Классификация слияний и поглощений
ТЕМА 6. Слияние фирм как определяющий фактор
Структуры рынка
1. Классификация слияний и поглощений
2. Мотивы слияний и поглощения фирм
3. Классификация и анализ основных методов слияний и поглощений
Классификация слияний и поглощений
Любая фирма стремится использовать накопленные ею средства для того, чтобы избежать ограничений присущей ей структуры, сократить затраты и увеличить долю рынка. Она имеет возможности:
- инвестировать средства в создание новых мощностей;
- вкладывать ресурсы в исследования и разработки;
- тратить средства на маркетинг продукции.
В каждом данном случае фирма приобретает и организует новые ресурсы. Однако имеется одна из радикальных альтернативных возможностей приобретения уже организованных ресурсов в виде фирмы или части фирмы путем ее поглощения или слияния с нею. Процессы поглощения или слияния фирм относятся к традиционным возможностям рыночной экономики и выступают как потенциальная возможность наиболее рационального использования активов.
Поглощения и слияния характеризуют некоторую общую тенденцию к глобализации процессов экономики. К таким приемам развития прибегают в настоящее время даже очень успешные компании. Этот процесс в рыночных условиях становится практически повседневным явлением.
В соответствии с общепринятой зарубежной практикой, под слиянием подразумевается любое объединение из двух или более ранее существовавших структур, в результате которого образуется новая экономическая единица. Поглощение представляет собой объединение двух (или нескольких) юридических лиц, при котором одно лицо (поглощающее) сохраняется как юридическое, к нему переходят как активы, так и обязательства поглощаемых юридических лиц. При этом поглощаемые юридические лица либо прекращают свое существование, либо контролируются путем владения контрольным пакетом их акций или долей капитала. Поглощение компании можно также определить как подконтрольность одной компанией другой, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании нередко осуществляется путем скупки контрольного пакета акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.
Приобретения могут классифицироваться различным способом, рассмотрим наиболее общие и распространенные классификационные подходы.
Чаще всего выделяются следующие четыре группы приобретений:
- согласованные слияния – одна фирма приобретает другую в соответствии с рекомендациями держателей акций второй фирмы;
- оспариваемые поглощения, когда первая фирма делает предложения акционерам второй фирмы, минуя ее руководство (которое, собственно, и может попытаться защитить эту фирму);
- отторжение, когда первая фирма может купить у второй фирмы принадлежащую ей структуру (филиал, структурное подразделение);
- выкуп управляющими – филиал продается не другой фирме, а управляющим этой фирмой.
В современной теории и практике отраслевых рынков можно классифицировать разнообразные типы слияния и поглощения компаний. В качестве наиболее важных признаков классификации этих процессов можно назвать следующие:
I. характер интеграции компаний;
II. национальную принадлежность объединяемых компаний;
III. отношение компаний к слияниям;
IV. способ объединения потенциала;
V. условия слияния;
VI. механизм слияния.
I. В зависимости от признаков интеграции компаний целесообразно выделять следующие виды:
- горизонтальные слияния – объединение компаний, действующих на одном и том же рынке, т.е. одной и той же отрасли, производящих одно и то же или близкие изделия или осуществляющих одни и те же технологические стадии производства;
- вертикальные слияния – объединение компаний различных отраслей, связанных единым технологическим процессом производства продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья (отстающая интеграция), либо на последующие – до конечного потребителя (опережающая интеграция). Например, слияние геологоразведочных, горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;
- родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные (взаимодополняющие) товары. Например, фирма, производящая аудио- или видеотехнику, компьютеры, объединяется с фирмой, производящей носители информации;
- конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия горизонтальной или вертикальной интеграции (производственной общности), т.е. слияние фирм одной отрасли с фирмами другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем. Объединяемые компании могут не иметь ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-поглотителя.
В свою очередь, можно выделить следующие три разновидности конгломератных слияний:
· слияния с расширением продуктовой линии - соединение продуктов, схожих между собой по процессу производства и каналам реализации, но не конкурирующих друг с другом;
· слияния с расширением рынка - приобретение дополнительных каналов реализации продукции в ранее не обслуживаемых географических районах;
· чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.
II. В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний выделяют два вида слияния компаний:
- национальные слияния – объединение компаний, находящихся в границах одного государства;
- транснациональные слияния – слияние, приобретение компаний, находящихся в различных странах.
III. В зависимости от отношения управленческого персонала компании к слиянию или поглощению можно выделить:
- - дружественные слияния – слияния, при которых руководящий состав и акционеры участвующих компаний поддерживают данную сделку;
- - враждебные слияния – слияния и поглощения, при которых руководящий состав поглощаемой компании не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевой компании.
IV. В зависимости от способа объединения потенциалов компаний можно выделить следующие типы слияния:
- корпоративные альянсы – объединение двух или нескольких компаний, ориентированное на конкретное отдельное направление бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы могут действовать самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать различные совместные структуры;
- корпорации – тип слияния, связанный с объединением всех активов участвующих в сделке фирм.
В свою очередь, в зависимости от объединяемых потенциалов различают:
- производственные слияния – слияния, при которых объединяются производственные мощности компаний в основном с целью получения позитивного синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;
- чисто финансовые слияния – слияния, направленные на централизацию финансовой политики, способствующей усилению позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов и т.д. Финансовое руководство и потоки финансов в диверсифицированных фирмах могут быть более эффективными, поскольку в них процессы синергетики управления могут приобретать новые формы.
Чистые доходы следует считать одной из самых четких характеристик вклада слияний. В процессе слияния возможны достижение технического эффекта, внутренний рост и долгосрочные контакты.
Слияние действует быстрее, чем создание новых подразделений и структур, снижая уровень конкуренции, поэтому не исключено, что менеджеры выбирают именно этот путь.
Тип слияний зависит от сложившейся или перспективной ситуации на рынке, а также от целей, стратегий деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают. Далее, слияния и поглощения компаний имеют свои особенности на различных рынках, в различных странах или регионах мира.