Результаты развития малого и среднего бизнеса
Последовательная реализация промышленной и социальной политики в Красноярском крае и мер по поддержке малого и среднего бизнеса позволят достичь к 2020 году следующих показателей:
· увеличения доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в экономике края до 30%;
· увеличения оборота малых предприятий в расчете на одного жителя края - в два раза, средних предприятий – в 1,5 раза;
· увеличение доли оборота производственного сегмента в малом и среднем бизнесе с 21,5% до 35,0%;
· снижения уровня неравенства в пространственном развитии малого и среднего бизнеса между территориями Красноярского края в 1,5 раза.
4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В современном обществе две линии развития – экономическая и социальная – тесно переплетаются. Эффективность региональной экономики является главным фактором обеспечения высокого качества жизни населения. В свою очередь, повышение качества жизни, создание условий для формирования и реализации человеческого потенциала – важнейшие предпосылки экономического роста интенсивного, инновационного типа.
В условиях глобализации экономики и социальной сферы усиливается конкуренция стран и регионов за главные факторы экономического роста, в числе которых лидирует качество трудовых ресурсов. «Победителями» в привлечении высококвалифицированных кадров и закреплении населения становятся территории, где есть перспектива хорошо оплачиваемой работы, уровень расходов социальной направленности обеспечивает высокие стандарты качества жизни, создана комфортная среда обитания.
В 2000-е годы шло поступательное наращивание потенциала социальной сферы Красноярского края, но вместе с тем не все проблемы были решены. Для того чтобы край стал действительно комфортным для жизни, требуется глубокая модернизация не только экономики, но и социальной сферы.
Стратегическая цель региональной социальной политики – обеспечение высокого качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе формирования диверсифицированной конкурентоспособной экономики Красноярского края. Достижение поставленной цели предполагает:
· создание новых рабочих мест и рост реальных денежных доходов населения;
· обеспечение жителей доступной качественной медицинской помощью;
· обеспечение населения доступным жильем;
· уменьшение территориальных диспропорций в доступе к социальным услугам на основе модернизации инфраструктуры и сетевой структуры отраслей социальной сферы;
· развитие системы непрерывного образования, обеспечивающей инновационное развитие реального сектора экономики;
· обеспечение экологической безопасности территорий интенсивного промышленного освоения и высокой концентрации населения.
Важнейшим индикатором регионального социально-экономического развития является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – результирующий показатель, включающий три компоненты: долголетие, образованность и уровень доходов населения (через оценку создаваемого на территории валового регионального продукта).
В Красноярском крае индекс развития человеческого потенциала достаточно высок. С 2006 года ИРЧП края превысил значение нижней границы уровня развитых стран (0,800) и в 2009 году его величина составила 0,834 (по РФ – 0,840)[10]. На сегодняшний день край занимает 9-е место в рейтинге по стране и 2-е после Томской области место среди регионов Сибирского федерального округа.
Достигнутый уровень ИРЧП в крае в основном определяется высоким, превышающим среднее по России, значением индекса дохода, в то время как краевые индексы долголетия и образования ниже средних по РФ. Так, в 2009 году индекс дохода в России и в крае составлял 0,875 и 0,891 соответственно, в то время как индекс долголетия – 0,728 и 0,711, индекс образования – 0,918 и 0,900.
Для усиления конкурентных позиций в борьбе за закрепление и привлечение человеческих ресурсов, особенно в территориально близком окружении, краю необходим действенный механизм конвертации экономических преимуществ развития в социальные. Элементами такого механизма наряду с поддержанием высокого уровня доходов населения края являются динамичное развитие рынка труда и активная региональная социальная политика с планомерной модернизацией отраслей социальной сферы.
4.1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
По величине номинальных среднедушевых доходов и средней заработной платы Красноярский край – явный и устойчивый лидер среди других регионов России и Сибирского федерального округа. Это лидерство не было утеряно и во время экономического кризиса 2008-2009 годов. В 2011 году по среднедушевым денежным доходам населения край занимал 19-е место среди регионов РФ и первое – в СФО. Однако по покупательной способности доходов (отношению номинальных доходов к величине прожиточного минимума) Красноярский край уступает лидерство в СФО Кемеровской и Омской областям.
Высокий уровень доходов населения края частично связан с его территориальными особенностями. Почти 90% территории края относится к северным и приравненным к ним местностям, по стоимости жизни в которых значительно отличается от центральных и южных территорий. Именно здесь ведутся работы по добыче и первичной обработке сырья, которые высоко оплачиваются в номинальном выражении.
Наряду с высоким уровнем доходов населения в крае и самый высокий по Сибирскому федеральному округу уровень их дифференциации, превышающий общероссийские показатели (в 2011 году коэффициент фондов[11] по краю составил 17,4 раза, коэффициент Джини[12] – 0,427, по РФ – 16,1 и 0,416 соответственно). Превышает среднероссийский показатель и уровень бедности: доля в населении края тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума, составляла в 2011 году 18,7%, тогда как по РФ – 12,8%. При этом наблюдается тенденция наращивания отставания края от среднероссийских показателей.
Высокий уровень дифференциациидоходов населения края нельзя полностью объяснить территориальными особенностями рынка труда, поскольку около 80% населения края проживают и работают в климатически благоприятных районах. Во многом отмечаемая дифференциация доходов является следствием межотраслевых и межсекторных различий в оплате труда.
В крае традиционно высокая заработная плата в отраслях реального сектора экономики края – промышленности, строительстве, транспорте и связи, а также в сфере финансов, государственного управления, органах безопасности и сфере операций с недвижимостью. Тогда как заработная плата в отраслях, непосредственно работающих на формирование и развитие человеческого потенциала населения – в образовании, здравоохранении, культуре и других отраслях, предоставляющих социальные услуги, до недавнего времени была существенно ниже средней зарплаты по экономике региона (50-66%) и не имела значительных темпов роста.
Таким образом, в вопросах уровня жизни населения основными проблемамикрая являются значительная дифференциация населения по доходам и высокая доля малообеспеченных граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
В последние годы действия органов власти края по повышению заработной платы работников бюджетной социальной сферы, в которой занято около 20% работоспособного населения края, позволили несколько снизить дифференциацию населения по доходам и уменьшить количество малообеспеченных граждан, что в конечном итоге способствует достижению основополагающей цели социальной политики края – повышению качества жизни и развитию человеческого потенциала края в целом.
Неуклонный рост материального благополучия населения края при снижении дифференциации по доходам является одной из важнейших целей региональной социальной политики.
Достижение поставленной цели может быть обеспечено реализацией следующих приоритетных направлений:
· увеличение средней заработной платы в реальном секторе экономики на основе роста производительности труда и создания достойно оплачиваемых рабочих мест;
· абсолютный и относительный рост заработной платы работников бюджетной сферы;
· оптимизация отраслевой и территориальной дифференциации оплаты труда;
· закрепление населения с уровнем благосостояния и стилем жизни среднего класса;
· снижение уровня бедности за счет эффективной поддержки малообеспеченных слоев населения;
· профилактика маргинализации социально уязвимых групп населения.
В результате прогнозируемого развития экономики края, повышения производительности труда, создания новых высокооплачиваемых рабочих мест и реализации приоритетных направлений региональной социальной политики в части повышения заработной платы в бюджетной сфере и социальной поддержки малообеспеченных слоев населения в перспективе до 2020 года прогнозируется положительная динамика реальных и номинальных доходов населения. Прирост реальной заработной платы с 2011 года по 2020 год составит 56,5-69,5%, пенсий – 26,8-39,3%, реальных располагаемых денежных доходов – 59-63,8%. Увеличение номинальных и реальных доходов населения будет способствовать сокращению доли лиц, живущих за «чертой бедности» (более чем в 2 раза - до 9,5%). Снизится расслоение общества по уровню доходов (значение индекса концентрации доходов Джини уменьшится с 0,426 до 0,410).
4.2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
По численности населения Красноярский край – самый крупный субъект федерации на территории Сибири и Дальнего Востока. На 1 января 2012 г. в крае проживало 2838,4 тыс. человек, что составляет 14,7% населения Сибирского федерального округа и 2,0% населения России. Территория края заселена слабо и крайне неравномерно. На юге края, на территории, занимающей порядка 10% площади региона, сосредоточена основная часть городов и населенных пунктов и проживает 82% населения.
Возрастная структура населения края несколько отличается от среднероссийской: в крае выше доля лиц трудоспособного возраста (по данным 2010 года - 64,1%, тогда как в РФ - 62,3%) и доля населения младше трудоспособного возраста (17% в крае и 16,1% в РФ), ниже доля старших возрастных групп (18,9% в крае и 21,6% в РФ).
В последнее десятилетие в крае наблюдается положительная динамика важнейших демографических процессов: рост рождаемости, ожидаемой продолжительности жизни, сокращение смертности. С 2009 года в крае наблюдается тенденция положительного естественного прироста населения (0,1‰ - 0,5‰ в расчете на 1 тыс. жителей), при том, что в России сохраняются отрицательные значения на уровне -1,8‰ - -1,7‰. Однако демографическая картина существенно различается по территориям края. Так темпы позитивных демографических изменений среди сельского населения края значительно ниже, чем среди городского населения. Разница в показателе ожидаемой продолжительности жизни между городским и сельским населением края выше, чем в целом по России (4,3 года - в крае, 2,7 года - в РФ). Зоны демографического неблагополучия выделяются и по отдельным демографическим показателям: низкая продолжительность жизни в Таймырском и Эвенкийском районах; высокая детская смертность в Восточном и Западном макрорайонах.
Общее улучшение важнейших демографических показателей, тем не менее, не компенсирует в полной мере все негативные тенденции в этой сфере и не решает все накопленные проблемы. Несмотря на наметившуюся в 2011 году тенденцию роста общей численности населения края, сохраняется проблема депопуляции края и его отдельных территорий. За последние двадцать лет численность постоянного населения Красноярского края уменьшилась на 332 тыс. чел. или на 10,5%. Общее сокращение численности населения на 55,6% обусловлено естественной и на 44,4% миграционной убылью.
При этом процесс сокращения численности населения крайне неоднороден. Больше всего теряют население малые городские поселения и сельские территории. Сокращается численность постоянного населения и в районах Крайнего Севера, однако в отличие от негативного процесса депопуляции малых городов и сельских территорий, сокращение населения на севере во многом является результатом целенаправленной политики всех уровней власти по переселению жителей в более благоприятные территории Красноярского края и страны. По сравнению с 2004 г. относительная численность населения увеличилась только в Центральном макрорайоне, муниципальные образования которого являются краевым и межрегиональным миграционным эпицентром. Внутрикраевая миграция еще больше увеличивает неравномерность заселения территории края.
Источником сохранения и увеличения численности населения края выступает международная миграция из стран СНГ и Балтии. С 2007 года показатель миграционного прироста населения Красноярского края стал положительным. Однако его значения существенно уступают соседним регионам. Так, в Томской и Новосибирской областях в 2010 году миграционный прирост составил 48 чел. и 38 чел. в расчете на 10 тыс. жителей, тогда как в крае - 8 человек на 10 тыс.населения. Необходимо учитывать и тот факт, что международная миграция не столько способствует улучшению качества населения, сколько несет потенциальные проблемы.
Что касается внутрироссийской миграции, то она ни по объему, ни по структуре не восполняет миграционную убыль постоянного населения края: удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста среди прибывших сокращается, а среди выбывших за пределы края – растет.
Таким образом в целом демографическая ситуация края характеризуется следующими негативными тенденциями и проблемами:
- абсолютным сокращением населения (на 10,5% за последние двадцать лет);
- перспективой сокращения в ближайшие годы в структуре населения доли женщин в фертильном возрасте и, как следствие, снижением рождаемости;
- миграционной убылью населения в рамках внутрироссийской миграции и миграционным приростом в рамках международной миграции из стран СНГ и Балтии;
- растущей концентрацией населения в одном из шести макрорайонов – Центральном, «собирающим» население как внутри края, так и в межрегиональных потоках, и потерей населения всеми остальными макрорайонами;
- ростом за последнее десятилетие ожидаемой продолжительности жизни населения края при рождении (с 62,5 лет в 2000 г. до 67,7 года в 2011 г.), которая однако по-прежнему остается ниже, чем в среднем по РФ (69,4 года).
Целью демографической политики является стабилизация численности населения Красноярского края и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Направления региональной политикипо решению демографических проблем:
· повышение уровня рождаемости путем использования стимулирующих мер, включая меры по повышению качества медицинского обслуживания матерей и детей (дородовая диагностика, скрининг новорожденных, санаторно-курортное лечение детей и матерей, развитие вспомогательных репродуктивных технологий), меры поддержки семей с детьми (предоставление из средств краевого бюджета краевого материнского капитала, компенсационные выплаты беременным женщинам стоимости проезда к места получения специализированной медицинской помощи, обеспечение детским питанием, социальные выплаты и пособия детям из малообеспеченных семей), меры поддержки многодетных семей (улучшение жилищных условий, обеспечение лекарственными препаратами);
· снижение уровня смертности за счет дальнейшего развития системы здравоохранения и формирования системы профилактики заболеваний через развитие физической культуры и спорта, формирование установок на ведение здорового образа жизни;
· развитие системы здравоохранения с акцентом на особо проблемные группы населения (сельское население, мужчины трудоспособного возраста) и борьбу с заболеваниями, являющиеся основными причинами смертности в крае;
· сокращение пространственной асимметрии социально-экономического развития территорий края, в том числе путем формирования многоуровневой системы оказания социальных услуг населению;
· снижение миграционного оттока, повышение миграционной привлекательности территории за счет реализации оптимистического сценария развития экономики Красноярского края, создания высокооплачиваемых рабочих мест;
· изменение структуры прибывающих на территорию мигрантов в сторону увеличения в общем потоке квалифицированных кадров и создание условий для переселения мигрантов семьями.
Реализация последнего направления требует выработки региональной политики в области миграции. Помимо продолжения уже реализуемых мер по ограничению притока трудовых мигрантов и переселению соотечественников, проживающих за рубежом, необходимы меры по языковой, социальной, культурной, профессиональной адаптации мигрантов. Реализация таких мер в перспективе позволит заменить краткосрочную трудовую миграцию на долгосрочную, избежать межэтнических конфликтов и иных негативных последствий значительного миграционного притока.
В перспективе до 2020 годачисленность постоянного населения края будет расти и оставаться самой высокой на территории Сибири и Дальнего Востока. Общее увеличение численности относительно 2011 года составит 47,6 тыс.человек. Рост численности населения будет связан с планируемым развитием экономики, создающим новые рабочие места и стимулирующим миграционный приток населения, и реализацией социальной политики, направленной на улучшение демографических показателей и создание условий для закрепления населения на территории края.
Миграционный прирост прогнозируется на уровне 8,0 – 8,9 тыс. человек в год, что существенно подкрепляет естественный прирост до 2014 года и компенсирует естественную убыль с 2015 по 2020 годы.
Население Красноярского края будет продолжать стареть, средний возраст населения увеличится с 37,3 до 38,6 лет. Это явится как следствием существующей возрастной структуры населения и естественных процессов воспроизводства, так и результатом увеличивающейся продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении к 2020 году увеличится с 65,4 до 69,9 лет. При этом сократится существующий высокий разрыв (более 10 лет) в продолжительности жизни мужчин и женщин.
В структуре населения будет увеличиваться доля населения младше и старше трудоспособного возраста, при снижении доли населения в трудоспособном возрасте (снижение составит 6 пп или 136,2 тыс.чел.). На этом фоне увеличится уровень демографической нагрузки на занятое население (демографическая нагрузка на 1000 чел. трудоспособного возраста составит в 2020 году 772 человека против 607 человек в 2011 году).
4.3. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Красноярский край сохраняет ведущие позиции в Сибирском федеральном округе по численности экономически активного населения (1557 тыс. чел.) и уровню экономической активности населения (в 2011 г. ее уровень в крае составил – 68,2%, в СФО – 67%). Вместе с тем уже сегодня экономика края испытывает дефицит квалифицированных трудовых ресурсов, который в условиях интенсивного роста экономики края при сохранении тенденций депопуляции, стабилизации уровня миграционного прироста и сохранении существующего уровня производительности труда будет только нарастать.
Показателем высокой востребованности трудовых ресурсов в крае является тот факт, что на протяжении последних четырех лет уровень общей безработицы в крае ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу, а начиная с 2010 года стал ниже, чем в среднем по России и самым низким в СФО – 6,1%.
Ситуация на рынке труда усугубляется структурными диспропорциями спроса и предложения. Занятые в экономике Красноярского края характеризуются высоким уровнем образования и профессиональной подготовки – более половины имеют высшее и среднее профессиональное образование. При этом на рынке труда в большей степени существует потребность в квалифицированных кадрах рабочих профессий.
Существенными являются и территориальные диспропорции спроса и предложения рабочей силы - существующая система расселения не соответствует карте текущей и перспективной экономической активности региона и местам локализации крупных проектов. Проблему усугубляет традиционная для России низкая мобильность рабочей силы.
В отношении оплаты труда Красноярский край лидирует в Сибирском федеральном округе по величине средней заработной платы, которая в 2011 году достигла 25 658,6 руб. Вместе с тем в крае и максимальный по округу уровень ее дифференциации: соотношение средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников составило в 2010 году 17,4 раза (в СФО – 13,5). Однако данная проблема не является специфической для края, аналогичная ситуация характерна и для России в целом, где уровень дифференциации заработной платы составляет 16,1 раза.
В целом проблемами регионального рынка труда и профессионального образования являются:
· дефицит квалифицированных трудовых ресурсов на фоне растущей кадровой потребности;
· территориальные, отраслевые и профессионально-квалификационные диспропорции спроса и предложения на региональном рынке труда на фоне низкой мобильности рабочей силы;
· недостаток рабочих мест, привлекательных для высококвалифицированных специалистов по условиям труда и социально-бытовым условиям;
· снижение престижности рабочих профессий на фоне возрастающей потребности рынка труда (работодателей) в квалифицированных рабочих;
· недостаточная развитость системы непрерывного образования, позволяющей осуществлять качественную (пере)подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.
Стратегической целью является развитие рынка труда, соответствующего текущим и перспективным потребностям региональной экономики и обеспечивающего трудовую занятость и доходы трудоспособного населения края.
Основные направления региональной политики в сфере труда и занятости:
· содействие модернизации и автоматизации существующих производств и производственных процессов с целью снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда и, как следствие, уменьшения потребности в рабочей силе;
· создание новых рабочих мест в высокопроизводительных секторах экономики с высокой добавленной стоимостью;
· создание условий для повышения социальной и профессиональной мобильности населения края, привлечения необходимых трудовых ресурсов из других регионов, минимизация оттока местных трудовых ресурсов;
· расширение занятости сельского населения через создание новых рабочих мест, развитие самозанятости;
· диверсификация структуры экономики (занятости) в городах и населенных пунктах моноэкономического профиля с целью снижения зависимости территории (рынка труда) от ситуации на градообразующем предприятии (отрасли);
· повышение качества рабочих мест, в том числе снижение производственного травматизма;
· оптимизация внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития региона;
· развитие системы регионального заказа на подготовку специалистов;
· развитие системы профессиональной ориентации;
· оптимизация структуры использования рабочей силы, повышение качества рабочей силы через развитие системы образования взрослого населения;
· кадровая поддержка развития высокотехнологичных и инновационных производств, опережающее кадровое обеспечение базовых отраслей экономики;
· повышение экономической активности населения, в том числе обеспечение совмещения родительских обязанностей с профессиональной деятельностью путем повышения квалификации и переобучения женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, профессиям, востребованным на рынке труда.
В прогнозируемом периоде до 2020 года для обеспечения предусмотренного умеренным вариантом прогноза роста ВРП на 61,3% по отношению к текущему уровню, с учетом демографической ситуации и прогнозируемого миграционного прироста населения края в среднем за год на 8,5 тыс. человек, для компенсирования складывающегося дефицита трудовых ресурсов необходим рост производительности труда не менее чем на 5,4% в год. В случае реализации оптимистического сценария развития экономики края с темпами роста ВРП к 2010 году до 171,0% для покрытия дефицита трудовых ресурсов необходим рост производительности труда после 2016 года до 106-108%, либо дополнительный миграционный прирост, обеспечивающий среднегодовую миграцию в этот период на уровне 22,2 тыс.чел. в год.
К 2020 году увеличение уровня реальной заработной платы на 1 работающего в экономике составит 56,5-69,5% по сравнению с 2011 годом. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составит 62,8-68,0 тыс. рублей в зависимости от сценария развития.
4.4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Функционирование и развитие отраслей социальной сферы – ведущий механизм развития человеческого потенциала и повышения качества жизни населения края.
Отрасли социальной сферы Красноярского края, несмотря на сохраняющиеся проблемы в материально-техническом, кадровом и финансовом обеспечении, в последние годы имели значительную позитивную динамику показателей деятельности.
В стратегической перспективе до 2020 года для эффективного развития отраслей необходимо решить следующие основные задачи:
· завершить модернизацию сетей бюджетных учреждений в соответствии с принятыми концепциями оказания государственных услуг в современных социально-экономических условиях;
· обеспечить модернизацию материально-технической базы, технологий и методик работы в соответствии с отраслевыми федеральными требованиями;
· обеспечить формирование системы и практики приобретения как основных, так и вспомогательных услуг у негосударственных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих (НКО). Приобретение услуг на конкурентном рынке должно стать широко применяемой практикой, позволяющей снизить затраты на развитие материальной базы отраслей, создать дополнительный объем государственного заказа, повысить качество оказания государственных услуг. Отдельной задачей при этом станет контроль качества услуг, приобретаемых у сторонней организации, и прозрачность системы размещения заказа.
Ключевой задачей, которую необходимо решить, является кадровое обеспечение социальной сферы. На сегодняшний день в отраслях социальной сферы наблюдается старение кадрового состава, абсолютный и структурный дефицит работников в силу слабого притока и закрепления молодежи из-за низкой заработной платы, «бедного» социального пакета и отсутствия перспектив повышения социального и материального статуса.
Для преодоления сложившейся ситуации, привлечения и закрепления кадров в районах и городах края будет продолжено повышение заработной платы в отраслях социальной сферы, будут разработаны и реализованы программы обеспечения жильем, включая меры поддержки улучшения жилищных условий и предоставление служебного жилья.
Еще одним перспективным направлением в развитии отраслей социальной сферы станет повышение уровня координации развития и взаимодействия отдельных социальных отраслей, расширение практики реализации межотраслевых проектов. Формами такого взаимодействия и координации, направленными наразвитие социальной сферы, являются:
· формирование институциональной среды (принятие нормативно-правовых актов, разработка форматов сетевой организации, внедрение стимулов публичного и экономического характера и пр.) для создания действенных механизмов межведомственного взаимодействия внутри социальной сферы, с учетом государственно-частного партнерства с целью повышения продуктивности развития каждой отрасли и социальной сферы в целом;
· реализация механизмов согласования стратегий пространственного, организационного и технологического развития инфраструктурной сети отраслей социальной сферы для оптимизации затрат материальных и человеческих ресурсов, минимизации потерь от рисков, связанных с переходом на подушевое финансирование, объединения усилий по предоставлению качественных услуг населению;
· реализация пилотных проектов в области формирование межотраслевых комплексных заявок на участие в социальных программах и конкурсах на получение средств федерального бюджета, внебюджетных средств, международных и отечественных неправительственных организаций.
4.4.1. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
За последнее десятилетие в Красноярском крае, как и в целом по России, наблюдается положительная динамика основных медико-демографических показателей. Коэффициент смертности в Красноярском крае составил в 2011 году 13,0 случаев на 1000 населения (в 2000 г. - 14,8), что ниже показателя по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу (13,5 и 13,8 соответственно). Смертность детей до одного года за 2000-2011 гг. снизилась в крае почти в три раза: с 21,7 до 7,8 случаев на 1000 родившихся живыми, уменьшение коэффициента материнской смертности за этот же период произошло с 64,0 до 26,2 случаев на 100 тысяч родившихся живыми.
Вместе с тем темпы позитивной динамики и значения показателей для городского населения края благоприятнее, чем для сельского. Проблемой остается высокая дифференциация уровней смертности городского и сельского населения – 12,2 и 15,9 ‰, соответственно. Основные причины смертности в целом по краю в течение последнего десятилетия стабильны: болезни системы кровообращения – 6,09 смертей на 1000 населения в год (2011 год), новообразования – 2,19 и внешние причины – 1,58 (для сельского населения смертность от внешних причин находится на втором месте).
В крае отмечается рост общей регистрируемой заболеваемости, что отчасти связано с развитием диагностических технологий, а также проведением мероприятий диспансеризации населения и выявлением заболеваний на боле ранних этапах. Рост регистрируемой заболеваемости наблюдается для всех классов болезней, кроме инфекционных и паразитарных, травм и отравлений (наличие которых, как правило, носит объективный характер и не зависит от повышения уровня выявления в результате развития диагностики). В 2011 г. зарегистрировано заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, 832,9 случаев на 1000 человек населения (в 2000 г. – 675,5), что ниже в среднем по СФО (845,5), но выше среднероссийского показателя (797,4).
В первое десятилетие 2000-х годов основными направлениями работы в здравоохранении края были улучшение состояния здоровья детей и матерей, укрепление первичной медико-санитарной помощи, профилактика наиболее распространенных заболеваний социального характера, совершенствование специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
Основными проблемами в системе здравоохранения Красноярского края являются:
· недостаточная техническая оснащенность значительной части медицинских учреждений, не обеспечивающая предоставление высококачественной современной медицинской помощи;
· низкая доступность медицинской помощи для части населения из-за редкоочаговой системы расселения в Красноярском крае, сложной транспортной доступности отдельных населенных пунктов;
· не соответствующий потребностям населения края уровень развития специализированной медицинской помощи: объемов, структуры и инфраструктуры по ее предоставлению;
· абсолютный и структурный дефицит кадров;
· преимущественная ориентация на лечение заболеваний, а не на их предотвращение, слабая координация мер по развитию медицинской отрасли с мерами по улучшению немедицинских факторов укрепления здоровья (образ жизни, развитие физической культуры, решение экологических проблем и т. д.).
Стратегическая цель здравоохранения Красноярского края – сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни через формирование системы, обеспечивающей доступность для всех социальных и территориальных групп медицинской помощи, объемы, виды и качество которой соответствует потребностям населения, структуре и уровню заболеваемости и современным достижениям медицинской науки.
Приоритетные направления развития здравоохранения в Красноярском крае:
1. Создание эффективной системы профилактики заболеваний и содействие формированию у населения ценности здорового образа жизни путем повышения роли профилактической составляющей в деятельности первичного медицинского звена (участковой службы) на основе постоянного наблюдения за группами риска; путем популяризации культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных занятий, проведения мероприятий по профилактике алкоголизма и наркомании, по противодействию потреблению табака.
2. Совершенствование сети учреждений здравоохранения края путем оптимизации структуры сети, развития дистанционных форм медицинского обследования, интеграции в оказании медицинской помощи с расположенными на территории края федеральными, частными медицинскими организациями, а также медицинскими учреждениями соседних субъектов РФ.
3. Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка путем организации трехуровневой системы службы родовспоможения; совершенствования инфраструктуры детских лечебных учреждений; развития межрайонных реанимационно-консультативных центров; формирования сети медико-генетической службы, организации кабинетов пренатальной (дородовой) диагностики в межрайонных центрах с внедрением технологий телемедицинского консультирования; создание условий по охране репродуктивного здоровья населения.
4. Совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи для взрослого и детского населения, при сердечно-сосудистых, онкологических заболеваниях, травмах и отравлениях путем:
· включения в систему оказания специализированной помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями первичных сосудистых центров в г. Лесосибирске, Канске, Ачинске и Красноярске в дополнение к построенному в 2010 году Федеральному центру сердечно-сосудистой хирургии в г.Красноярске, действующему региональному сосудистому центру на базе КГБУЗ «Краевая клиническая больница» и первичным сосудистым отделениям на базе учреждений здравоохранения в г.Красноярске, Норильске, Минусинске.
· формирования уровневой системы лечебно-профилактических учреждений для оказания медицинской помощи онкологическим больным, включая реконструкцию и расширение Краевого онкологического диспансера, а также внедрение скрининговых мероприятий.
· совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях путем изменения схемы доставки больных с травмами: минуя маломощные и слабооснащенные центральные районные больницы, пострадавшие будут доставляться непосредственно в травмоцентры II уровня либо в зависимости от тяжести состояния и имеющейся патологии перетранспортироваться санитарной авиацией в травмоцентр I уровня (травмоцентры сформированы на базе муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных вдоль федеральной и региональной автомобильной дорог).
5. Внедрение в медицинскую практику достижений современной науки посредством организации биомедицинского кластера – совместного проекта министерства здравоохранения и Красноярского государственного медицинского университета.
Механизмы реализацииприоритетных направлений:
Совершенствование сети учреждений здравоохранения, в том числе выстраивание многоуровневой системы оказания медицинской помощи населению, предусматривающей полный охват первичной медицинской помощью всех населенных пунктов края с концентрацией специализированной медицинской помощи в краевых учреждениях и межрайонных центрах; определение маршрутов п