Тема 4. Определение конкурентоспособности организации

Ключевые факторы успеха (или конкурентные преимущества) – характерный для определенной отрасли перечень показателей, приносящие преимущества другим отраслям (например, борьба за инвестиции, за рынок более прибыльный или скорости оборачиваемости капитала), а также одним предприятиям отрасли и другим.

Эти факторы не являются постоянными, они изменяются от особенностей отрасли, сегментов рынка, которые обслуживаются , а также времени и этапа «жизненного цикла» отрасли и предприятия.

Ключевые факторы успеха базируются на : научно-техническом уровне производства и продукта; уровне маркетинга; уровне менеджмента; организационно-техническом уровне; уровне производственных процессов; финансово-экономическом уровне предприятии; уровне персонала и т.д.

Для каждой отрасли существуют свои специфические требования к комбинации приведенных ключевых факторов успеха, но для процветающего предприятия какая-либо отрасль, каждая из которой может стать инструментом победы в конкурентной борьбе.

Ключевые факторы успеха формируют конкурентоспособность объекта исследования: товара, производства, предприятия, отрасли, государства и т.д.

В стратегическом управлении наиболее часто конкурентоспособность рассматривается в двух аспектах:

1) конкурентоспособность товара (продукции), т.е. ступень его соответствия на определенный момент требованиям целевых групп потребителей или выбранного рынка оп наиболее важным характеристикам;

2) конкурентоспособность предприятия - уровень его компетенции относительно других предприятий-конкурентов в нагромождении и использовании производственного потенциала определенной направленности, а также его отдельных составных: технологии, ресурсы, менеджмент (особенно – стратегическое текущее планирование), навыков и знаний персонала и т.д., что находит отображение в таких результативных показателях как качество продукции, прибыльность, продуктивность и т.д.

Тема 4. Определение конкурентоспособности организации - student2.ru

Нет

Тема 4. Определение конкурентоспособности организации - student2.ru

Тема 4. Определение конкурентоспособности организации - student2.ru Да

Рис. 4.1 Оценка конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность продукции. Выражением конкурентоспособности предприятия является изготовляемая продукция.

Большинство моделей, которые используют для анализа «портфель предприятия», базируется на определении конкурентоспособности продукции..

Каждый из этапов жизненного цикла товара является специфические характеристики конкурентоспособности

Каждая продукция или услуга ценны настолько, насколько они удовлетворить потребности потребителя, поэтому во всех показателях, характеризующих той или иной продукт или услугу будут использовать объективные и субъективные, качественные и количественные параметры и показатели, которые в большей или меньшей мере выбирают уровень удовлетворения потребностей. Чем выше уровень, тем более конкурентоспособный продукт выпускает предприятие.

Необходимо рассмотреть параметры и показатели конкурентоспособности (рис 4.1).

1. Параметры конкурентоспособности – это чаще всего, количественные характеристики особенностей товара, которую учитывают отраслевые особенности оценки его конкурентоспособности. Существуют отдельные группы параметров конкурентоспособности:

1) Технические параметры – характеристика технических и физических особенностей товара, определяющие особенность отрасли и способы его использования, а также функции, которые выполняет товар в процессе его использования.

2) Экономические параметры – определяют уровень затрат на производство и цены потребления с помощью расходов на покупку, обслуживание, потребление, утилизацию товара.

3) Нормативные параметры – определяют соответствие товара установленным нормам, стандартам, требованиям, обусловленные законодательством и другими нормативными документами.

2. Показатели конкурентоспособности – это совокупность систем критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности товара, которые базируются на параметрах конкурентоспособности.

Перечень показателей конкурентоспособности зависит от объекта исследования, а также от выбранной методики определения конкурентоспособности.

Для принятия решения о том, конкурировать или нет по той или иной продукции, необходимо рассмотреть подход, предложенный К.Омаи в работе «Стратегическое мышление» (рис. 4.2).

 
  Тема 4. Определение конкурентоспособности организации - student2.ru

Тема 4. Определение конкурентоспособности организации - student2.ru Решение:

конкурировать

продукты

направления Наличие ключевых Агрессивнаяпродукты

деятельность факторов успеха инициативанаправления

деятельность

существующие Использование Ориентация на новые

Наши рекомендации