Гипотеза больших циклов конъюнктуры Н.Д. Кондратьева
Николай ДмитриевичКондратьев (1892-1938), выпускник Петербургского университета, начал свою научную деятельность в студенческом семинаре под руководством М.И. Туган-Барановского, учеником которого он был. Смолоду Н.Д. Кондратьев окунулся в политическую деятельность: в 1917 г. он – правый эсер, активный деятель межпартийной Лиги аграрных реформ, товарищ (зам) министра земледелия в последнем составе Временного правительства. Враждебность к Октябрьскому перевороту Н.Д. Кондратьев (после перехода большевиков к новой экономической политике в 1921 г.) сменил на лояльную научную и экспертную деятельность при Советской власти, возглавив НИИ конъюнктуры при Наркомате финансов. В дебатах об индустриализации страны и методах народнохозяйственного планирования Н.Д. Кондратьев выступил с обоснованием “генетического подхода” (приоритет анализа и предвиденья объективных рыночных тенденций, план-прогноз, отсутствие “цифрового” фетишизма и властного волюнтаризма; учет интересов сельского хозяйства). Своей идейной оппозицией форсированной индустриализации за счет свертывания рынка и перекачки ресурсов из аграрного сектора, “фаворитированию бедноты” в ущерб крепкому хозяйственному меньшинству крестьянства, Н.Д. Кондратьев подставил себя под удар: в 1930 г. его арестовали и осудили по сфабрикованному И. Сталиным и НКВД “делу” мифической “Трудовой крестьянской партии”, а в 1938 г. расстреляли.
За отпущенный ему судьбой недолгий срок научной деятельности, Н.Д. Кондратьев достиг многих теоретических достижений, самым впечатляющим из которых стала гипотеза больших циклов конъюнктуры. Развивая идеи своего учителя М.И. Туган-Барановского и западных экономистов, Н.Д. Кондратьев предположил, что 7-11-летние экономические циклы, фиксируемые периодическими промышленными кризисами, являются частями больших циклов, или длинных волн – колебаний конъюнктуры, протяженностью примерно 45-60 лет, имеющих повышательную и понижательную фазы.
Анализируя макростатистические показатели за 120-140 лет, Н.Д. Кондратьев заключил, что с начала “века пара и чугуна” (1780-е гг.) до Первой мировой войны можно выделить два полных цикла и повышательную фазу третьего большого цикла с 5-7-летними поворотными интервалами:
1) рубеж 1780-1790-х гг. – 1810-1817 гг. – повышательная фаза; 1810-1817 гг. – 1844-1850 гг. – понижательная фаза;
2) 1844-1850 гг. – 1870-1875 гг. – повышательная фаза; 1870-1875 гг. – 1890-1896 гг. – понижательная фаза;
3) 1890-1896 гг. – 1914-1920 гг. – повышательная фаза.
Свою гипотезу Н.Д. Кондратьев подкрепил четырьмя подмеченными “эмпирическими правильностями” и моделью эндогенного механизма больших циклов.
“Эмпирические правильности” длинных волн и модель эндогенного механизма, по Н.Д. Кондратьеву, таковы:
1) перед началом повышательной фазы каждого большого цикла, а иногда и в самом начале ее, наблюдаются значительные изменения в общемировых условиях хозяйственной жизни;
2) периоды повышательных фаз, как правило, гораздо обильнее политическими и социальными потрясениями – войнами, революциями, государственными переворотами;
3) понижательные фазы сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства;
4) обычные циклы на понижательных фазах отличаются большей остротой кризисов и глубиной депрессий.
Под значительными изменениями в общемировых условиях хозяйственной жизни, определяющими “лицо” большого цикла, Н.Д. Кондратьев понимал базисные нововведения, изменения в условиях денежного обращения, усиление роли новых стран в мировой хозяйственной жизни.
Н.Д. Кондратьев был осторожен в своих выводах, подчеркивая, что речь идет о гипотезе. Однако он предложил и теоретическую модель больших циклов, выделив три уровня равновесия в экономике и выдвинув понятие основных капитальных благ.К основным капитальным благам (в отличие от основного капитала – машин и оборудования, обновляемых через 7-11 лет) Н.Д. Кондратьев отнес производственные постройки, мелиоративные сооружения, транспортную инфраструктуру, затраты на подготовку квалифицированной рабочей силы. Срок функционирования этих благ исчисляется десятилетиями; обновление основных капитальных благ является материальной основой больших циклов.
Волнообразные колебания капиталистического хозяйства представляют собой процессы то нарастающих, то ослабевающих отклонений от равновесия капиталистической системы на трех уровнях.
1-й уровень – равновесие между спросом и предложением в краткосрочном периоде.
2-й уровень – равновесие между рыночными ценами и ценами производства в долгосрочном периоде на базе имеющегося запаса основных капитальных благ. Отклонения цен равновесия спроса - предложения от уровня цен производства благоприятны для одних отраслей, где производство будет расширяться, и неблагоприятны для других, где оно будет сокращаться. Новое равновесие будет выражать изменение размеров производства в разных отраслях, опирающегося на ту же массу основных капитальных благ.
3-й уровень – равновесие в еще более длительном периоде на базе обновленных основных капитальных благ, равновесие в распределении изменившегося запаса основных капитальных благ. Смена и расширение фонда этих благ идут не плавно, а толчками, выражением чего и являются большие циклы конъюнктуры.
Обновление основных капитальных благ требует крупных и длительных вложений капитала, возможных только при определенных предпосылках:
1) значительных размерах накопленного капитала;
2) превышении в динамике объемов накопленного капитала над объемами текущего инвестирования;
3) концентрации капитала в распоряжении мощных предпринимательских центров через систему кредита и фондовую биржу;
4) малой степени связанности капитала, его подвижности, дешевизне, обилии “свободного капитала” (обеспечивается системой кредита и фондовой биржей).
Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева стала предметом дискуссии среди советских экономистов, в которой, однако, преобладала политизированная критика (в том числе со стороны Л. Троцкого). Когда же на Западе разразилась “Великая депрессия” 1929-1933 гг., а осужденный по “делу Трудовой крестьянской партии” Н.Д. Кондратьев был заключен в Суздальский политизолятор, его концепцию стали разоблачать как “буржуазно-апологетическую” – глубочайший кризис свидетельствует не о понижательной фазе очередного большого цикла (в соответствии с гипотезой Н.Д. Кондратьева), а о скором крахе капитализма. Не обратили особого внимания на немецкий перевод доклада Н.Д. Кондратьева и западные экономисты - за одним, весьма примечательным исключением. Этим исключением был Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950).