Проблемы и преимущества малого бизнеса в России
Допустим, вы не хотите больше работать на «дядю» и имеете небольшой капитал для открытия собственного малого бизнеса. Возможно, капитала и нет, но все равно вы решили работать на себя.
Итак, у вас есть идея, и вы хотите открыть свое дело. Насколько вы компетентны в том, что собираетесь делать - вот в чем вопрос. Даже если малый бизнес, в котором единственный сотрудник - вы, это машинопись на дому, стоит изучить опыт тех, кто этим занимался, почитать объявления, обзвонить подобные конторы, то есть произвести, так сказать, маркетинговое исследование рынка. Затем следует обратиться в налоговые органы или к юристам за разъяснениями своего положения относительно законов, налогообложения, возможных льгот и кредитов. Но в связи с тем, что консультации и услуги фирм этого профиля достаточно дороги, важно постоянно учиться самостоятельно, чтобы обращаться к услугам специалистов только в случае крайней необходимости. У начинающего предпринимателя должна быть твердая уверенность в том, что он постоянно должен заниматься самообразованием. Бизнес развивается быстро и непредсказуемо.
Малый бизнес — это то, что будет иметь смысл всегда, так как людям нужны услуги, штучные товары, питание, развлечения и многое другое. Развитие малого бизнеса — важная проблема, которая актуальна в любом государстве, в России же его становление имеет свои особенности и сложности, но и преимущества для владельца малого предприятия тоже.
Итак, что можно отнести к первоочередным проблемам малого бизнеса? В основном проблема банальна – вечный поиск и недостаток денег для открытия собственного дела. Поэтому разделим причины недостатка денег на группы.
Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено.
Как бы ни поддерживало государство его развитие, какие бы программы ни принимались, структуры, которые имеют средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Кстати, криминализация малого бизнеса отчасти связана именно с отсутствием интереса к малому бизнесу со стороны серьезных инвесторов. Кредиты также малодоступны.
Поскольку у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить, банки неохотно идут на подобное кредитование малого бизнеса даже в рамках различных программ.
Лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены.Причем по этим же причинам, да и первые взносы достаточно высоки для большинства начинающих предпринимателей.
Как вы видите ситуация для начинающего предпринимателя сложная, но небезвыходная. В противном случае, малый бизнес России стоял бы на месте и не развивался.
В чем преимущества малого бизнеса в России? В том, что он достаточно гибкий.
Существуют следующие формы ведения малого бизнеса: домашний и семейный бизнес, франчайзинг. Остановимся на каждой форме малого бизнеса подробнее.
*Домашний и семейный бизнес - это тоже частное предпринимательство. Возможно, это ваш вариант малого бизнеса. Преимущества его заключаются, прежде всего, в том, что вы сами себе хозяин, бухгалтер и босс. Вы самостоятельно принимаете решения и сами за них отвечаете. Ваши доходы в ваших руках. И, наконец, в случае неудачи вы не подводите наемных работников, так как их роль выполняют члены семьи. Этот факт для многих людей немаловажен.
*Во всем мире существует практика франчайзинга, или покупки торговой марки, брэнда. Это значит, что вы покупаете у правообладателя право производить продукцию под его маркой, которая уже имеет спрос, разрекламирована и, скорее всего, в скором времени начнет приносить доход. Правда, Для России такая практика пока является новинкой, но получить информацию об этом способе при желании можно очень просто. Преимущества очевидны - товар уже адаптирован на рынке, технология отработана, рынки сбыта ясны. Остается взять кредит, который в этом случае получить проще, и не испортить начатое дело.
Если вы хотите официально стать предпринимателем, вам придется зарегистрироваться в налоговой инспекции, получить необходимые лицензии, вести отчетность (и все это самому, иногда пользуясь разовыми консультациями бухгалтера или аудитора). Часть личных расходов вам разрешат списать на производственные нужды. Это могут быть расходы на содержание автомобиля, почтовые расходы и телефонные счета, в отдельных случаях — часть коммунальных платежей и аренда офиса.
К трудностям предпринимательской деятельности малого (в том числе семейного) бизнеса, в частности, относится то, что ваш рабочий день ненормирован, функции ваши также не определены, вы будете сами делать все, что в давно существующей фирме делают разные люди. Ваши домашние могут по-разному отнестись к тому, что вы работаете дома.
И, наконец, ваш доход может оказаться намного меньше, чем вы рассчитывали. Кстати, типичная ошибка многих людей состоит именно в том, что, будучи наемными работниками, они считают, что будут получать больше, если станут работать на себя. Это совсем не факт. После покрытия всех расходов сумма может оказаться даже отрицательной, если вы в чем-то допустили ошибку или работаете на перспективу. Поэтому специалисты считают, что в начале самостоятельной деятельности кто-то в семье должен иметь постоянный заработок, например, работать в государственной структуре.
Услуги хороших специалистов стоят дорого, и пока вы не будете в состоянии их оплатить, например, нанять бухгалтера, лучше делайте все сами или воспользуйтесь услугами фирм, которые снимут с вас часть забот (например, составление баланса). Возможно, вам стоит пройти обучение на предпринимательских курсах - это далеко не пустая трата времени.
Предпринимателю по ходу деятельности приходится задавать себе множество вопросов. Лучше, если вы сделаете это раньше, чем зарегистрируете фирму. Кстати, лучше всего свои ответы записать, чтобы позже проанализировать, насколько верным был ваш первоначальный прогноз. В первую очередь, определите ту нишу, которую заполнит ваше предприятие на рынке, много ли у вас конкурентов, насколько они сильны. Отсюда - насколько востребованной будет ваша продукция? Ваша продукция или услуги должны чем-то отличаться от продукции других фирм. Чем же? Ценой, качеством, удобством для клиента, чем-то еще? Каков должен быть товарооборот, прибыль, налоги, накладные расходы? Нужен ли персонал, как вы будете ему платить? Каковы перспективы развития вашего дела, возможные клиенты, поставщики? Эти вопросы требуют отдельной проработки. Потребуется изучить рынок материалов и оборудования, возможности их приобретения в кредит или получения рассрочки, цены различных фирм-поставщиков и их репутацию.
Клиенты - это важнейший вопрос. Изучение предложения, сбор информации о потенциальных клиентах, налаживание полезных связей - это то, без чего ваше дело погибнет, не родившись. Важно понимать, что материальный уровень тех, кто является потенциальными потребителями вашей продукции, должен соответствовать цене, которую вы собираетесь поставить на свои товары и услуги. Парикмахерская в районе студенческих общежитий, например, не может быть слишком дорогой. Но в ней могут работать творческие молодые сотрудники, начинающие мастера, которым не нужно много платить. Дешевый же ресторан в престижном районе сразу станет клоакой, и вы ничего не получите, кроме проблем.
Еще раз повторим: не пренебрегайте никакими сведениями! Ходите на собрания, конференции, участвуйте в семинарах. Собирайте визитки, записывайте телефоны, знакомьтесь с людьми. Собирайте информацию в периодических изданиях, рекламных приложениях, буклетах, на досках объявлений, на сайтах Интернета. Не теряйте, а систематизируйте полученную информацию. Кто знает, что вам будет нужно знать завтра?
После того, как вы ответили на вопросы, следует подумать об имидже и рекламе. Имидж фирмы должен быть несколько выше, чем состояние дел на сегодня. Назовем это не уловкой, а работой на перспективу.
Рекламу же следует организовывать согласно простому принципу: она должна дойти до того человека, фирмы или группы, для которых предназначена, то есть:
- размещена в местах, где клиент ее увидит;
- изложена в стиле и словами, которые свойственны той группе, которой предназначена;
- по возможности должна быть правдивой и отмечать отличия вашей фирмы от подобных, удобства работы с вами.
И главное — она должна говорить клиенту о его выгодах.
Вопросы для самопроверки
1. Рассмотреть особенности предприятий малого бизнеса.
2. Рассмотреть проблемы малого бизнеса.
3. Направления поддержки малого бизнеса.