Которых положительный эффект масштаба дейст- вует непродолжительное
Рис. 31.Кривая ACL (первый тип)
время (уже при небольшом
увеличении размеров пред-
приятия и объема выпуска),
постоянный действует долго (до тех пор, пока не произойдет значи- тельное увеличение размеров предприятия и выпуска), отрицатель- ный наступает не скоро, но нарастает быстро. В таких отраслях АСL остаются постоянными практически на всем долговременном пе- риоде, а их минимум достигается незначительным изменением объема производства. Здесь одинаково эффективны и мелкие, и крупные фир- мы: с объемом выпуска и Q1, и Q2 (деревообработка и мебельное про- изводство).
С (руб.)
0
min
ACL
Q (ед.)
В некоторых отраслях положительный эффект масштаба производства действует длительное время (рис. 32).
Средние издержки в таких отраслях достигают своего минимума лишь по- сле значительного увеличе- ния размеров предприятия и объема выпуска продук- ции. Это требует больших
Рис. 32.Кривая ACL (второй тип)
затрат ресурсов в течение
продолжительного време-
ни. Они под силу лишь немногим гигантским фирмам отраслей тяже- лой промышленности (металлургия, машиностроение и др.). Мелкие фирмы здесь нежизнеспособны: они не могут увеличить свои предпри- ятия до того громадного размера, при котором обеспечивается мини- мум средних издержек и положительный эффект масштаба полностью исчерпывается.
Кривая долгосрочных средних издержек для отраслей, в которых
Положительный эффект масштаба очень быстро полностью исчер-
пывается и сразу сменяется отрицательным представлена на рис. 33.
С (руб.)
min
AC L
Q (ед.)
Минимум АСL насту- пает уже при небольшом увеличении размеров пред- приятия и объема выпуска. В таких отраслях жизнеспо- собны мелкие фирмы: они могут расширять свои пред- приятия до того размера, при котором обеспечивается максимум эффективности производства (предприятия розничной торговли, швей- ные, обувные).
Издержки производ-
Рис. 33.Кривая ACL (третий тип)
ства, в краткосрочном и в
долгосрочном периодах могут изменяться и при постоянных объемах выпуска и масштабах производства. Эти изменения могут быть вызва- ны изменением цен на ресурсы либо изменением технологии и произ- водительности ресурсов. И в том и другом случае изменяется уровень издержек производства при каждом данном объеме выпуска и мас- штабе производства. Графически такие изменения отражаются в сме- щении кривых всех видов издержек вверх или вниз.
Виды доходов фирм
Предпринимательские фирмы производят и продают товары и услуги ради получения прибыли. Решая вопросы о работе на рынке дан- ного товара и об объеме выпуска и предложения, фирмы сопоставляют издержки производства со своими денежными доходами. Различают следующие виды доходов предпринимательских фирм (продавцов):
общий, или валовой доход (TR – от англ. total return) – сумма денежной выручки от продажи определенного количества товара по определенной цене. Он рассчитывается умножением цены товара на
количество проданных единиц: TR=P⋅Q. Его величина находится в
прямой зависимости от цены и объема продаж;
средний доход (AR – от англ. average return) – сумма денежной выручки в расчете на единицу проданного товара. Он рассчитывается делением суммы общего дохода на количество проданных единиц и
всегда равен продажной цене:
AR = TR = P ⋅Q = P;
Q Q
предельный доход (MR – от англ. marginal return) – сумма, на которую изменяется величина общего дохода при изменении объема продаж на одну единицу. Он рассчитывается делением прироста обще-
го дохода на прирост объема продаж: MR= ∆TR .
∆Q
Его величина может быть равна продажной цене, если все еди-
ницы продукта можно продавать по одинаковой цене:
MR = ∆TR = P ⋅ ∆Q = P.
∆Q ∆Q
Если же объем продаж может быть увеличен только при сни- жении цены, то величина предельного дохода при каждом объеме про- даж (кроме первой единицы) будет меньше цены, по которой продает- ся продукция, на сумму потерь от продажи всех прежних единиц продукции по сниженной цене:
MR = ДTR = P ⋅ ДQ + ( − ДP)Q = P − ДP ⋅Q ;
ДQ ДQ ДQ
чистый доход или прибыль (NR). Она равна разнице между сум-
мой общего дохода и суммой общих издержек: NR=TR–TC, либо произве-
дению средней прибыли и объема продаж NR=ANR·Q=(AR –AC)⋅Q. А так
как средний доход (AR) равен цене, то сумма прибыли зависит от со-
отношения цены и средних издержек и от объема продаж;
средняя прибыль (ANR) – это величина прибыли в расчете на единицу проданной продукции. Она рассчитывается делением суммы
прибыли на объем продаж ( NR ), либо как разница между средним
Q
доходом (ценой) и средними издержками (AR – AC);
предельная прибыль (MNR) – величина, на которую изменяется сумма прибыли при изменении объема продаж на одну единицу. Она равна отношению прироста прибыли к приросту объема продаж
(MNR= ∆NR ), либо разнице между дополнительным (предельным)
∆Q
доходом и дополнительными (предельными) издержками от продажи дополнительной единицы продукции (MR – MC).
В связи с делением издержек на явные и неявные различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.
Бухгалтерская прибыль – это разность между общим доходом и
явными эксплицитными издержками производства. Часть бухгалтерской прибыли, равная сумме неявных (имплицитных) издержек, представляет собой нормальную прибыль фирмы. Часть бухгалтерской прибыли, превышающая величину нормальной прибыли, составляет экономиче- скую прибыль. Экономическую прибыль можно также определить как часть общего дохода за вычетом экономических издержек.