Информационная база управления затратами по видам деятельности ОАО «РЖД»
Снижение себестоимости перевозок, работ и услуг зависит в известной степени от управления финансово-экономической деятельностью и развития автоматизированных систем управления, позволяющих вести информационный контроль над затратами в режиме реального времени.
Важную роль в процессе автоматизации управленческого учета и построения раздельного учета затрат в отрасли занимает Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами (ЕК АСАСУФР).
ЕК АСАСУФР представляет собой отраслевое информационное обеспечение, разработанное на базе SAP R/3 – продукта, относящегося к разряду полнофункциональных ERP-систем и позволяющего с уровня управления Компании отслеживать все финансовые операции дочерних организаций, подразделений, отдельных работников. Система позволяет формировать сводную отчетность, планировать расходы, выдавать кратко- и долгосрочные прогнозы в режиме реального времени.
Планирование текущих расходов
Текущие расходы планируются по однородным видам затрат, т.е. по экономическим элементам.
Фонд оплаты трудапланируется по потребному контингенту работников и среднемесячной заработной плате одного работника. Численность работников определяется четырьмя способами:
1) по объему работы и нормам выработки;
2) по объему работы и трудоемкости единицы работы;
3) по количеству обслуживаемых объектов и нормам работников на один объект;
4) по количеству предприятий и штатным расписаниям.
В отраслевых структурных подразделениях численность работников рассчитывается в явочном и списочном составах.
Списочная численность для рабочих всех профессий
,
где – коэффициент замещения работников, находящихся в отпуске, отсутствующих по болезни, исполняющих государственные обязанности и т.д.
Плановый фонд оплаты труда по отдельным производственным группам и профессиям:
,
где – среднемесячная заработная плата одного работника, руб.; – численность работников определенной производственной группы или профессии, чел.; – коэффициент, учитывающий оплату труда за непроработанное время и включающий оплату отпусков, времени исполнения государственных обязанностей и др.
Размер среднемесячного заработка устанавливается исходя из принятых на предприятии форм, систем, условий оплаты труда различных профессий, доплат и премий.
Отчисления на социальные нуждыпланируются по установленным законодательством нормам страховых взносов в процентах от фонда оплаты труда.
Расходы на топливо электроэнергию, материалыпланируют по величине этих видов ресурсов, необходимой для выполнения планового объема перевозок (видов работ, услуг), и цене единицы соответствующего ресурса. Количество ресурсов определяется четырьмя способами:
– по заданному объему работы и нормам на единицу измерителя;
– по потребному контингенту отдельных групп работников и нормам затрат на одного работника;
– по количеству устройств и оборудования и нормам затрат на единицу оборудования;
– по числу предприятий и укрупненным нормам затрат на каждое из них.
Например, расходы на топливо (электроэнергию) для тяги поездов планируют на основе объема работы в тонно-км брутто вагонов , средней нормы расхода топлива (электроэнергии) на 10000 тонно-км брутто ат(э) и цены 1 кг условного топлива или 1 кВт·ч электроэнергии ЦТ(Э):
По тем статьям расходов, где не представляется возможным использовать нормативный метод расчета расходов на материалы и другие затраты, используют отчетные данные с их корректировкой применительно к условиям планируемого периода.
Амортизационные отчисления планируются, исходя из стоимости основных средств и норм отчислений на их полное восстановление.
Годовые амортизационные отчисления, , обычно определяют по действующим нормам (квотам) и полной стоимости оборудования,
= .
Если обозначить срок службы оборудования – , то ежегодные амортизационные отчисления на замену составят
= .
Фактические затраты на амортизацию определяются по формуле:
= , руб. в год,
где – остаточная (ликвидационная стоимость оборудования, – расходы на демонтаж и реализацию изношенного оборудования).