Дисциплина «Менеджмент»
1. Содержание менеджмента. Принципы, методы и функции управления.
2. Организация (учреждение) как открытая система.
3. Власть, лидерство и характеристика эффективного лидера.
4. Стили руководства: одномерный и многомерный подходы.
5. Конфликты в организации и пути их разрешения.
6. Коммуникация в организации и пути ее совершенствования.
7. Управленческие решения и их реализация.
8. Стратегическое планирование и управление. Этапы стратегического планирования.
9. Организация как функция управления.
10. Организационные структуры управления и определяющие их факторы.
11. Мотивация: содержательные и процессуальные теории.
12. Контроль как функция управления.
13. Самоменеджмент и его функции.
14. Процесс управления трудовыми ресурсами.
15. Стимулирование деятельности персонала.
1 Содержание менеджмента. Принципы, методы и функции управления.
Менеджмент – научно-практическое управление, направленное на руководство людьми и производством, позволяющее достичь повышения эффективности производства наиболее гуманным и экономичным путем. Основные признаки:
1. Гибкая организация производства, отзывчивая к инновациям, способная перестраиваться в соответствии с изменениями внешней среды.
2. Использование в основном экономических средств и методов управления.
3. Концентрация внимания в управлении на человеке, его потребностях, интересах и ценностях.
4. Формирование комплекса требований к профессиональным и личным качествам менеджера.
Под принципами управления понимают руководящие правила, определенные основные требования к системе и организации управления:
- Принцип целенаправленности предполагает четкую постановку целей перед каждым подразделением и работником, соотнесение целей с необходимыми ресурсами.
- Планомерности предусматривает составление программы действий и ее реализацию, что проявляется в нормализации условий работы, ее распределений между исполнителями, координации действий исполнителей, организации учета и контроля выполнения работ.
- Компетентности означает знание менеджером объекта управления и способность к восприятию компетентной консультации специалистов.
- Дисциплины предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов.
- Стимулирования предполагает мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов.
- Иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, то есть выделение уровней управления и подчинение низших уровней высшим.
- Ответственности означает исполнение субъектом и объектом управления своих обязательств, соответствующих условиям их функционирования в организации.
Методы управления:
- Экономические – предполагают материальную мотивацию работников, ориентирование их на выполнение задач и экономическое вознаграждение за результаты работы. Методы тесно связаны с установлением плана, разработкой стандарта и контроля за их управлением. К экономическим методам относятся:
· Балансовый
· Нормативный
· Аналитический
· Хоз.расчет
- Административные – основаны на властной мотивации, т.е. подчинение закону, старшему по должности, правопорядку и предполагает четкое определение прав и обязанностей. Основывается на следующих приемах:
· Организационное нормирование
· Планирование
· Инструктаж
· Распорядительство
· Контроль
- Социально-психологические – основаны на воздействии на сознание работников. Эти методы регулируют межличностные отношения и влияют на развитие трудового коллектива. Основные направления:
· Социальное проектирование
· Исследование коллектива
· Консультативная деятельность
2 Организация (учреждение) как открытая система.
ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой построение такой структуры предприятия, которая дает возможность людям работать вместе для достижения поставленных целей.
Организационный процесс включает в себя следующие стадии:
1)Определение отдельных видов работ для достижения поставленных задач.
2)Оценка имеющихся трудовых ресурсов.
3)Выявление степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала. 4)Определение специализированных видов деятельности.
5)Оформление и утверждение должностных инструкций, положения структурных подразделений, схем и нормативов.
При организации необходимо руководствоваться следующими необходимыми принципами: •специализация
•пропорциональность (отделы должны быть соизмеримы между собой)
•прямоточность (наикратчайший путь прохождения информации)
•бесперебойность (ритмичность).
Организация составляет предмет и мир менеджера. Прежде чем управлять, нужно изучить объект управления. ОРГАНИЗАЦИЯ – объект, система, функция, объединение людей, процесс. Организация – деятельность людей, которая сознательно координируется для достижения общих целей. Под организацией, как объектом понимают фирмы, учреждения.
Признаки организации:
•наличие минимум 2 человек
•наличие хотя бы 1 цели, которую принимают все члены организации
•наличие членов группы, которые работают вместе для достижения общей цели.
Классификация организаций:
1)По виду деятельности (производственные, учебные, исследовательские)
2)По формам собственности (частные, гос.)
3)По размеру (малые, крупные)
4)По срокам деятельности (временные, постоянные)
5)По отношению к прибыли (коммерческие и некоммерч.)
6)В зависимости от формализации (формальные и неформ.).
3 Власть, лидерство и характеристика эффективного лидера.
Власть – способность оказывать влияние на поведение людей. Задача управления – власть и манипулирование ею. Власть и влияние в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Любой руководитель обладает властью над подчиненными, которые в свою очередь обладают властью над руководителем. Например, может выполнить задания в срок или срывать сроки выполнения, снабжать руководство своевременной и устаревшей организацией, может объявить байкот. В процессе управления следует поддерживать разумный баланс власти, достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательной реакции.
Личностная основа власти:
1) Власть эксперта определяется подготовкой руководителя, его образованием, опытом, талантом, знаниями.
2) Власть примера определяется привлекательностью руководителя, наличием у него харизмы – власти, основанной на силе личных качеств человека, не зависящей от должностного положения.
3) Власть информации основывается на возможности доступа к нужной и важной информации и умении пользоваться ею.
4) Потребность во власти проявляется как желание иметь влияние на других; такой человек дает настойчивые советы, стремится оказать помощь, укрепить свою репутацию.
Харизма – свойство и умение человека влиять на других людей.
Харизма (суггистия имиджа):
1) Уверенность человека в себе: самооценка, отношение людей к человеку.
2) Позитивная энергия: внешний вид, манера поведения, взгляд, голос, мимика и жесты.
Организационная основа власти:
1) Власть принятия решения определяется способностью оказывать влияние на решения, принимаемые другими.
2) Власть вознаграждения определяется возможностью вознаградить подчиненных за выполненную работу.
3) Власть принуждения определяется возможностью наказать подчиненных за невыполненное задание или несоблюдение норм и правил.
4) Право на власть (законная или традиционная власть) определяется предоставленными руководителю правами и ответственностью, соответствующими занимаемой должности.
5) Власть над ресурсами определяется возможностью регулировать доступность ресурсов.
6) Власть связей строится на способности человека воздействовать на других людей через свою связь с влиятельными лицами.
Любой менеджер должен быть лидером и использовать в своей деятельности как формальное (процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности), так и неформальное лидерство (через способности, умения, настроения и другие присущие людям факторы). Для менеджера степень его лидерства заключается в возможности управлять людьми, опираясь не столько на свои полномочия, сколько на авторитет, признание, способность убеждать. Лидер – личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы, а также определяющие характер и направление их деятельности. Власть лидера основывается на следующем: хорошее знание подчиненных, умение поставить себя на их место, понимание психологических особенностей окружающих и умение использовать их в формальных и неформальных контактах, способность анализировать ситуацию, настойчивость, упорство, знания, эрудиция.
Основные черты эффективного лидера:
· Предвидение будущего состояния организации
· Доверием по отношению к последователям и осознание ими своего участия
· Умение общаться с работниками, предоставляя им информацию
· Гибкость, ситуационный подход
· Умение раскрыть источник энергии каждого, создавая притягательные перспективы.
4 Стили руководства: одномерный и многомерный подходы.
Авторитарный стиль:
1) Сосредоточение власти и ответственности – в руках руководителя
2) Принятие решений – руководитель единолично решает вопросы
3) Направление передачи информации – по вертикали по нисходящей
4) Используемые формы власти – принуждение, вознаграждение, ссылка на должность
5) Сильные стороны – большое внимание уделяется срочности выполнения работ, результат предсказуем
6) Слабые стороны – низкая инициатива работников
Демократический стиль:
1) Сосредоточение власти и ответственности – руководитель распределяет ответственность между подчиненными в соответствии с полномочиями
2) Принятие решений – руководитель советуется с подчиненными
3) Направление передачи информации – по вертикали активно в 2х направлениях и по горизонтали
4) Используемые формы власти – власть эксперта, примера, убеждения
5) Сильные стороны – усиливаются личные обязательства работников, участие их в управлении
6) Слабые стороны – требует больше усилий и времени со стороны руководителя
Либеральный стиль:
1) Сосредоточение власти и ответственности – руководитель снимает с себя ответственность
2) Принятие решений – руководитель ждет указаний от руководства или решения собрания коллектива
3) Направление передачи информации – по горизонтали
4) Используемые формы власти – власть в руках подчиненных
5) Сильные стороны – может повыситься инициатива подчиненных, умение решать различные вопросы
6) Слабые стороны – группа может потерять скорость и направление движения.
В последнее время наиболее эффективным признан адаптивный стиль, применение которого обусловлено необходимостью быстро реагировать на происходящие изменения и выбирать стиль руководства применительно к данным ситуациям.