Организация обращения и учета отходов
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА
Минской ТЭЦ-4 «РУП «Минскэнерго»
Разработчик:
Инструкцию должны знать:
Начальники цехов и отделов
"____"_______________2007 г.
Минск-2009
ЛИСТ ПЕРЕСМОТРА ИНСТРУКЦИИ
Инструкция пересмотрена | ||||
№ пп | Дата | Главный инженер (подпись, Ф. И. О.) | Начальник ПТО (подпись, Ф. И. О) | Начальник СЛ (подпись, Ф. И. О) |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ К ИНСТРУКЦИИ
№ пп | Дата | Содержание изменения (дополнения) | Должность и подпись лица, внесшего изменения (дополнения) | Должность и подпись лица, ознакомленного с изменениями (дополнениями) |
С инструкцией ознакомлен:
№ п\п | Должность | Ф. И. О. | Подпись | Дата |
нач. ЦНИО | Слижевский Ю.М. | |||
нач. РСЦ | Левчук В.Н. | |||
нач. ХЦ | Евдокимов С.И. | |||
нач. КТЦ-1 | Шалковский С.С. | |||
нач. КТЦ-2 | Красин М.М. | |||
нач.ТЦ | Плешков М.В. | |||
нач. ТрЦ | Жук А.А. | |||
нач.ЦЦР | Самаль В.К. | |||
нач. ЭЦ | Какуро А.В. | |||
Нач. ЦТАИ | Дулевич А.М. | |||
нач. ОМТС | Ермак А.Н. | |||
нач. ХО | Мытько Н.В. | |||
Нач.СЛ | Дорош Т.В. | |||
Нач.ПЭО | Чернак С.С. | |||
Нач. ПТО | Мишук Ю.Е. | |||
Гл.бухгалтер | Андриевский И.З. | |||
Зав. столовой | Салянко Н.В. | |||
ОНОТ и ПБ | Бачило В.А. | |||
Юрисконсульт | Зверинская Е.Н. |
Инструкция по обращению с отходами производства Минской ТЭЦ-4 разработана сотрудниками ОДО «Экология - сервис» в рамках хозяйственного договора в 2009 г. и включает в себя все изменения законодательства, связанные с вступлением в силу закона «Об обращении с отходами».
Настоящая инструкция регламентирует порядок организации и осуществления деятельности, связанной с образованием, сбором, учётом, перевозкой, хранением, использованием, передачей на переработку и обезвреживание, в том числе, путём размещения на объектах хранения и захоронения отходов, образующихся в процессе экономической деятельности предприятия и (или) жизнедеятельности человека.
От разработчика:
Директор ООО «Экология-сервис» И.Н. Шабан
С О Д Е Р Ж А Н И Е | |
Стр. | |
1. Область применения……………………………………….…………... | |
2. Сокращения……………………………………………………………... | |
3. Общие положения…………………………………………………….… | |
4. Организация обращения и учета отходов………………….……….... | |
5. Образование отходов…………………………………………………... | |
6. Сбор отходов…………………………………………………………… | |
7. Учет отходов…………………………………………………………… | |
8. Размещение отходов……………………………………………………. | |
9. Использование и обезвреживание отходов…………………………… | |
10. Перевозка отходов……………………………………………………… | |
Приложения | |
А. Нормативные правовые акты, регулирующие обращение с отходами | |
Б. Понятия и их определения, используемые в Инструкции…………… | |
В. Перечень отходов, образующихся в структурных подразделениях предприятия... | |
Г. Карта-схема мест хранения отходов | |
Д.Способ определения норматива образования отхода ……………… | |
Е. Природоохранные мероприятия …………………...…………………... | |
Ж. Книга первичного учета отходов………………………………………. | |
З. Книга общего учета отходов …………….…………………………… | |
И. Форма акта инвентаризации отходов………………………………….. | |
К. Разрешение на хранения и захоронения отходов производства…… | |
Л. Обоснование объемов и сроков хранения отходов на территории предприятия | |
М1 Заявка на захоронение отходов производства……………………… | |
М2.Заявка на хранение отходов производства…………………………… | |
Н. Сопроводительный паспорт перевозки отходов производства……… | |
О. Журнал учета сопроводительных паспортов перевозки отходов производства |
Область применения
Инструкция по обращению с отходами (далее – Инструкция) определяет порядок организации и осуществления деятельности, связанной с образованием (включая нормирование образования отходов), сбором, учетом, перевозкой, хранением, использованием, передачей на переработку и обезвреживание, захоронение на объектах захоронения коммунальных отходов и отходов производства.
Инструкция разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами», Правилами разработки, согласования и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденными Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 28 ноября 2001 г. № 28 и иных нормативных правовых актов, нормативных документов Республики Беларусь, регулирующих обращение с отходами (далее – законодательство об отходах) (приложение А).
Сокращения
Сокращения, приведенные в Инструкции указаны в таблице 1.
Таблица 1 – Принятые сокращения
Сокращение | Полное наименование |
МТЭЦ 4 | Минская ТЭЦ 4 |
КТЦ-1 | Котлотурбинный цех №1 |
КТЦ-2 | Котлотурбинный цех №2 |
ХЦ | Химический цех |
ТрЦ | Транспортный цех |
ТЦ | Топливный цех |
ЭЦ | Электрический цех |
ЦЦР | Цех централизованного ремонта |
РСЦ | Ремонтно-строительный цех |
ОМТС | Отдел материально-технического снабжения |
ХО | Хозяйственный отдел |
ЦНИО | Цех наладки и испытаний оборудования |
ЦТАИ | Цех тепловой автоматики и измерений |
СЛ | Санитарная лаборатория |
ОППР | Отдел подготовки и проведения ремонтов |
ПЭО | Планово-экономический отдел |
столовая | Столовая |
ПТО | Производственно-технический отдел |
Общие положения
3.1. Инструкция предназначена для работников всех структурных подразделений Минской ТЭЦ 4, осуществляющих работы по организации обращения и учета отходов, а также сбор отходов, учет отходов, хранение отходов, передачу, в том числе, на переработку и захоронение на объектах захоронения отходов, перевозку отходов и другие операции по обращению с отходами.
3.2. В Инструкции используются основные понятия и их определения согласно статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (приложение Б).
3.3. На основании настоящей Инструкции разрабатываются (при необходимости или если это предусмотрено законодательством об отходах) рабочие инструкции по обращению с отходами (далее РИ), в которых конкретизируются правила обращения с конкретными видами образующихся отходов.
3.4. РИ утверждаются главным инженером Минской ТЭЦ.
3.5. Подлинники настоящей Инструкции и РИ хранятся в ПТО Минской ТЭЦ 4, в повседневной работе используют копии документов.
3.6. Настоящая Инструкция и РИ на её основе разрабатываются сроком на пять лет.
3.7. В Инструкцию и РИ досрочно вносятся изменения и дополнения в случаях:
- строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства, повлекшего образование новых видов отходов, и (или) изменения порядка обращения с ними;
- изменения требований природоохранного, санитарного, противопожарного законодательства Республики Беларусь, влекущие изменение порядка обращения с отходами, а также документов стандартизации;
- в иных случаях по согласованию с Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды.
3.8. Для соблюдения законодательства в области обращения с отходами должно быть обеспечено постоянное хранение у инженера по охране окружающей среды обязательных правовых, нормативных, методических инструктивных документов, регламентирующих все операции по обращению с отходами.
3.9. Лица, нарушившие требования настоящей Инструкции, разработанной во исполнение законодательства об отходах, несут гражданскую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Организация обращения и учета отходов
4.1. Целью организации обращения и учета отходов является определение объемов и номенклатуры отходов, в том числе и вторичного сырья, своевременного и достоверного документального отображения действий по обращению с отходами, формирования данных для государственной статистической отчетности, предупреждения вредного воздействия отходов на окружающую среду.
4.2. Организация обращения с отходами предполагает функционирование на ТЭЦ 4 системы по обращению и учету отходов, основой которой является четкое распределение ответственности и обязанностей руководящего состава и исполнителей.
4.3 Приказом директора ТЭЦ 4 должны быть назначены следующие ответственные лица:
- должностное лицо, осуществляющее координацию деятельности по обращению и учету отходов на предприятии в целом;
- должностные лица, осуществляющие организацию работ в конкретном подразделении (отделе) предприятия;
- должностные лица в каждом подразделении ТЭЦ 4, ответственные за выполнение работ по сбору, учету, вывозу отходов в места временного хранения, на захоронение на объекты захоронения коммунальных отходов, полигон промышленных отходов или обезвреживание, если этот вывоз осуществляется непосредственно из структурного подразделения.
4.4.Распределение ответственных лиц за выполнение работ по обращению с отходами приведено в таблице 2.
Таблица 2 –Перечень ответственных лиц по обращению с отходами и их учету
Наименование работ | Ответственное лицо |
Координация деятельности по обращению с отходами | Зам. директора по общим вопросам |
Инвентаризации отходов ,организация , проведение | Главный инженер, зам. директора по общим вопросам, |
Выявление образующихся отходов, и их классификацию в соответствие с принятой в Республике Беларусь системой классификации и кодирования отходов производства | Руководители структурных подразделений |
Проведение любых имеющих место операций по обращению с отходами (например: сбор, хранение, удаление отходов в места централизованного сбора и передача отходов на переработку, если она осуществляется непосредственно из структурного подразделения, перевозка отходов) | Руководители структурных подразделений |
Обеспечение наличия в местах сбора отходов необходимой тары. Маркировка тары, отвечающая конкретному виду и классу опасности отходов | Зам.директора по общим вопросам, руководители структурных подразделений |
Участие в проведении ежегодной инвентаризации отходов в подразделении | Директор, зам. директора по общим вопросам, главный инженер, руководители структурных подразделений |
Организация определения (при необходимости) значения технической характеристики отходов (состав, класс опасности и др.) | Зам. директора по общим вопросам |
Документальная постановка на учет отходов, мест и объектов их образования, и хранения отходов | Руководители структурных подразделений, зам. главного бухгалтера |
Сбор, учет, временное хранение, заключение (при необходимости) договоров на передачу для переработки или обезвреживание специализированным организациям; своевременная передача макулатуры, отработанных масел, древесных отходов | Руководители структурных подразделений. Начальник ОМТС |
Сбор, учет, временное хранение, заключение договоров на передачу для переработки специализированным организациям и своевременная передача отработанных ртутьсодержащих ламп | руководители структурных подразделений, инженер-экономист по планированию ПЭО |
Расчет нормативов образования отходов производства | Начальник ПЭО, руководители структурных подразделений |
Разработка лимитов размещения отходов | Начальник ПЭО, руководители структурных подразделений |
Ведение единого учета отходов | Руководители структурных подразделений |
Расчет платы за размещение отходов | Главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера |
Получение разрешения на хранение и захоронение отходов | Инженер по ООС СЛ |
Разработка и предоставление в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь, государственной статистической отчетности об отходах | Инженер по ООС СЛ |
Оформление сопроводительного паспорта перевозки отходов | Начальник хозяйственного отдела, руководители структурных подразделений |
Оформление сделки по отчуждению и (или) передаче (кроме перевозки) отходов другому лицу | Инженер по подготовительной и претензионной работе ПТО |
Осуществление производственного контроля обращения с отходами и их учета в подразделениях | Главный инженер, руководители структурных подразделений |
Разработка планов мероприятий по минимизации объемов образования отходов и их размещению | Главный инженер, руководители структурных подразделений |
Инженерное обеспечение процессов, в результате которых образуются отходы и осуществляются какие-нибудь действия с ними | |
Контроль и регулирование процессов и работ по соблюдению норм, правил, требований в области обращения с отходами | Главный инженер, руководители структурных подразделений |
Внедрение плановых мероприятий по минимизации объемов образования отходов и их размещению | Руководители структурных подразделений |
Разработка и внедрение мероприятий по созданию новых и совершенствованию существующих технических средств обращения с отходами | Главный инженер, руководители структурных подразделений |
Транспортное обеспечение процессов в области обращения с отходами | |
Учет и регулирование перевозок отходов для обеспечения их временного хранения, передачи для использования, обезвреживания, размещения, захоронения | руководители структурных подразделений |
Разработка и внедрение мероприятий по предотвращению несанкционированного вывоза отходов, в том числе в места и объекты их размещения | Главный инженер, руководители структурных подразделений |
Материально-техническое обеспечение процессов в области образования отходов и обращения с ними | |
Составление и реализация заявок на материальные ресурсы и технические средства, необходимые для осуществления текущей количественной и качественной оценки образования отходов и осуществления процессов их сбора, временного хранения и перевозки | руководители структурных подразделений, начальник ОМТС. |
Материально-техническое обеспечение мероприятий по минимизации образования и хранения отходов, а также созданию новых и совершенствованию существующих технических средств обращения с отходами | Главный инженер, руководители структурных подразделений |
Охрана труда при осуществлении каких-либо действий с отходами | |
Контроль и регулирование использования методов и средств охраны труда при осуществлении сбора, временного хранения, использования, перевозки и иных операций по обращению с отходами | Инженер по ОТ, руководители структурных подразделений |
Принятие мер по предотвращению и ликвидации ситуаций, связанных с отклонениями от установленных норм, правил и требований охраны труда при обращении с отходами | Главный инженер, руководители структурных подразделений |
Разработка и внедрение мероприятий, обеспечивающих предотвращение негативного влияния на здоровье человека опасных отходов при осуществлении обращения с ними | Главный инженер, инженер по ОТ |
Охрана окружающей природной среды при обращении с отходами | |
Контроль и регулирование использования методов и средств охраны окружающей среды при осуществлении сбора, временного хранения, перевозки отходов и иных операций по обращению с отходами | Инженер по ООС СЛ |
Принятие мер по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций, связанных с отклонениями от установленных экологических норм и правил, требований в местах и объектах образования, сбора, временного хранения, использования отходов | Главный инженер, руководители структурных подразделений |
Финансовое обеспечение реализации управленческих решений в области образования отходов и обращения с ними | |
Определение сметной стоимости затрат на выполнение мероприятий по соблюдению норм, правил, требований, регламентирующих образование отходов и обращение с ними, контроль целевого использования выделенных средств | Зам. директора по общим вопросам, начальник ПЭО |
Регулирование финансовой поддержки реализации управленческих решений в области образования отходов и обращения с ними | Зам. директора по общим вопросам, главный бухгалтер |
Анализ результатов первичного производственного учета образования отходов и их движения | Зам. директора по общим вопросам |
Выявление прогрессивных тенденций и негативных факторов в области образования отходов и обращения с ними | Зам. директора по общим вопросам, инженер по ООС СЛ |
Разработка предложений для принятия управленческих решений по минимизации образования отходов, обеспечению их утилизации и экологически безопасного удаления | Зам. директора по общим вопросам, руководители структурных подразделений |
Контроль и регулирование реализации управленческих решений, а также распоряжений и предписаний органов государственного надзора и контроля в области образования отходов и обращения с ними | главный инженер, начальник СЛ |
Информационная поддержка реализации специальных функций управления образованием отходов и обращением с ними | |
Обработка, накопление и хранение информации данных о результатах деятельности в области образования отходов и обращения с ними. | Начальник СЛ |
Поиск и выявление информационных данных о правовых изменениях в области обращения с отходами, своевременное обеспечение структурных подразделений правовыми и нормативными документами, регламентирующими деятельность в области образования отходов и обращения с ними | Юрисконсульт |
Поиск и выявление информации о научно-технических достижениях в области минимизации образования отходов и предотвращения их негативного влияния на окружающую среду | Зам. директора по общим вопросам, инженер по ООС СЛ |
4.5. Лица, ответственные за организацию обращения и учет отходов в подразделениях (начальники цехов и отделов) должны обеспечивать и контролировать выполнение следующих видов работ:
- в установленные приказом сроки участвовать в проведении ежегодной инвентаризации образующихся отходов в своих подразделениях;
- осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам;
- снабжать тарой для сбора отходов в местах их образования, соответствующей установленным требованиям и легко освобождаемой от накопившихся отходов;
- следить за соответствием маркировки тары или упаковки содержащимся в ней отходам;
- следить за соответствием расположения емкостей (тары) и содержанием мест временного хранения отходов требованиям охраны труда, пожарной и экологической безопасности;
- обеспечить погрузочно-разгрузочные работы средствами механизации и транспортными средствами для доставки в места временного хранения, на объекты размещения отходов для захоронения или на переработку и обезвреживание.
- обеспечивать ведение первичного учета образующихся отходов в подразделении.
4.6 Регулирование отношений арендодателя с арендатором осуществляется в соответствии с условиями, оговоренными договоре аренды. В случаях, если обращение с отходами арендатора осуществляет арендодатель, то эти отходы включаются в систему обращения с отходами ТЭЦ-4. В этом случае арендатор обязан строго руководствоваться настоящей инструкцией, а также выполнять нормы по раздельному сбору образующихся у него отходов в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь об обращении с отходами.
4.7. Лица, ответственные за осуществление производственного контроля за обращение с отходами производства назначаются приказом по ТЭЦ-4. Они обязаны ежеквартально осуществлять производственный контроль, включающий контроль за соблюдением нормативов образования отходов, условий сбора, размещения (в том числе за соблюдением лимитов) и перевозки отходов.
Объектами производственного контроля, которые подлежат регулярному наблюдению и оценке, являются источники образования отходов и места их хранения.
Основной целью производственного контроля является соблюдение нормативов образования отходов, а также природоохранных, санитарных, противопожарных и иных требований законодательства Республики Беларусь.
Производственный контроль за обращением с отходами включает контроль:
- условий сбора и хранения отходов;
- учета отходов (первичного в местах образования отходов и единого) и достоверности информации, предоставляемой в отчете по форме госстатотчетности 1-отходы (Минприроды)*;
своевременного и достоверного документального отображения действий по обращению с отходами;
- выполнения мероприятий по предупреждению вредного воздействия отходов на окружающую среду;
- санитарного состояния территории;
- состояния и организации работ по инвентаризации отходов и ее достоверностью;
- нормативов образования отходов.
Базовыми контролируемыми величинами являются нормативы образования отходов и лимиты размещения отходов, а также накопление транспортной единицы и периодичность вывоза отходов.
4.8. При выявлении нарушений в ходе производственного контроля должны разрабатываться мероприятия по их устранению.
4.9. Ответственные должностные лица по обращению и учету отходов обязаны повышать свои знания в области обращения с отходами, проходить обучение на специализированных курсах с последующей проверкой знаний вопросов обращения с отходами, образующимися в процессе деятельности ТЭЦ -4.
4.10. По результатам производственного контроля разрабатывается план мероприятий по устранению нарушений с указанием сроков их исполнения. Результаты и сроки выполнения мероприятий сообщаются директору Минской ТЭЦ-4.
своевременного и достоверного документального отображения действий по обращению с отходами;
- выполнения мероприятий по предупреждению вредного воздействия отходов на окружающую среду;
- санитарного состояния территории;
- состояния и организации работ по инвентаризации отходов и ее достоверностью;
- нормативов образования отходов.
Базовыми контролируемыми величинами являются нормативы образования отходов и лимиты размещения отходов, а также накопление транспортной единицы и периодичность вывоза отходов.
4.8. При выявлении нарушений в ходе производственного контроля должны разрабатываться мероприятия по их устранению.
4.9. Ответственные должностные лица по обращению и учету отходов обязаны повышать свои знания в области обращения с отходами, проходить обучение на специализированных курсах с последующей проверкой знаний вопросов обращения с отходами, образующимися в процессе деятельности ТЭЦ -4.
4.10. По результатам производственного контроля разрабатывается план мероприятий по устранению нарушений с указанием сроков их исполнения. Результаты и сроки выполнения мероприятий сообщаются директору Минской ТЭЦ-4.
Образование отходов
5.1. Все отходы, образующиеся на предприятии разделяются по видам в соответствии с «Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь» и классам опасности. подлежат обязательному сбору, учету образования, хранения, использования, передачи на переработку специализированным предприятиям и удаления неиспользуемых отходов на объекты размещения коммунальных отходов или на полигон промышленных отходов.
Согласно п.7 РД РБ 0226.17.9.0.01-99 (Руководящий документ Республики Беларусь. Организация работ по обращению с отходами производства. Основные положения), «лица, ответственные за сбор и хранение отходов в подразделении должны выявить все образующиеся отходы».
В соответствии с п.7 «Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденным приказом Министерства статистики Республики Беларусь 03.10.08 № 217 «все показатели, характеризующие количество отходов в тоннах, кроме опасных 1-го, 2-го и 3-го классов опасности, заполняются с двумя знаками после запятой, а по опасным отходам 1-го, 2-го и 3-го классов опасности – с тремя знаками после запятой.
Данные об объеме осадков очистных сооружений, химводоподготовки и других, а также шламов, содержащих твердые вещества в количестве менее 15 %, отражается в переводе на сухое вещество.
Данные об объеме ртутьсодержащих отходов (отработанных термометров, отработанных ртутьсодержащих ламп и других) отражаются в штуках».
Выявление отходов осуществляется на основе данных:
- о видах экономической деятельности предприятия и его структурных подразделений;
- о режимах ведения работ и оказания услуг, при осуществлении которых образуются отходы;
- об исходных материально-сырьевых или энергетических ресурсах, при использовании которых образуются отходы.
В части классификации и кодирования отходов в Республике Беларусь необходимо руководствоваться «Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь» (Постановление Минприроды от 08.11.2007 №85).
5.2. Номенклатура (виды), коды образующихся на предприятии отходов согласно «Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь», агрегатное состояние и класс опасности приведены в приложении В к Инструкции.
Места образования и хранения отходов, образующихся на предприятии, нанесены соответственно на карта-схему мест образования и хранения отходов производства на территории ТЭЦ -4, приведенную в приложение Г.
5.3. Порядок разработки нормативов образования отходов.
5.3.1. Нормативы разрабатываются для всех видов образующихся отходов производства и утверждаются на срок до 5 лет по согласованию с Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды.
5.3.2. В соответствии с технологическими особенностями производства нормативы образования отходов производства определяются в натуральных единицах или процентах относительно единицы используемого сырья, материалов или относительно единицы производимой продукции.
5.3.3. Нормативы образования отходов производства в процентах определяются по тем видам отходов, которые имеют те же физико-химические свойства, что и первичное сырье (например, по отходам деревообработки, пластмасс, текстильных материалов, макулатуре и др. видам). Нормативы образования отходов производства с измененными физико-химическими свойствами по сравнению с первичным сырьем представляются в натуральных единицах измерения (кг/т, кг/м3, м3/тыс. м3 и т.д.).
Если для производства однородной продукции используется несколько видов сырья, то нормативы образования отходов определяются относительно единицы готовой продукции.
В случае, когда из одного вида сырья производится ряд наименований продукции, нормативы образования отходов определяются по отношению к используемому сырью.
При разработке нормативов проводится анализ их динамики и определяются факторы, под влиянием которых они изменялись или будут изменяться.
5.3.4. Нормативы определяются:
- по справочным таблицам удельных нормативов образования отходов;
- по фактическому образованию отходов для вспомогательных и ремонтных работ (среднестатистический данные за последние три года);
- опытным путем (на основании замеров, проводимых в рамках ежегодной инвентаризации отходов производства).
5.3.5. Нормативы образования отходов производства (далее - Нормативы) разрабатываются должностными лицами (начальник ПЭО, инженер по ООС СЛ, руководители структурных подразделений), ответственными за разработку Нормативов на отдельные виды отходов.
5.3.6. Нормативы образования коммунальных отходов производства разрабатываются начальником ПЭО с учётом «Правил определения нормативов образования коммунальных отходов», утвержденных постановлением Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь 27.06.2003г. № 18/27.
В рамках проведения инвентаризации отходов производства разрабатываются нормативы образования отходов для всех отходов производства. В соответствие с Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «О некоторых вопросах разработки нормативов образования отходов производства, порядка их согласования и утверждения» № 89 от 22.11.2007 г. на согласование и утверждение направляются нормативы, для отходов производства, подлежащих захоронению на объектах захоронения отходов и (или) хранению на объектах хранения отходов.
Подготовку Проекта нормативов образования отходов (при необходимости), его согласование для последующего утверждения директором МТЭЦ-4 осуществляет начальник ПЭО.
5.3.7. Производственный контроль соблюдения утвержденных по предприятию нормативов образования отходов осуществляется в рамках общего производственного контроля за обращением с отходами и заключается в их сопоставлении с фактическими удельными показателями образования отходов и выяснения причин превышений, если они имеют место.
5.3.8. При превышении планируемых нормативов образования отходов разрабатывается план мероприятий по уменьшению образования отходов и (или) повышению индекса (уровня) их использования.
5.3.9. Нормативы образования отходов применяются:
- при расчете текущего выхода отходов и объемов вторичного сырья для последующей передачи для использования;
- при разработке проектов лимитов на размещение отходов;
- при подготовке Государственной статистической отчетности по форме 1-отходы (Минприроды);
- разработке мероприятий по предотвращению или снижению количества образования отходов.
5.3.10. Разрабатываемые нормативы образования отходов должны быть ориентированы на реализацию взаимоувязанного экономического и административного контроля образования и хранения отходов, предотвращение загрязнения окружающей среды. В этой связи, нормативы образования отходов позволяют выявить:
- несоответствие данных об источнике образования отходов, приводимых в различных документах (например, расхождения в данных статистической отчетности, справок о платежах, паспорта перевозки отходов);
- необоснованное изменение показателей образования отходов в динамике на протяжении ряда лет;
- несоответствие действующему природоохранному законодательству, нормативным документам, установленным нормам и правилам и др.