Прогнозирование спроса на продукцию ОП
Вопрос 1. Понятие рынка, его основные элементы. Виды рынков.
Рынок возник еще в Античные времена, когда началось общественное разделение труда.
Рынок – сфера обмена внутри страны, между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Рынок бывает:
· Внутренний,
· Внешний.
Внутренний рынок страны представляет собой совокупность социально-экономических условий для реализации товаров.
Рынок является сферой экономики, в которой совершается процесс товарного обращения (превращение товара в деньги и наоборот).
Внутренний рынок – сложная система, состав и структуру которой можно классифицировать по различным признакам:
I. Прежде всего рассматривают рынок страны в целом,
II. Региональные рынки (областные, городские, районные),
III. Рынки крупных товарных групп, рынки мелких товарных групп и отдельных товаров.
Основными элементами рынка являются:
· Стоимость,
· Цена,
· Спрос,
· Предложение,
· Конкуренция.
Основным законом рыночной экономики является закон стоимости, который регулирует связь между товаропроизводителем и потребителем.
Согласно этому закону, обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда на производство этих товаров.
На практике закон стоимости реализуется через цены.
Цена – денежное выражение стоимости товара, которая под влиянием различных факторов может повышаться или понижаться.
При равновесии спроса и предложения цена будет равна стоимости товара (равновесная цена). Если производитель обеспечит рост производительности, то он может установить цены и ниже стоимости. Если товара производится мало, то повышенный спрос на него и недостаток предложения ведут к росту цен.
Таким образом, уровень цены зависит от стоимости товара, спроса и предложения.
Спрос – та часть потребностей, представленных на рынке, которая обеспечена денежным эквивалентом.
Предложение характеризуется совокупностью товаров и услуг, находящихся на рынке.
Конкуренция – соперничество между товаропроизводителями за лучшие, более экономически выгодные условия производства и реализации товаров.
Конкуренция – особый вид соревнований, характерный для товарно-денежных отношений и рыночной экономики.
Различают:
1. рынок товаров и услуг,
2. рынок финансовых ресурсов,
3. рынок рабочей силы,
и другие, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие.
Дополняет рыночную экономику рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций, которые обеспечивают свободное движение товаров и услуг на рынке (банки, биржи, страховые компании, посреднические фирмы и т.д.).
Вопрос 2. Емкость, доля, конъюнктура рынка.
Емкость рынка товаров народного потребления – максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне спроса, предложения и цен.
При изменении хотя бы одного из этих составляющих меняется и емкость рынка.
Различают:
1. емкость товарного рынка,
2. емкость регионального рынка,
3. емкость насыщенного товарами рынка,
4. емкость ненасыщенного товарами рынка.
I. Емкость товарного рынка определяется:
Ет = Сн + Со.у.
Где Сн – спрос населения,
Со.у. – спрос организаций и учреждений.
II. Емкость регионального рынка:
Ер = Сн + Со.у. +(-) Ис
Где Ис – инорайонный спрос (миграция денежной массы в регион и из него).
Емкость рынка является важнейшим показателем для определения товарооборота, объема товарных ресурсов, уровня и соотношения цен на товары.
Состояние рынка характеризуется долей предприятия на рынке.
,
Где Т/об – объем товарооборота,
С – объем спроса.
Состояние рынка также характеризуется и конъюнктурой рынка - складывающаяся на рынке в данный момент конкретная экономическая ситуация, которая определяет соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов.
Конъюнктура характеризуется конъюнктурными циклами, которые происходят за 1,5-2 года.
1 – подъем конъюнктуры;
2 – конъюнктурный бум;
3 – ослабление конъюнктуры;
4 – конъюнктурный спад.
Изучение емкости, доли и конъюнктуры рынка включает следующие основные этапы:
1. Анализ современного состояния этих показателей на рынке;
2. Составление научно-обоснованного прогноза их на перспективу;
3. Разработка конкретных предложений и рекомендаций по развитию рынка на текущий период.
Соотношение между спросом и предложением характеризует также состояние сбалансированности рынка.
Сбалансированность всех элементов рынка – одно из основных условий развития рыночной экономики. Поэтому, что бы определить, соответствует ли спрос предложению (с учетом цен), разрабатывают специальные балансы спроса и предложения.
Этот баланс представляет собой двухстороннюю таблицу: 1 – отражает спрос, 2 – предложение.
I. основные элементы спроса, отражаемые в балансе спроса и предложения:
1. возможный объем спроса населения,
2. потребность организаций и учреждений,
3. естественная убыль товаров,
4. запасы на конец периода,
5. отклонение спроса и предложения.
II. вторая сторона баланса – предложение:
1. запасы на начало периода,
2. готовые товарные ресурсы,
3. местные ресурсы,
4. поступление товаров от производства колхозов, личных хозяйств и др.,
5. отклонение предложения от спроса.
Между двумя сторонами этого баланса должно быть обеспечено равенство.
Анализ этого баланса позволяет предвидеть конъюнктуру рынка, т.е. выявить возможные диспропорции между спросом и предложением и принять меры к соответствию спроса и предложения.
Вопрос 3. Платежеспособный спрос населения и факторы, влияющие на его развитие.
Платежеспособный спрос – форма проявления потребностей населения в товарах и услугах, обеспечиваемая денежными доходами.
Потребности – совокупность материальных, духовных, социальных благ, необходимые для жизни человека.
Спрос в ОП имеет особенность, т.к. выступает в форме проявления потребностей на продукты питания и услуги ПОП. Особенности спроса на продукцию ОП в том, что он имеет физиологические пределы.
Развитие платежеспособного спроса зависит от различных факторов, которые можно классифицировать по: