Экономическая оценка повышения качесива продукции
Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соотв-я или знака соотв-я, что изделие или услуга соотв. определ. стандартам или другому нормативному док-ту. Данное опред-е положено в основу принятому понятию сертиф-ции соотв-я в системе серт-ции ГОСТР. В настоящее время под сертиф-цией соотв-я понимается «действие третьей стороны, доказывающее, что обеспеч-ся необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицир-ая продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормат-му док-ту». В структуру Национальной системы сертификации (Системы) входят:-- Республиканский орган по серт-ции – опр. пол-ку гос-ва в области серт-ции, осущ. разработку методологии Системы, координацию работ, обеспечивающих функцион-е системы; осущ. контроль за соблюдением порядка, правил и процедур серт-ции; вносит коррективы в решения органов по серт-ции однор. прод-ции, услуг, персонала и систем кач-ва.--Совет Системы – функцией Совета, является выработка рекомендаций по деятельности и развитию Системы. -- Апелляционный Сов. Системы - рассм. поступ. апелляции и принимает по ним решения. -- Подсистемы сертификации по видам продукции, услуг, отдельным требованиям. -- Аккредитованные органы по сертификации продукции и услуг – организация и проведение сертификации продукции, услуг и систем качества. -- Аккредитованные органы по серт-ции системы кач-ва – орг-ция и провед-е сертиф-ции продукции, услуг и систем кач-ва. --Аккредитованные органы по сертиф-ции персонала – осущ. регистрацию сертификатов, представляет инф-цию в Реестре Системы, осущ. надзор за сертифицир-м персоналом. -- Аккредитованный центр по подготовке экспертов – аудиторов по кач-ву – орг-ция и провед-е теоретической подготовки экспертов – аудиторов по кач-ву. -- Штат экспертов – аудиторов по кач-ву. Сертификация продукции проходит по следующим основным этапам: 1.Подача заявки на сертиф-цию 2. Рассмотр-е и принятие решения по заявке 3. Отбор, идентификация образцов и их испыт-я. 4. Проверка пр-ва (если предусмотрено схемой сертиф-ции). 5. Анализ получ. рез-тов, принятие решения о возможности выдачи сертификата. 6. Выдача сертификата и лицензии (разреш-я) на примен-е знака соотв-я. 7. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации. При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться. Улучшение кач-ва продукции является одним из важнейших направлений повыш-я эффект-ти обществ. пр-ва и отдельного предпр-я. Эконом. эффект-ть от улучшения кач-ва продукции может быть выражена следующей формулой: Эффект-ть = (Кач-во ∙ Объем выпуска (реал.)) / ЗатратыЭффект-ть пр-ва может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если кач-во продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реал-ции прод. Для опр-я экон. эфф-ти от улучшения кач-ва прод-ции необходимо учитыв. следующее: для улучшения кач-ва прод. на предприятии требуются дополн. тек. и единоврем. затраты;
экон. эффект от улучшения кач-ва прод-ии проявляется в основном не у изготов-ля, а у потреб-ля; необходимо учитывать получ. экономию от сниж-я брака; предпр-е при улучшении кач-ва продукции получает экон. выгоду от увел-я выпуска и реал-ции прод-ции, роста продажной цены, увелич-я экспорта, сниж-я брака продукции. Базовые принципы построения системы кач-ва, которые сформулированы в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001: Ориентация на потребителя. Орг-ции зависят от своих потребит. и других заинтересов-х сторон. Мы должны понимать их текущие и будущ. потребности, выполнять их треб-я и соотв-ть их ожиданиям. Лидерство руковод-ля. Руководство обеспеч-т единство цели и направл-я деят-ти орга-ции. Вовлечение работников. Сотрудники всех уровней составляют основу орг-ции. Их положительная мотивация, полное вовлечение в улучшение деят-ти и рациональное исп-ние их потенциала дает возможность с выгодой исп-ть их способности и приносит пользу орг-ции. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деят-ти и соответств. ресурсами управляют как процессом. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результат-ти и эффект-ти орг-ции при достижении ее целей. Постоянное улучшение. Постоянное улучш-е деят-ти орг-ции в целом следует рассм. как ее неизменную цель. Принятие решений, основ-е на фактах. Эффект-е реш-я основываются на анализе фактов, данных и инф-ции. Взаимовыгодные отнош-я с поставщ-ми. Орг-ция и ее партнеры взаимозависимы, и отнош-я взаимной выгоды повыш. способность обеих сторон создавать ценности. Сертиф-ция систем кач-ва в РБ провод. органами по сертиф-ции систем кач-ва, аккредитованными в установл. порядке. Сертиф-ция систем кач-ва вкл.: предварит. оценку систем кач-ва; окончат. проверку и оценку систем кач-ва; рассмотр-е рез-тов проверки и принятие решений о выдаче сертификата; инспекционный контроль за сертифицир-ой сист. кач-ва. К внутренним факторам влияния на кач-во прод-и относятся такие, которые связаны со способн-ю предприятия выпускать прод-ю надлежащего кач-ва, т.е. зависят от деят-ти самого предпр-я. Они многочисл., и их целесообр. классифицир. в след. группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические. Техн. ф-ры: внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья.
Организац. ф.ры связаны с соверш-м орг-ции пр-ва и труда, повыш-м производственной дисциплины и ответственности за кач-во продукции, обеспеч-м культуры пр-ва и соотв. уровня квалификации персонала, внедрением системы управл-я кач-вом и его сертиф-ции.
Экон. ф-ры обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, на обеспеч-е необх. уровня кач-ва продукции, политикой ценообраз-я и системой экон. стимулир-я персонала за пр-во высококачеств. продукции.
Соц.-психолог. ф-ры влияют на созд-е здорового соц.-психол. климата в коллективе, норм. условий для работы, воспит-е персонала в духе преданности и гордости за марку своего предпр-я, моральное стимулир-е работников за добросовестное отнош-е к работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспос. продукции.
Внешние ф-ры в усл. рын. отношений спос. формир-ю кач-ва продукции (если предприятие не является монополистом). К ним относятся: требов-я рынка; конкуренция; нормативные док-ты в области кач-ва продукции; необх-ть завоевания достойного места, как на внутр., так и на внешн. рынке; обесп-е имиджа фирмы в среде покуп-лей, деловых людей и др.