Огороженные территории с ничем, и лишь маленькая будка посередине. Скорее всего, это артезианская скважина, водозабор.
3. Придорожные холмы с бетонированным монументальным входом (допустим также вариант одинокой железной будки). Скорее всего, это — НУП (необслуживаемый усилительный пункт), там ничего нет, лишь провода и сигнализация.
4. Узлы связи военных, командные пункты. Нууу... конечно, они являются в некотором роде убежищами, но лишь в последнюю очередь :) Изначально их строительство предусмотрено в таком защищенном варианте для сохранности аппаратуры и специалистов, на ней работающих в том числе в мирное время.
Ну и самая последняя просьба ко всем начинающим и продолжающим диггерам:
НЕ НАЗЫВАЙТЕ УБЕЖИЩА СЛОВОМ «БУНКЕР»!
Благодарю за внимание.
Надеюсь, статья окажется полезной.
Нагло уперто с урбантрипа