Методика определения деловой стратегии предприятия в сзх
Цель определения деловой стратегии предприятия в СЗХ:деловая стратегия предприятия необходима ему для достижения конкурентного преимущества и победы в конкурентной борьбе на рынка. Она является важнейшим звеном в иерархии стратегий предприятия и лежит в основе его корпоративной стратегии, а также определяет содержание функциональных и операционных стратегий.
Основная идея определения деловой стратегии предприятия в СЗХ:с точки зрения школы позиционирования существует только 4 альтернативы деловой стратегии предприятия:
1. Стратегия лидерства на основе низких издержек при широком охвате рынка.
2. Стратегия лидерства на основе низких издержек при узком охвате рынка.
3. Стратегия дифференциации или индивидуализации при широком охвате рынка.
4. Стратегия дифференциации или индивидуализации при узком охвате рынка.
Выбор деловой стратегии любого предприятия должен осуществляться исходя из приведённых выше альтернатив.
Алгоритм определения деловой стратегии предприятия в СЗХ.Алгоритм определения деловой стратегии предприятия в СЗХ представляет собой совокупность следующих этапов:
1. Определение анализируемых стратегических альтернатив деловой стратегии предприятия в каждой из СЗХ. Эти альтернативы приведены выше.
2. Качественный анализ привлекательности каждой из стратегических альтернатив, проводимый по двум переменным:
а) способность стратегической альтернативы при её реализации обеспечивать достижение целей предприятия из его дерева целей. Как правило, оценивается достижение целей первого порядка из дерева целей предприятия;
б) способность предприятия реализовать стратегическую альтернативу, которая определяется как имеющимся у него потенциалом, так и возможностями и угрозами, имеющимся в его внешней среде.
Качественный анализ привлекательности каждой из стратегических альтернатив сводится в табл. 8.1.
Таблица 8.1
Качественный анализ привлекательности стратегических альтернатив для СЗХ предприятия
СЗХ | Конкурентная стратегия | Привлекательность стратегии с точки зрения целей предприятия | Способность реализации стратегии | |
Цель 1 | Цель 2 | |||
СЗХ 1 | Альтернатива 1 | |||
Альтернатива 2 | ||||
Альтернатива 3 | ||||
Альтернатива 4 | ||||
СЗХ … | Альтернатива … |
3. Количественный анализ привлекательности каждой из стратегических альтернатив проводится на основе предшествующего качественного анализа. Форма для проведения количественного анализа представлена в табл. 8.2.
Таблица 8.2
Количественный анализ привлекательности альтернатив конкурентных стратегий
СЗХ | Конкурентная стратегия | Привлекательность стратегии с точки зрения цели/Приоритет цели | Способность реализации стратегии | Интегральная оценка привлекательности | ||||
Цель 1 [приоритет] | Цель 2 [приоритет] | Цель 3 [приоритет] | Цель 4 [приоритет] | Цель 5 [приоритет] | ||||
СЗХ 1 | Стратегия лидерства на основе низких издержек при широком охвате рынка | |||||||
Стратегия широкой дифференциации | ||||||||
Стратегия концентрации на основе низких издержек | ||||||||
Стратегия концентрации на основе дифференциации | ||||||||
СЗХ 2 | Стратегия лидерства на основе низких издержек при широком охвате рынка | |||||||
Стратегия широкой дифференциации | ||||||||
Стратегия концентрации на основе низких издержек | ||||||||
Стратегия концентрации на основе дифференциации |
Интегральный показатель привлекательности стратегической альтернативы определяется по формуле (8.1):
, (8.1)
где Пс.а – индекс привлекательности стратегической альтернативы деловой стратегии; Рс.а.ц.i - привлекательность стратегической альтернативы с точки зрения достижения i-ой цели предприятия (в баллах по 10-ти бальной шкале); dц.i – приоритет i-ой цели предприятия первого порядка (исходя, например, из 3 приоритетов); Sс.а – способность предприятия реализовать стратегическую альтернативу (в долях от 1).
Для реализации выбирается альтернатива, получившая максимальную сумму баллов.
4. Разрабатываются мероприятия, направленные на реализацию выбранной стратегической альтернативы.
Пример