Структура, виды, сегментация рынка

Тема 4/1. Рынок: функции, структура

1. Рынок и условия его развития.

2. Функции рынка

3. Структура, виды, сегментация рынка

4. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка

Рынок и условия его развития.

Рынок – это многогранное понятие. Существует множество определений рынка. Самое упрощенное определение: рынок – это место, где осуществляется купля – продажа товара. Такое определение исходит из того, что первые признаки, как место встречи продавцов и покупателей, появились еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда общины начали обмениваться излишками своей продукции. Сегодня такой обмен называется бартером.

К. Макконнелл и С. Брю дают следующее определение: рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

В современной неоклассической литературе используется определение, сформулированное франц. экономистом А. Курно и англ. экономистом А. Маршаллом: Рынок – это не какая – либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться.

Англ. экономист У. Джевонс считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

Наиболее емким, полно отражающим суть рынка является следующее определение: Рынок– это совокупность экономических отношений по поводу купли – продажи товаров и услуг. Это означает, что экономические отношения обеспечивают движение товаров и услуг от производителя к потребителю, а купля – продажа является связующим звеном в этой системе (производства и потребления).

Рынок – это такой механизм, который поворачивает производство лицом к потребителю. Он приводится в движение экономическими интересами (потребностями) людей. Рынок не может функционировать без таких понятий как частная собственность, конкуренция, свободная рыночная цена, спрос и предложение, свобода предпринимательства. Возникновение и становление рынка – это результат длительного исторического развития. Он возник благодаря товарному производству. Следовательно, причины его возникновения те же, что и причины возникновения товарного производства: ОРТ и экономическая обособленность товаропроизводителей.

К условиям существования (функционирования) рынка относятся:

- экономическая самостоятельность субъектов в заключении сделок по поводу купли- продажи и в распоряжении своими доходами;

- наличие конкуренции;

- достоверная информация о рынке;

- право субъектов самим определять цены на свои товары и услуги;

- определенный избыток предложения над спросом;

- свободный вход и выход;

- наличие посреднических фирм, а также прямой связи между производителями и потребителями товаров и услуг

Функции рынка

Рынок выполняет следующие функции:

- ценообразующая. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;

- информационная. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;

- посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.

- регулирующая. Эта функция является наиболее важной. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке;

- стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП;

- санирующая. Рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Ему присуще социальное расслоение и беспощадность к бедным. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны.

Структура, виды, сегментация рынка

Рынок как определенная система имеет соответствующую структуру.

Структура – закономерная устойчивая связь и взаимодействие частей и элементов целого.

Структура рынка – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка. Различают следующие классификационные признаки структуры рынка:

- по объектам (экономическому содержанию) следует выделять:

1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

2. рынок рабочей силы;

3. финансовый рынок;

4. валютный рынок;

5. рынок информации;

6. рынок средств производства;

7. рынок патентов и лицензий.

- по субъектам различают:

1. рынок покупателей;

2. рынок продавцов;

3. рынок гос. учреждений;

4. рынок посредников.

- по географическому (территориальному) положению различают:

1. местный (локальный);

2. межрегиональный;

3. республиканский;

4. международный.

Их можно объединить в национальный (внутренний) рынок и мировой (внешний) рынок;

- по степени зрелости:

1. развитый; 2. формирующийся;

3. монопольный; 4. олигопольный.

- по правовому признаку:

1. легальный (официальный);

2. нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный», «серый».

- по отраслевому признаку:

1. автомобильный;

2. сельскохозяйственный;

3. нефтяной;

4. компьютерный;

- по характеру продаж:

1. оптовый;

2. розничный.

Из структуры можно выделить следующие виды рынков:

* Рынок товаров и услуг. В эту группу входят:

- рынки потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных);

- рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммунальных);

- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения;

* Рынки факторов производства. В их состав входят:

- рынки капиталов;

- рынки труда (рабочей силы);

- рынки земли;

* Финансовые рынки. К ним относятся:

- кредитные рынки;

- инвестиционные рынки;

- фондовые рынки (РЦБ);

- валютно – денежные рынки;

* Рынки интеллектуального труда (изобретения, произведения литературы и искусства, инновации, сертификаты, лицензии).

В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки.

Спотовый рынок – это вид рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой. В спотовом рынке участвуют хеджеры и торговцы.

Хеджеры формируют предложение контрактов, осуществляя тем самым страхование от возможных потерь при колебании цен.

Торговцы формируют запасы товаров относительно ожидаемой цены спот.

Срочный рынок – это рынок срочных контрактов, т.е. соглашения контрактов о будущей поставке материальных ценностей, товаров, ЦБ в установленный срок на согласованных условиях.

Сегментация рынка – п.с. разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Она может быть проведена разными путями с использованием различных признаков (факторов).

Основными из них являются:

* географические: по регионам, по административному делению (область, край, республика, город, район); по плотности населения (город, пригород, сельская местность); по климатическим условиям;

* демографические: группировка населения по возрасту, полу, уровню дохода, образования, национальному составу;

* психографические: по социальному составу, стилю жизни, личным качествам;

* поведенческие: степень нуждаемости в продуктах, эмоциональное отношение к продукции.

Наши рекомендации