Характеристика стилей руководства. Лекция 22. Характеристика основных стилей руководства
Лекция 22. Характеристика основных стилей руководства
Содержание руководства как основы управления состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять, Для этого руководителю необходимы власть и выбор эффективного стиля руководства.
Определяющим моментом Организационного процесса является выбор стиля руководства.
Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели.
В общепринятой практике управления выделяют следующие основные стили руководства:
• авторитарный;
• либеральный;
• демократический.
Отличия стилей руководства по различным признакам представлены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика стилей руководства
Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Разделение полномочий | ||
Все полномочия руководитель сосредоточивает в своих руках. Устанавливает жесткий контроль | Разделение власти, участие работников в управлении. Частичное делегирование своих полномочий | Минимальное участие в управлении. Максимальная передача полномочий. Предпочтение отдается указаниям «сверху» |
Ответственность | ||
Вся "ответственность возложена на руководителя | Ответственность частично может быть разделена с подчиненными | Руководитель стремится уменьшить свою ответственность |
Принятие решения | ||
Руководитель принимает и отменяет решения единолично | Руководитель советуется с подчиненными | Руководитель старается избегать принятия решения или перекладывает его на плечи других |
Отношение к самостоятельности подчиненных | ||
Руководитель навязывает подчиненным свое мнение | Руководитель поощряет самостоятельность подчиненных | Руководитель предоставляет подчиненным возможность полнейшей самостоятельности |
Методы руководства | ||
Приказания и волевое давление со стороны руководства | Обращение к подчиненным за советами, убеждение, служит примером вежливости | Просьбы, уговаривание, Иногда запугивание подчиненных |
Контроль | ||
Руководитель вмешивается в дела подчиненных, критикует | Руководитель отмечает успехи, ненавязчиво контролирует | Руководитель контролирует от случая к случаю |
Отношение к критике | ||
Относится отрицательно, отторгает ее | Прислушивается, делает надлежащие выводы | Выслушивает, но выводов не делает |
Отношение к нововведениям | ||
Положительно реагирует только на свои нововведения | Правильно их оценивает, поддерживает. Он новатор | Избегает всего нового |
Контакты с подчинёнными | ||
Амбициозен, держит подчиненных на расстоянии | Регулярно общается с ними, дает и получает информацию | Испытывает трудности в общении |
Оценка себя | ||
Считает себя незаменимым, противопоставляет себя коллективу | Не проявляет превосходства | Занимает позицию зависимого, часто идет на поводу |
Продуктивность работы в отсутствие руководителя | ||
Снижается | Не хуже | Даже лучше |
Таким образом, выбранный стиль руководства является определенной тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера. Однако в разных условиях (фазах развития), характере труда (инновации, производство, торговля), уровне образованности приоритетен разный стиль.
В начале 1980-х гг. появилась концепция «управленческой решетки», созданная американскими психологами Р. Блейком и Дж. Моутон и представленная на рис. 1.
Управленческая решетка включает две составляющие работы менеджера:
1) внимание к решению производственных задач;
2) внимание к людям.
Термин «производство» означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживание покупателей и т.д.
Составляющие расположены на соответствующих осях и в зависимости от степени проявления «внимания к...» (незначительная - значительная) построена решетка, отражающая различные комбинации. Эта решетка дает возможность определить пять характерных типов управленческого поведения.
Незначительное внимание к решению производственных задач и к людям приводит к так называемому «обедненному управлению»/«пессимист» (стиль 1.1) - приложение минимальных усилий для Достижения необходимых производственных результатов достаточно для сохранения членства в организации.
«Управление в духе загородного клуба»/«демократ» (стиль 1.9) - скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы, однако отводит на второй план эффективность труда.
Рис. 1. Решетка Блейка - Моутон
«Власть-подчинение»/«диктатор» (стиль 9.1) - эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из-под давления диктатора.
Руководители совершают «колебания» между стилем 1.9 и 9.1. Для увеличения отдачи руководители «затягивают гайки» и, когда отношения между людьми начинают страдать, их «маятник» возвращается в положение 1.9.
«Организационное управление»/«манипулятор» (стиль 5.5) - можно добиться хорошей организации управления путем балансирования необходимости в производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей. Менеджеров такого типа удовлетворяют средние достижения. Главная тактическая линия - компромисс. Зачастую такой подход не ведет организацию к развитию, а лишь позволяет своевременно «латать дыры».
«Групповое управление»/«организатор» (стиль 9.9) - производственные успехи обусловлены преданностью людей своей работе. Их взаимоотношения основаны на доверии и уважении. Здесь работа менеджера наиболее продуктивна, так как он учитывает нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшие характеристики данного типа менеджера - устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации. Компании, в которых действуют такого типа менеджеры, обычно процветают.
Управленческая решетка Р. Блейкаи Дж. Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявлять ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.