Промышленного производства
Комбинирование с экономических позиций представляет собой
одну из самых прогрессивных форм концентрации и организации
промышленного производства, так как позволяет наиболее полно
использовать все ресурсы предприятия. С экономических позиций
комбинирование производства позволяет:
•расширить сырьевую базу промышленности;
•снизить материалоемкость продукции за счет комплексного
использования сырья, отходов производства и осуществления не-
прерывности технологического процесса;
•снизить транспортные расходы;
•более эффективно использовать основные производственные
фонды и производственные мощности предприятия;
•сократить длительность производственного цикла;
•сократить инвестиции на развитие добывающих отраслей
промышленности;
•уменьшить производственные отходы и тем самым оказы-
вать благотворное влияние на природную среду;
•развивать концентрацию производства и получать выгоды от
эффекта масштабности и др.
Все вышеперечисленное можно формализовать и получить ма-
тематическое выражение для определения экономического эффекта
от комбинирования производства
где Э —экономический эффект от комбинирования производства,
себестоимость выпускаемой продукции на специализированном
предприятии и себестоимость выпуска этой же продукции за счет комбиниро-
вания;
—транспортные расходы на единицу продукции до и после комби-
нирования;
удельные капитальные вложения на выпуск продукции на специ-
ализированном предприятии и на производство этой же продукции за счет
комбинирования,
объем выпуска продукции за счет комбинирования производства,
- экономия капитальных вложений, необходимых на развитие добы-
вающих отраслей
Данную формулу можно представить и в более упрощенном виде:
т. е. комбинирование позволяет получить экономический эффект за
счет снижения себестоимости продукции снижения транспорт-
ных расходов снижения удельных капитальных вложений
и экономии "капитальных вложений необходимых на
развитие добывающих отраслей, если бы не осуществлялся процесс
комбинирования производства.
Кроме того, комбинирование —один из способов дивер-
сификации производства, что в условиях рыночных отношений
приводит к снижению риска банкротства предприятия.
85
Таким образом, развитие комбинирования на предприятии яв-
ляется одним из действенных направлений для увеличения выпуска
продукции, улучшения использования всех ресурсов предприятия,
снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли.
Выводы
Специализация и кооперирование, как правило, представляют
собой единый процесс развития разделения труда, и поэтому их
всегда необходимо рассматривать в единстве.
Развитие специализации на предприятии позволяет повысить
уровень механизации и автоматизации труда, производительность
труда, улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себе-
стоимость продукции и тем самым повысить конкурентоспособ-
ность предприятия и укрепить его финансовое положение.
Развитие специализации имеет следующие негативные послед-
ствия: могут увеличиться радиус транспортировки и монотонность
в работе. Поэтому при планировании развития специализации на
предприятии необходимо учитывать как положительные, так и от-
рицательные ее стороны.
Комбинирование является одной из самых прогрессивных форм
концентрации и организации промышленного производства, так
как позволяет наиболее полно использовать все ресурсы предприя-
тия. Поэтому те предприятия, которые умело и широко используют
эту прогрессивную форму организации производства, всегда ока-
зываются в лучшем финансовом положении.
Контрольные вопросы
1. Какова сущность специализации и кооперирования производ-
ства?
2. Каковы формы и показатели уровня специализации и коопе-
рирования производства?
3. Каковы основные недостатки и преимущества специализа-
ции и кооперирования производства?
4. Как определить экономический эффект от специализации
производства?
5 Каковы сущность и значение развития комбинирования на
предприятии ?
6. Каковы формы и показатели уровня комбинирования произ-
водства?
7. Как определить экономический эффект от развития комби-
нирования на предприятии?
8 Какова связь комбинирования с диверсификацией производ-
ства, их различия и особенности?
9. Проанализируйте, какие возможности имеются на вашем
предприятии по развитию комбинирования производства.
ГЛАВА
МАЛЫЙ БИЗНЕС
И ЭКОНОМИКА СТРАНЫ
СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
МАЛОГО БИЗНЕСА
С переходом экономики РФ на рыночные отношения, а в связи
с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную
литературу и официальные документы прочно стали входить такие
понятия, как ≪малый бизнес≫, ≪малые предприятия≫, ≪предпринима-
тели малого бизнеса≫, ≪предпринимательство и малый бизнес≫ и др.
К сожалению, многие эти понятия не унифицированы, и поэтому
в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.
Термин ≪бизнес≫ имеет английское происхождение и в языке
оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес —самостоятельная, осуществляемая на свой страх и
риск и под личную имущественную ответственность деятельность
отдельных граждан, направленная на получение прибыли или эко-
номической выгоды в иной форме.
В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое
определение: ≪Бизнес —это деятельность, осуществляемая частны-
ми лицами или организациями для извлечения природных благ,
производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги
или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или
организаций≫. Бизнес в небольших масштабах на малых предприя-
тиях называется малым.
В одном из современных экономических словарей сущность
малого предприятия трактуется следующим образом: ≪Малое
предприятие —небольшое предприятие любой формы собствен-
ности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом ра-
ботников и занимающее крайне небольшую долю в общем по
стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной
Для предприятия≫.
В большинстве определений подчеркивается, что бизнес —дея-
тельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на част-
ной, негосударственной форме собственности. При этом все же не
следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
К малому предприятию относится коммерческая организация
в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установ-
ленным государством, относится к малому бизнесу.
Предприниматели без образования юридического лица также
относятся к малому бизнесу.
Экономика любого государства не может нормально развивать-
ся без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизне-
са. Это доказывает вся история экономического развития ведущих
стран мира.
Роль и значение малого предпринимательства с методической
точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с не-
скольких позиций, экономической, научно-технической, социаль-
ной, политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса мож-
но определить при помощи следующих показателей:
•доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого
в малом бизнесе;
•доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
•доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих
предприятий;
•доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
•доли малого бизнеса в экспорте продукции;
•доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей
величине;
•доли основного капитала, функционирующего в малом биз-
несе;• доли отдельных видов продукции или услуг, производимых
малым бизнесом, в общем их объеме и др
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрас-
тает роль малого бизнеса в экономике страны.
Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех заня-
тых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых
предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Япо-
нии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек
(это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% про-
даж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях
промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составля-
ет 52%, в странах ЕС —67%, Японии —55%.
Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось долж-
ного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался
крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге
к монополизации промышленного производства. С переходом на
рыночные отношения это стало существенным тормозом для разви-
тия национальной экономики.
Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г.,
но особенно интенсивно —начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже
насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый
период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые
предприятия в Российской Федерации уже создают 10—1% ВВП,
в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных
предпринимателей —более 11 млн чел., что составляет 16,9% об-
щего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня
развитых зарубежных стран в 5— раз, а следовательно, в Россий-
ской Федерации далеко не использован имеющийся огромный по-
тенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала
возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы
благоприятные условия, в том числе оказана государственная под-
держка развитию малого бизнеса.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно-
хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
•мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наибо-
лее полно удовлетворять потребности населения в потребительских
товарах и услугах;
•для создания мелких фирм не требуются крупные инвести-
ции и длительный срок их сооружения;
•развитие мелкого бизнеса -— это одно из действенных на-
правлений антимонопольной политики и обеспечения конкурент-
ной среды;
•мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно созда-
вать сложные управленческие структуры;
•мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться,
внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную
или полную автоматизацию производства, достигать оптимального
сочетания автоматизированного и ручного труда;
•развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени
решить или смягчить проблему безработицы;
•с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и
класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации
экономики и наведении элементарного порядка в стране;
•малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса
прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рын-
ка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
" в современных условиях РФ, когда процесс становления ма-
лого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его
дальнейшее развитие в количественном и качественном плане явля-
ется важнейшим фактором поступательного подъема национальной
экономики.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый
характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по
следующим направлениям:
•в снижении уровня безработицы;
•в более полном удовлетворении потребностей граждан в про-
дукции и услугах;
•в улучшении качества обслуживания;
•в более высокой удовлетворенности людей, особенно высо-
необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих
свою работу прежде всего как средство самовыражения;
•в формировании среднего класса в обществе как основы для
развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
•в формировании многочисленного класса мелких собствен-
ников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспече-
нии порядка и стабильности в обществе и экономике;
•в снижении забастовок и социальной напряженности в об-
ществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые
различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране
способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как
известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга),
демократизации общества, увеличению политического веса на меж-
дународной арене, что, в свою очередь, приносит этому государ-
ству не только политические, но и экономические дивиденды.
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое
предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной
экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и
высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться
в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды
населения.
Эти и другие преимущества малого предпринимательства явля-
ются стимуляторами для развития национальной экономики, и по-
этому государство обязано оказывать существенную поддержку
развитию малого бизнеса.
Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязви-
мые места. Главное из них —малая величина индивидуального ка-
питала. Для подавляющего большинства малых предприятий ос-
новным источником стартового капитала или пополнения средств,
уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь
в случае достаточно успешного ведения деловых операций появля-
ется возможность использовать банковский кредит. Но коммерче-
ские банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприя-
тиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кре-
диты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим
риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммер-
ческому кредиту порождают у многих малых предприятий хрони-
90
ческую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной
большей части банкротств. Финансовое положение малых предприя-
тий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку —в отли-
чие от крупных —они имеют ограниченные возможности перекла-
дывать рост своих издержек на потребителей.
Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного
капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышен-
ной зависимости от кредита. На техническое перевооружение про-
изводства требуются значительные средства, а получение кредита
связано с большим риском его несвоевременного возврата, следова-
тельно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой пере-
крываются достоинствами малого бизнеса.