Наличие собственного углеводородного и минерального сырья

По разведанным запасам и добыче природного газа Россия стоит на первом месте в мире, нефти - на втором. Разведанные запасы отдельных видов минерального сырья обеспечат работу предприятий химического комплекса на 100 и более лет (подробнее – см. Дополнительные материалы).

Таблица 14 - Фактическая выработка продукции ТЭК России

за 2005-2006 гг., млн. т

Наименование 2005 г. 2006 г.
Добыча нефти, включая газовый конденсат 470,2 480,0
в том числе газовый конденсат 17,7 18,4
Первичная переработка нефти 207,7 219,6
Бензиновые фракции - всего 46,5 47,5
в том числе бензин прямогонный 12,9 13,2
Газ природный (добыча), млрд. куб. м 640,8 656,3
Попутный нефтяной газ, млрд. куб. м ... 43,8

Продолжение

Наименование 2005 г. 2006 г.
в том числе переработка ПНГ, млрд. куб. м ... 21,0
Газы углеводородные сжиженные – всего 8695,5 9382,8
в том числе:    
фракция пропановая 1058,9 1064,6
фракция пропан-пропиленовая 474,9 529,4
фракция пропан – бутановая 3007,4 3365,0
фракция нормального бутана 1764,5 1820,7
фракция изобутановая 837,1 908,9
технический бутан 1151,5 1295,4
фракция углеводородная сжиженных газов прочих 401,2 398,8

Таблица 15 - Прогноз выработки продукции ТЭК России на период до 2015 г., млн. т

Наименование 2007 г., оценка 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2015 г.
min max min max min max min max
Добыча нефти, включая газовый конденсат
в том числе газовый конденсат 18,5 19,0 19,0 19,5 19,5 20,0 20,0 22,5 22,5
Первичная переработка нефти
Бензиновые фракции - всего 49,7 49,8 51,4 50,7 53,4 51,5 55,1 55,8 60,6
в том числе бензин прямогонный 13,7 13,0 14,1 13,0 14,5 13,0 14,9 14,0 15,5
Газ природный (добыча), млрд. куб. м

Анализ сложившейся ситуации, мировых тенденций развития технологий органического синтеза, отечественных научных и прикладных разработок, инвестиционных программ ведущих нефтяных и нефтехимических компаний России, прогнозов развития нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности позволяет сделать вывод о том, что в части развития ресурсной базы для нефтехимического производства возможно достижение показателей инновационного варианта развития.

Таблица 16 - Прогноз потребности химического комплекса в углеводородном сырье, тыс. т

Показатель 2005 г. 2006 г. 2015 г. 2015 г. в % к 2005 г.
сценарий инерци-онного развития сценарий инноваци- онного развития
Бензиновые фракции - всего 159-176
В том числе:          
прямогонный 159-176
Из него:          
на производство ароматических углеводородов 159-178
на пиролиз 153-174
Газы углеводородные сжиженные - всего 176-196
В том числе:          
фракция пропановая 458-542
фракция пропан-пропиленовая 169-197
фракция пропан-бутановая 297-319
фракция бутана 145-160
фракция изобутановая 146-158
фракция углеводородных сжиженных газов прочих 182-193
Фракция изопентановая 157-178
ШФЛУ (пиролиз) 149-184
Этан 567-714
Итого 173-196
Газ природный (млн. м3) 124-138

Государством уже принят ряд принципиальных решений по вопросам утилизации попутного нефтяного газа, а также по ускорению модернизации нефтеперерабатывающих заводов и стимулированию углубленной переработки нефти.

3) Активизация и повышение эффективности инвестиционного процесса зависит от ряда факторов: рост прибыли российского химического комплекса, адекватное стратегическое планирование, развитие финансового рынка, поддержка со стороны государства и др.

Значительный объем инвестиционных ресурсов на предыдущем этапе химический комплекс получил в результате процессов консолидации предприятий, центром которых стали крупнейшие российские энергетические компании – «Газпром» и «ЛУКойл». Продолжение процесса концентрация капитала путем создания крупных вертикально-интегрированных компаний, «горизонтальной интеграции» средних и мелких будет способствовать аккумулированию мощных финансовых средств и повышению эффективности инвестиционного деятельности.

Ключевое значение имеет обеспеченная адекватным стратегическим планированием готовность компаний вкладывать средства как в модернизацию уже имеющихся производств, так и в строительство новых мощностей. Представление о наличии такой готовности, например, в области производства полимерных материалов дает табл. 17.

Таблица 17 - Заявленные и реализуемые инвестиционные проекты в области полимерных материалов (тыс. т)

Наименование 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011-2015 гг.
Полиэтилен          
ОАО «Казаньоргсинтез» - -
ООО «Томскнефтехим» - - - -
ОАО «Нижнекамскнефтехим» - - - -
ОАО «Астраханский ГПЗ» - - - -
Предприятие в Самарской обл. - - - -
Полипропилен          
ОАО «Ставролен» - - - -
ОАО «Астраханский ГПЗ» - - - -
ОАО «НОВАТЭК» - - - -
Поливинилхлорид          
ЗАО «Каустик», г. Стерлитамак - - -
ОАО «Саянскхимпласт» - - - -
ОАО «Сибур-Нефтехим» - - - -
ООО «Химпромусолье» - - - -
Полиэтилентерефталат (ПЭТФ)          
ОАО «Сибур-ПЭТФ», г. Тверь - - - -
ЗНП «Сенеж», Московская обл. - - -
ОАО «ПОЛИЭФ», Республика Башкортостан - - - -
ОАО «Нижнекамскнефтехим» - - - -
Предприятие в Калининградской обл. - - - -
Поликарбонат          
ОАО «Казаньоргсинтез» - - - -

Следует отметить, что в условиях повышенной инвестиционной активности особую важность приобретает стратегическое планирование, обеспечивающее грамотную политику в отношении товарной структуры инвестиций и позволяющее избежать снижающее эффективность инвестиций перепроизводство одинакового товара, намечаемого к выпуску рядом компаний.

Государство постоянно расширяет спектр форм своего участия в инвестиционном процессе. Наряду с налоговым стимулированием и совершенствованием механизма бюджетных целевых программ в 2005-2007 гг. были созданы Инвестиционный фонд и Банк развития, предназначенные инвестировать в рамках государственно-частного партнерства существенные суммы и предоставлять государственные гарантии.

Немаловажную роль в управлении инвестиционным процессом играют меры таможенно-тарифного и технического регулирования.

Как показывает опыт ОЭЗ в Елабуге (Татарстан) одной из эффективных форм государственной поддержки развития химического комплекса служит создание особых экономических зон.

4) Наличие на территории России крупных химических узлов (центров, комплексов), представляющих собой совокупность взаимоувязанных производств, объединенных производственно-технологическими связями и общей инфраструктурой (очистные сооружения, ТЭЦ, водозаборы, транспорт и т.д.).

В целом, сложившееся территориальное размещение отраслей химического комплекса с преимущественным развитием производств в нескольких крупных зонах и субъектах европейской части России сохранится как в ближайшей, так и отдаленной перспективе.

Так, возрастут конкурентные преимущества Приволжского федерального округа, который останется основным и крупнейшим регионом развития химического комплекса. Наряду с использованием имеющихся в регионе крупных и разнообразных природных ресурсов, в нем все в большей степени будет использоваться нефтегазовое сырье, получаемое из Уральского и Сибирского федеральных округов.

Намечен рост и сохранение специализации сложившихся производств: в Республиках Татарстан (полимерная химия, продукция основного органического синтеза), Башкортостан (полимерная химия, продукция основного органического и неорганического синтеза, хлорорганическая продукция), Пермском крае (минеральные удобрения, продукция основного органического и неорганического синтеза), Самарской (полимеры, изделия из пластмасс, шины), Томской (полимеры) и Нижегородской областях (организация новых производств полимерной химии, хлорорганическая, а также продукция органического и неорганического синтеза) и др.

Намечается организация нового производства полимеров в Уральском федеральном округе.

В других крупных регионах размещения химических и нефтехимических производств (Центральном, Южном и Сибирском федеральных округах) прогнозируется сохранение основной специализации и дальнейшее развитие производства на основе использования прогрессивных ресурсосберегающих технологий.

«Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (одобренная Правительственной комиссией по вопросам ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы и утвержденная приказом Минпромэнерго России № 340 от 03 сентября 2007 г.) будет способствовать развитию химического комплекса в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

В прогнозе потребления газа по интенсивному варианту предусматривается газ на газохимию по Восточной Сибири в объемах по 6,6 млрд. куб. м в 2020 г. и 2030 г., по Дальнему Востоку – по 7,0 млрд. куб. м соответственно.

Ввод новых мощностей продукции нефтегазохимического комплекса с учетом добычи сырья и ожидаемой потребности прогнозируются, в основном, за рамками настоящей Стратегии, в Восточной Сибири с 2017 г., на Дальнем Востоке - не раньше 2020 г. Предусматривается создание газохимических комплексов в Красноярском крае, в Республике Саха (Якутия), а также реконструкция Ангарского и Саянского НХК. В рамках настоящей Стратегии прогнозируется начало производства этилена, винилхлорида и поливинилхлорида в 2012 г., этиленгликоля в 2013 г. и пропилена в 2015 г.

Особой проработки требуют вопросы развития химии и нефтехимии в Дальневосточном федеральном округе, которые могут быть рассмотрены в рамках Программы социально-экономического развития этого региона. Одним из вариантов может быть развитие нефтехимической промышленности Дальнего Востока на базе глубокой переработки углеводородного сырья шельфа Охотского моря (о. Сахалин). При этом может быть удовлетворена не только потребность в продукции полимерной химии восточных регионов страны, но и усилен экспортный потенциал региона.

Исходя из задачи развития конкурентоспособности российского химического комплекса новые мощности целесообразно размещать на площадках рядом с крупными транспортными узлами в непосредственной близости от экспортных рынков и в точках, удобных для подключения к нефте- и газопроводам. Такие производства могут быть размещены в Республике Коми, Вологодской (Череповец), Ленинградской, Иркутской (Саянск) и Астраханской областях.

В ряде регионов намечается и уже реализуется создание конкурентоспособных на глобальном рынке химических и нефтехимических кластеров.

В области химии и нефтехимии под кластерами следует понимать сообщество сконцентрированных фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Кластерное развитие позволяет снизить затраты на переподготовку кадров, консалтинговые и инжиниринговые услуги, разработку новых технологий и продуктов, решить социальные и инфраструктурные задачи и др. Кроме того, кластеры способны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса.

5) Наличие потенциала по отдельным направлениям научно-технического развития, способного разрабатывать самые современные технологии и продукты.

По состоянию на 2006 г. научный потенциал химического комплекса состоит из 53 отраслевых научно-исследовательских организаций, в том числе 24 ФГУПов и 29 акционерных обществ. Научными исследованиями и разработками в области химии и нефтехимии занимаются профильные институты РАН и кафедры ВУЗов, научные подразделения крупных вертикально интегрированных структур и ЦЗЛ отдельных предприятий.

Ряд научных коллективов способны в своей области предложить предприятиям инновационные разработки по актуальным направлениям развития химического комплекса на уровне мировых достижений, реализация которых сможет коренным образом изменить положение в ряде направлений и приблизить их к уровню, достигнутому в промышленно развитых странах.

Обследование около 400 инновационно-инвестиционных проектов показало, что более половины из них (57%) защищены патентами РФ, а некоторые - патентами в ведущих зарубежных странах; 53% проектов направлено на создание и разработку новых технологий, 36% - на создание принципиально новых химических продуктов, а 11% - на разработку нового оборудования.

Для повышения эффективности НИОКР в химическом комплексе необходимо:

· повышение уровня участия науки в развитии отрасли, усиление интеграции с предприятиями;

· обеспечение концентрации научно-технического потенциала отрасли, которая позволит направить усилия нескольких коллективов на решение перспективных задач развития промышленных предприятий;

· создание благоприятных правовых и экономических условий для формирования и развития малого инновационного предпринимательства;

· формирование единой стратегии продвижения инновационных продуктов на рынке;

· обеспечение оптимизации расходов предприятий на разработку проектов;

· создание благоприятных условий для привлечения молодых специалистов в научно-техническую сферу.

Механизмы реализации политики в научно-технической и инновационной сфере:

· концентрация бюджетных и внебюджетных средств для создания и реализации инновационных продуктов;

· создание научно-производственных центров с привлечением частного капитала для обеспечения непрерывности функционирования цикла «наука – производство»;

· формирование финансово-кредитной инфраструктуры с целью комплексной поддержки инновационной деятельности;

· сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями, создание технопарков.

6) Исправить ситуацию в области отечественного химического машиностроения могут как общие меры развития химического комплекса и инновационной деятельности, так и специальные усилия по организации интегрированных структур, включающих производителей оборудования, их потребителей, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, внедрение на всех заводах, производящих химическое оборудование, систему управления качеством в соответствии с ISO 9001 и другие меры. Определение и реализация таких мер могло бы стать предметом ведомственной целевой программы.

Реализация Стратегии даст возможность:

1. Увеличить объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2015 г. по сравнению с 2006 г. в 3,3 раза, что составит в ценах данного года 4729,5 млрд. рублей (152,1 млрд. долл. США).

2. Довести долю химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в целом по обрабатывающим производствам до 12,2% в 2015 году.

3. Увеличить производство важнейших видов продукции на душу населения. Производство пластических масс и синтетических смол на душу населения прогнозируется в 2015 г. в объеме 68,5 против 25,9 кг/чел. в 2005 г., химических волокон и нитей - 5,2 против 1,1 кг/чел., синтетических каучуков и латексов – 14,5 против 8,0 кг/чел. соответственно.

4. Увеличить объемы производства важнейших видов продукции, качественной социально-ориентированной продукции и обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка в химикатах и новых материалах, расширить ассортимент выпускаемой продукции (на 20-25% ассортимент композиционных материалов, смесей и сплавов на основе базовых полимеров, сложных минеральных удобрений, химических волокон и нитей).

5. Увеличить объем экспорта продукции в 2010 г. на 44,2% и в 2015 г. на 60,2% по сравнению с 2005 г.

6. Осуществить эффективное импортозамещение и снизить зависимость внутреннего рынка от влияния зарубежных компаний, обеспечив тем самым экономическую безопасность. Доля импорта в 2015 г. по сравнению с 2005 г. уменьшится:

по синтетическим моющим средствам – с 12,9 до 9,0%,

пластическим массам и синтетическим смолам – с 26,8 до 10,0%,

химическим волокнам и нитям – с 59,7 до 34,0%,

лакокрасочным материалам – с 33,7 до 26,9%,

изделиям и деталям производственного назначения из пластмасс – с 21,6 до 14,0%,

изделиям культурно-бытового и хозяйственного назначения из пластмасс – с 16,3 до 6,0%,

листам из термопластов – с 49,4 до 14,0%,

таре и упаковке из полимерных материалов – с 16,1 до 10,0%,

трубам и деталям трубопроводов из термопластов – с 24,6 до 11,0%.

7. Увеличить долю наукоемкой и с высокой добавленной стоимостью продукции, осуществить качественные изменения в отраслевой и видовой структуре химического комплекса в направлении сокращения удельного веса сырьевых производств. В 2015 г. к 2005 г. рост объема производства составит:

шин автомобильных – 155,7%,

синтетических каучуков и латексов – 175,9%,

пластических масс и синтетических смол – 268,9%,

изделий и деталей производственного назначения из пластмасс – 194,9%,

изделий культурно-бытового и хозяйственного назначения – 205,9%,

листов из термопластов – 396,7%,

пленки полимерной – 237,4%,

тары и упаковки из полимерных материалов – 174,9%,

труб и деталей трубопроводов из термопластов – 445,7%,

стеклопластиков и изделий из них – 214,9%.

8. Довести удельный вес технологий, соответствующих мировому уровню, до 30-50%, повысить объем промышленной продукции, выпускаемой по ресурсосберегающим технологиям на 20-25%.

9. Обеспечить требования экологической безопасности в соответствии с техническим регламентом «О безопасности химической продукции».

10. Содействовать решению проблемы эффективного использования природных ресурсов (использование углеводородного сырья увеличится в 2015 г. по сравнению с 2005 г. в 2,0 раза, в том числе этана - в 7,1 раза, прямогонного бензина – в 1,8 раза, сжиженных углеводородных газов - в 2,0 раза).

11. Содействовать развитию высокотехнологичной транспортной инфраструктуры с целью увеличения объемов и безопасности транспортировки химических грузов.

12. Способствовать развитию регионов, формированию взаимосвязанных региональных и межрегиональных комплексов (кластеров).

Таблица 18 - Прогноз динамики экономических показателей химического комплекса (сценарий инновационного развития)

Показатель 2006 г., отчет 2008 г., прогноз 2010 г., прогноз 2015 г., прогноз 2015 г. в % к 2006 г.
Доля в ВВП Российской Федерации, в % 1,7 2,0 2,4 2,9 (+) 1,2 п.п.

Продолжение

Показатель 2006 г., отчет 2008 г., прогноз 2010 г., прогноз 2015 г., прогноз 2015 г. в % к 2006 г.
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году 104,2 112,3 114,8 115,6 334,5
Сальдированный финансо-вый результат, млрд. руб. 112,7 187,4 540,0 1206,0 1070,1
Экспорт, млрд. долл. США 13,2 15,7 16,3 18,1 137,1
Импорт, млрд. долл. США 10,9 14.5 16,0 17,5 160,6
Налоговые поступления в бюджетную систему, млрд. руб. 42,8 75,0 195,0 470,0 1098,1
Доля в налоговых поступ-лениях в бюджетную систему Российской Федерации, в % 0,8 1,0 1,2 2,0 (+) 1,2 п.п.
Среднегодовая числен-ность ППП, тыс. чел. 98,6
Среднемесячная заработ-ная плата ППП, руб. 248,9
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 78,6 138,8 219,5 1133,3 1441,9

Оценка рисков

Реализация Стратегии сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам следует отнести.

Макроэкономические риски. Снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, превышение уровня инфляции и излишне высокий курс рубля, возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры цен на химические товары осложнят достижение целей Стратегии.

Системные риски. Недостаточный уровень химизации может привести к очень серьезным негативным результатам.

Уровень внесения минеральных удобрений под посевы сельхозугодий снизился с 9 млн. т в 1990 г. до 1,4 млн. т в 2005 г.

Анализ сложившейся ситуации с использованием минеральных удобрений в сельском хозяйстве России показывает, что главным фактором, оказывающим непосредственное влияние на резкое сокращение потребности внутреннего рынка в минеральных удобрениях, является отсутствие платежеспособного спроса отечественного сельского хозяйства.

В рамках федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы» предусматривается постепенный рост применения минеральных удобрений.

Объемы применения централизованно закупаемых минеральных удобрений намечается увеличить к 2010 г. всего до 2,4 млн. тонн при минимально обоснованной потребности – 6-7 млн. тонн.

Инфраструктурные риски. Отсутствие собственных портов и терминалов для отгрузки химической продукции может привести к удорожанию химической продукции, отгружаемой на экспорт и негативно скажется на реализации Стратегии.

Техногенные и экологические риски. С учетом того, что степень износа основных производственных фондов по химическому комплексу в целом составляет 46,2%, а оборудования – 48,1%, и при отсутствии модернизации и технического перевооружения действующих производств, велика вероятность техногенных аварий и нанесения при этом существенного ущерба окружающей среде. Это потребует дополнительных затрат, приведет к сокращению средств на развитие предприятий химического комплекса, в том числе за счет снижения инвестиционной привлекательности отрасли.

По мере реализации Стратегии данные риски будут постепенно снижаться.

Недостаточный уровень финансирования научно-технического потенциала отрасли. Недофинансирование развития научно-технического потенциала отрасли будет сдерживать разработку и внедрение современных технологий, что осложнит выполнение мероприятий Стратегии, достижение целевых индикаторов и, как следствие, приведет к проблемам в инновационном развитии смежных секторов экономики (машиностроение, авиация, ракетно-космическая техника, атомная промышленность, строительство, медицина и медицинская промышленность, ТЭК, АПК и др.). Минимизация данного риска предусматривается за счет развития частно-государственного партнерства, мероприятий по оптимизации издержек на производство и управление, а также создание национальных научно-исследовательских центров.

Законодательные риски. Несовершенство законодательства, регулирующего правовое положение и деятельность холдингов, ограничивает способность крупных хозяйственных структур эффективно перераспределять денежные потоки с учетом перспектив, возможностей и потребностей в развитии по наиболее перспективным направлениям.

Затягивание внесения назревших изменений в нормативно-правовую базу могут стать источником серьезных трудностей на пути эффективного и динамичного развития отрасли.

Социальные риски. В рамках реализации этапов стратегии развития химического комплекса будет осуществляться закрытие устаревших неконкурентоспособных производств, что приведет к высвобождению работников и росту уровня безработицы в отдельных регионах страны.

Кадровые риски. В соответствии с проектом стратегии развития химического комплекса будет осуществляться техническое перевооружение, реконструкция и модернизация действующих производств, ввод новых производственных мощностей, что потребует притока высококвалифицированных кадров и переподготовки имеющихся специалистов. Указанный риск будет минимизирован при решении вопроса обучения и переподготовки необходимых работников.

Способы реагирования на отдельные виды рисков определяются в процессе мониторинга реализации Стратегии, осуществляемого ежегодно по итогам работы предприятий химического комплекса, участвующих в исполнении ее мероприятий.

Наши рекомендации