Пирамида потребностей Маслоу
Матрица «продукт-рынок»
Структура матрицы Ансоффа
Матрица Ансоффа представляет собой поле, образованное двумя осями — горизонтальной осью «товары компании» (подразделяются на существующие и новые) и вертикальной осью «рынки компании», которые также подразделяются на существующие и новые[1]. На пересечении этих двух осей образуются четыре квадранта:
Существующий товар | Новый товар | |
Существующий рынок | Проникновение на рынок | Развитие товара |
Новый рынок | Развитие рынка | Диверсификация |
Стратегии по матрице Ансоффа
- Стратегия проникновения на рынок (существующий товар — существующий рынок)
Естественная стратегия для большинства компаний, стремящихся увеличить долю существующих товаров на соответствующем рынке. Расширение проникновения на рынок — это наиболее очевидная стратегия, её обычное практическое выражение — стремление увеличить продажи. Основными инструментами могут быть: повышение качества товаров, повышение эффективности бизнес-процессов, привлечение новых клиентов за счёт рекламы. Источниками роста продаж также могут быть: увеличение частоты использования товара (например, за счёт программ лояльности), увеличение количества использования товара.
· Стратегия развития рынка (существующий товар — новый рынок)Данная стратегия означает адаптацию и выведение существующих товаров на новые рынки. Для успешного осуществления стратегии необходимо подтвердить наличие на новом рынке потенциальных потребителей существующих продуктов. Варианты включают географическую экспансию, использование новых каналов дистрибуции, поиска новых групп потребителей, которые пока не являются покупателями товара.
· Стратегия развития товара (новый товар — существующий рынок)
Предложение на существующем рынке новых товаров — стратегия развития товара. В рамках этой стратегии возможно выведение на рынок принципиально новых продуктов, усовершенствование старых, расширение линейки товаров (разнообразие). Такая стратегия типична для высокотехнологичных компаний (электроника, автомобилестроение).
· Стратегия диверсификации (новый продукт — новый рынок)
Вывод товара принципиально нового типа на новый для компании рынок. Самая затратная и рискованная стратегия. Используется при исчерпании возможностей роста на существующих рынках, изменении конъюнктуры рынка, при уходе компании с существующего рынка, выгодных возможностей и высокой потенциальной выгоде захвата нового рынка.
ССП
Сущность
Структура сбалансированной системы показателей
Суть этой системы коротко формулируется двумя основными положениями:
· одних финансовых показателей недостаточно для того, чтобы полностью и всесторонне (сбалансированно) описать состояние предприятия, их нужно дополнить другими показателями;
· данная система показателей может быть использована не просто как комплексный индикатор состояния предприятия, а как система управления, которая обеспечивает связь между стратегическими начинаниями собственников или топ-менеджмента и операционной деятельностью менеджмента предприятия.
Основная структурная идея BSC состоит в том, чтобы сбалансировать систему показателей в виде четырех групп.
Первая группа включает традиционные финансовые показатели. Как бы мы ни доказывали важность рыночной ориентации предприятия и совершенства внутренних процессов, собственника всегда в первую очередь будут интересовать показатели финансовой отдачи на вложенные средства. Поэтому сбалансированная система должна начинаться (в классификации) и заканчиваться (в конечной оценке) финансовыми показателями.
Вторая группа описывает внешнее окружение предприятия, его отношение с клиентами. Основными фокусами внимания выступают:
· способность предприятия к удовлетворению клиента
· способность предприятия к удержанию клиента
· способность приобретения нового клиента
· доходность клиента
· объем рынка
· рыночная доля в целевом сегменте
Третья группа характеризует внутренние процессы предприятия:
· инновационный процесс
· разработка продукта
· подготовка производства
· снабжение основными ресурсами
· изготовление
· сбыт
· послепродажное обслуживание
Четвертая группа позволяет описать способность предприятия к обучению и росту, которая фокусируется в следующие факторы:
· люди с их способностями, навыками и мотивацией,
· информационные системы, позволяющие поставлять критическую информацию в режиме реального времени,
· организационные процедуры, обеспечивающие взаимодействие между участниками процесса и определяющие систему принятия решения.
К настоящему времени компания Balanced Scorecard Collaborative (http://www.bscol.com), которую возглавляют Р. Каплан и Д. Нортон, разработала функциональные стандарты — минимальный набор требований, которому должно соответствовать программное обеспечение, поддерживающее корпоративную систему ССП. Эти функциональные стандарты также дают базовые ориентиры в методологии ССП тем организациям, которые задумываются о построении подобных систем или приобретении соответствующего ПО.
Дизайн ССП должен содержать 6 обязательных элементов:
1. Перспективы (perspectives) — компоненты, при помощи которых проводится декомпозиция стратегии с целью ее реализации. Обычно используются 4 базовые перспективы, однако их список можно дополнить в соответствии со спецификой стратегии компании. Базовыми перспективами являются:
· Финансы (получение стабильно растущей прибыли — как видят нас акционеры компании)
· Клиенты (улучшение знания каждого клиента — как видят нас клиенты)
· Процессы (внутренние процессы компании — чем мы выделяемся среди конкурентов)
· Персонал (обучение и развитие) и инновации (как мы создаем и увеличиваем ценность для наших клиентов).
2.Стратегические цели (objectives) определяют, в каких направлениях будет реализовываться стратегия.
3. Показатели (measures) — это метрики достижений, которые должны отражать прогресс в движении к стратегической цели. Показатели подразумевают определенные действия, необходимые для достижения цели, и указывают на то, как стратегия будет реализована на операциональном уровне.
4. Целевые значения (targets) — количественные выражения уровня, которому должен соответствовать тот или иной показатель.
5. Причинно-следственные связи (cause and effect linkages) должны связывать в единую цепочку стратегические цели компании таким образом, что достижение одной из них обуславливает прогресс в достижении другой (связь по типу «если-то»).
6. Стратегические инициативы (strategic initiatives) — проекты или программы, которые способствуют достижению стратегических целей.
Следует отметить, что каждый из 6-ти необходимых элементов ССП обычно формулируется с большей детализацией. Показатели и целевые значения могут задаваться при помощи формул, объектов измерения, источников данных, периодов предоставления отчетности, плановых дат достижения целевых показателей и т. п. Инициативы также требуют документирования графиков работ, определения ресурсов, потенциальных рисков и преимуществ. Наконец, функциональные стандарты BSCol предписывают графическое представление стратегии компании в виде стратегических карт, а также визуальную индикацию текущего состояния компании (в настоящее время такие возможности имеются в программных приложениях для создания менеджерских панелей показателей). При достаточно четкой проработанности и структурированности концепция BSC остается открытой для изменений и нововведений и позволяет компаниям тем или иным образом адаптировать заложенный в ней инструментарий к своим нуждам. Зарубежные источники в настоящее время изобилуют примерами построения систем BSC — как вполне успешными, так и вскрывающими определенные проблемы реализации этой концепции на практике. Российские предприятия только начинают присматриваться к данному инструменту реализации стратегии, и потому убедиться воочию в ее действенности пока затруднительно. Тем не менее присмотреться к опыту компаний, которые в настоящее время внедряют BSC для стратегического управления, все же имеет смысл.
Технологически построение ССП для отдельно взятой компании включает несколько необходимых элементов:
· карту стратегических задач, логически связанных со стратегическими целями,
· непосредственно карту сбалансированных показателей (количественно измеряющих эффективность бизнес-процессов, «точку достижения цели» и сроки, в которые должны быть достигнуты требуемые результаты),
· целевые проекты (инвестиции, обучение и т. п.), обеспечивающие внедрение необходимых изменений.
· «приборные панели» руководителей различных уровней для контроля и оценки деятельности.
[править]Примеры внедрения
В мире бизнеса существует целый ряд примеров успешного внедрения сбалансированной системы показателей. Именно благодаря этим успешным примерам методология постоянно развивается и совершенствуется за счет накопления различного опыта. Консорциум «Balanced Scorecard Collaborative» (BSCol) работал с более чем 200 клиентами по разработке и внедрению систем управления, базирующихся на ССП. Среди наиболее известных и хорошо документированных примеров — американские корпорации «Mobil U.S. Marketing and Refining» и «Cigna Property and Casualty». Первая переместилась по показателю прибыльности с последнего места в отрасли на первое, а «Cigna P&C» превратилась из убыточной фирмы в специализированную страховую компанию, имеющую годовой оборот более 3 млрд. долл.
Fristo ???
Закон Мура
В 1965 г. Гордон Мур, основатель Fairchild, а потом Intel, обнаружил закономерность, которая потом стала известна как закон Мура, измерив степень возрастания объема микрочипов. На основании своих вычислений, касающихся темпов продвижения этой технологии, Мур предсказал, что в следующие десять лет количество компонентов, которые будут вмещаться в одном микрочипе, будет удваиваться каждые двенадцать месяцев.
В сущности, это означало, что возможности микрочипов будут удваиваться с каждым годом, причем без существенных прибавок в цене. Прогноз оказался удивительно точным. В начале 1970-х мало кто понимал, что это означает для будущего индустрии. Однако некая пара компьютерных вундеркиндов из Сиэтла считала, что закон Мура — это ключ к лидерству на компьютерном рынке.
Закон Мура вдохновил Гейтса и соучредителя Microsoft Пола Алена основать Microsoft. Ален убедил Гейтса, продемонстрировав ему действие закона Мура и его бизнес-потенциал в технологии полупроводников, возрастающей по экспоненте. Гейтс помнит, что он скептически сказал Алену: «Экспоненциальные явления редки. Ты это всерьез?»
Ален был серьезен как никогда. Они с Гейтсом поняли то, что не поняли IBM и DEC, — выводы из этого заключения. Они рассуждали, что, если Мур был прав, обработка данных сделает микрокомпьютеры жизнеспособными за очень небольшой отрезок времени. «Это скоро произойдет», — сказали они и приступили к созданию программного обеспечения для будущих компьютеров.
Сигм
Шесть сигм (англ. six sigma) — концепция управления производством, разработанная в корпорации Motorola в 1980-е годы и популяризированная в середине 1990-х после того, какДжек Уэлч применил её как ключевую стратегию в General Electric. Суть концепции сводится к необходимости улучшения качества выходов каждого из процессов, минимизации дефектов и статистических отклонений в операционной деятельности. Концепция использует методы управления качеством, в том числе, статистические методы, требует использования измеримых целей и результатов, а также предполагает создание специальных рабочих групп на предприятии, осуществляющих проекты по устранению проблем и совершенствованию процессов («чёрные пояса», «зелёные пояса»).
Название происходит от статистического понятия среднеквадратичного отклонения, обозначаемого греческой буквой σ. Зрелость производственного процесса в этой концепции описывается как σ-рейтинг отклонений, или процентом бездефектной продукции на выходе, так, процесс качеством 6σ на выходе даёт 99,99966 % выходов без дефектов, или не более более 3,4 дефектных выходов на 1 млн операций. Motorola установила в качестве цели достижение показателя качества 6σ для всех производственных процессов, и именно этот уровень и дал наименование концепции.
Применение данной методики основано на использовании целого ряда методов управления качеством, включая статистические методы.«Шесть сигм» - мощный комплексный инструмент, позволяющий сократить объем брака до уровня не более 3-4 дефектов на миллион случаев. Сигма, σ - буква греческого алфавита, которой в математической статистике обозначают меру вариабельности процессов – степень отклонения процесса от его цели. Деятельность компании оценивается σ-уровнем ее бизнес-процессов. Традиционно, в качестве нормы в компании устанавливают отклонение в размере 3 или 4σ, несмотря на тот факт, что в результате таких процессов на 1000000 операций приходится от 6200 до 67000 отклонений.
По определению Шести сигм количество дефектов при выпуске продукции и неоправданных потерь в текущих расходах напрямую связано со степенью удовлетворенности потребителя. Показатели Шести сигм измеряют возможность процесса обеспечить бездефектную работу. Акцент делается на снижение изменчивости посредством непрерывного улучшения действующих процессов (DMAIC - Define-Measure-Analyze-Improve-Control – пять взаимосвязанных этапов: определяй – измеряй – анализируй – совершенствуй - контролируй), комплексного проектирования (проектирование по системе шесть сигм) и совершенствования административных процессов.
Подготовка и реализация проектов Шести сигм подразумевает создание на предприятии определенной группы специалистов в этой области (так называемые «черные пояса» и др.).