Спрос на товар и его характеристика: закон спроса, его кривая, эластичность спроса. Неценовые детерминанты спроса
Определение цены
Для начала важно дать четкое определение цены. Согласно «словаря-справочника предпринимателя» под редакцией Л.Лозовского и Б.Райзберга (изд-во «Ось», Москва,1997), цена– фундаментальная экономическая категория означающая количество денег, за которое продавец согласен продавать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как денежной единицы товара. В случае, когда единица данного товара обменивается на определенное количество другого товара, количество становится товарной ценой данного товара.
Таким образом, цена – это важнейший элемент экономического регулирования, она является важным показателем как для производителя, так как ее основная функция состоит в обеспечении предприятия прибылью от реализации продукции. С другой стороны – цена немаловажный фактор для потребителей товаров, так как является чуть ли не основным критерием покупки товара. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подверженным воздействию целого ряда факторов. Через цену реализуются основные результаты деятельности предприятия, и, следовательно, именно цена определяет эффективность этой деятельности.
На разных стадиях товарного обращения действуют соответствующие цены.
Виды цен
Все виды цен можно разделить на различные группы:
1.По характеру обслуживаемого оборота различают:
- оптовые цены покупки и продажи. Это цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям крупными (оптовыми) партиями;
- закупочные цены – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству, предприятиям, промышленным предприятиям для последующей переработки;
- розничные цены – цены продажи товаров индивидуальному или мелкому покупателю, преимущественно населению;
- сметная стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);
- цены и тарифы на услуги населению – особый вид розничной цены на услуги ЖКХ, здравоохранения, гостиничного и туристического дела, бытового обслуживания и т.д.
2.В зависимости от государственного воздействия и регулирования, степени конкуренции на рынке различаются :
- свободные (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся цена спроса (цена, которая складывается на рынке покупателя), цена предложения (рыночная цена, которая указывается в официальном предложении продавца без скидок), и цена производства (цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансируемый капитал).
- Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, Органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными). В числе регулируемых цен выделяют предельные (цены, выше которых предприятия не могут установить цену на свою продукцию или услуги) и фиксированные цены (цены, устанавливаемые на определенном уровне; их изменение возможно только по решению того органа или субъекта рынка, который утвердил их).
3.По способу установления и фиксации. Эти виды цен устанавливаются в договоре или контракте. Среди них выделяют:
- твердая цена (постоянная) – цена, которая устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течении всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Твердая цена применяется в сделках с немедленной поставкой, с поставкой в течение короткого срока или в сделках, предусматривающих длительные сроки поставки.
- Подвижная цена – цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).
- Скользящая цена – устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется с момента исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.
4.С учетом фактора времени выделяются:
- постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен.
- Сезонная цена – вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер; определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени.
- Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
5.По способу получения информации об уровне цены различают:
- справочные цены – публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен.
- Прейскурантная цена – вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов.
- Расчетная цена - применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа.
6.По условиям поставки и продажи различаются :
- цена-нетто – цена на месте купли-продажи.
- Цена-брутто – определяется с учетом условий купли – продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида франко и условий страховки). Термин «франко» означает до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы: франко-склад продавца (все расходы по доставке несет покупатель) или франко-склад покупателя (все расходы оплачиваются продавцом).
7. Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены на различные группы товаров определяются следующим образом:
- по сырьевым товарам они определяются уровнем цен стран-экспортеров или импортеров или ценами соответствующих бирж, аукционов;
- по изделиям производственно-технического назначения – ценами ведущих мировых производителей;
- по товарам народного потребления – ценами, опубликованными в каталогах крупных торговых домов.
Каждая страна имеет свои уровень цен.Уровень цен – это средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведенные в стране.
Уровень цен выражается индексом.
Индекс цен – это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг данного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базисном периоде.
Функции цены.
Цена выполняет различные функции. Понятие «функция» означает проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Так выделяют следующие функции цены: учетную, распределительную, стимулирующую и измерительную.
1.3.1. Учетная функцияобеспечивает эквивалентность обмена, т. е. выручка от реализации продукции (работ, услуг) при прочих равных условиях обеспечивает возмещение затрат на производство и реализацию, а также образование прибыли в размере, позволяющем совершенствовать и развивать производство, повышать жизненный уровень работников. Эту функцию цены выполняют всегда. Зная, во что обходится та или иная продукция, можно с помощью цен соизмерять различные ее виды, а также выражать в денежном измерении любое количество продукции и услуг.
1.3.2.Распределительная функциясостоит в распределении дохода между производителями и потребителями. Она связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Если цена товара выше его стоимости, то производитель возмещает свои затраты и получает прибыль. Если же цена ниже стоимости, то производитель работает себе в убыток. Потребитель, используя продукцию, также имеет разную экономическую выгоду. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Эта функция также предусматривает учет в цене акцизов на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются также социальные задачи общества.
1.3.3.Стимулирующая функция.Суть ее состоит в том, что повышенные цены стимулируют предприятия к выпуску прогрессивных и дефицитных видов продукции, а пониженные — к снятию с производства устаревшей продукции. Данная функция означает, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников воспроизводства и общества в целом. Особенно значимо это для рыночной экономики, когда на первое место выдвигаются экономические методы управления.
1.3.4.Измерительная функция.По утверждению К.Макконелла и С.Брю, цена обслуживает оборот товаров и обеспечивает реализацию экономических интересов всех относительно самостоятельных участников товарного оборота : производителя, посредника, потребителя. В этом качестве она выступает как количество денег (товаров,услуг), уплачиваемое за единицу товара и услуги.(Макконелл К.,Брю С.,Экономикс.Т.2. –М.,1992,с.399.). Таким образом, благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец – получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, в отрасли. Сравнивая цены разных товаров, можно их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таки цен можно судить о соотношении полезности разных товаров. Все эти перечисленные моменты свидетельствуют о том, что цена выполняет и соизмерительную функцию.
1.3.5. Регулирующая функциявыражается в балансировании спроса и предложения. Если нет возможности достичь соответствия спроса и предложения изменением объема производства или это нецелесообразно, используется инструмент цены. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента необходимых рынку товаров, пользующихся спросом.
1.3.6.Функция цены как критерия рационального размещения производства. Эта функция проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одной отрасли экономики в другую и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Подобный перелив капиталов производится предприятиями самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса.
Функции цен взаимосвязаны и образуют единую систему, хотя их действие во многом взаимно перекрывается, чем объясняются трудности практического ценообразования. Стимулирующая функция цены содействует реализации регулирующей функции, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению предложения товаров. Это также приводит к балансированию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос. Учетная функция вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации.
Спрос на товар и его характеристика: закон спроса, его кривая, эластичность спроса. Неценовые детерминанты спроса
Потребности людей растут, как правило, быстрее, чем возможности их удовлетворения. Это может быть обусловлено как техническими возможностями производства, не позволяющими произвести из ограниченных ресурсов достаточное количество того или иного блага, и размерами дохода потребителя. Вот почему объем спроса обычно меньше потребности.
Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Это значит, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса.
Иными словами, спрос – только та часть потребности, которая обеспечена деньгами, т.е. «платежеспособная потребность». Она показывает что данный потребитель (в данное время и в данном месте) имеет платежные средства, позволяющие ему приобрести данный товар по сложившейся на данный момент цене. Таким образом, цена оказывает на потребителей как ограничивающий эффект, не позволяя разобрать все имеющиеся на рынке товары, так и стимулирующий, заставляя искать способы увеличения доходов. Неудовлетворенный спрос – двигатель развития производства, мощный фактор происходящих в экономике структурных изменений, поскольку каждый производитель старается производить то, что пользуется спросом, т.е. то, что с большей вероятностью можно будет продать. Но состоится ли купля-продажа в действительности, станет ясно только на рынке. Из имеющегося опыта каждый знает, что при прочих равных условиях – чем ниже цена, тем больше товара можно купить и наоборот. Научное изучение причин этого явления позволило сформулировать закон спроса как обратную зависимость между уровнем цены (Р) и величиной спроса (Q).
Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:
¾ при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
¾ для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);
¾ при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок — на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).
Графическое отображение обратной зависимости Q от Р называется «кривой спроса» (см. кривую d 1 на графике 6.1.) она имеет отрицательный угол наклона. При изменении уровня цены Р величина спроса Q перемещается вдоль кривой спроса d 1. все иные факторы, кроме изменения цены товара, называются «неценовыми». Они ведут не к перемещению из одной точки кривой d 1 в другую, а к изменению самого спроса: если спрос растет, кривая d 1 сдвигается вправо в положение d 2, а если спрос падает – влево, в положение d 3.
Рисунок 6.1 – Кривая спроса
Рыночный спрос определяется суммированием величин спроса, предлагаемых каждым потребителем при разных ценах. Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам. Это можно записать в виде формулы:
D = P * Q;
D (dетапd) – спрос;
P (рriсе) – цена;
Q (qиапtity) – количество товаров и услуг, реализованных по данным ценам.
Факторы, влияющие на спрос, принято делить на ценовые и неценовые.
Ценовой фактор – это цена на данный товар. Действие ценового фактора приводит к изменению объема спроса, передвигая его вдоль постоянной кривой спроса в разные стороны: вверх, если цена растет, а спрос уменьшается, и вниз, если спрос увеличивается за счет падения цены.
Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но отражается это смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает.
Среди неценовых факторов наиболее существенное воздействие на положение кривой спроса оказывают:
1. Доходы потребителей. Как правило по мере роста дохода потребителей увеличивается спрос на многие товары, особенно на более дорогие и более качественные. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом доходов уменьшается. Такие товары называются благами низшей категории. К ним относятся блага, для которых существуют альтернативные товары более высокого качества или более удобные в потреблении. К товарам низшей категории относятся хлеб, картофель, подержанные вещи и т.д. Спрос на товары низшей категории изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, а при уменьшении дохода – увеличение потребления.
2. Спрос и цены на взаимосвязанные товары. Если увеличивается цена одного из взаимозаменяемых товаров (говядина), то это влечет за собой рост объема спроса на другой товар-субститут при каждом значении цены (куриные окорочка). Товары называются взаимозаменяемыми, т.к. могут быть использованы для одних и тех же целей, т.е. удовлетворять одну и ту же потребность(нефть-уголь, чай-кофе). Взаимодополняемые товары сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования (фотопленка и фотоаппараты, бензин-автомобили, сахар-ягоды). Поэтому если увеличивается цена одного из них, то это снижает объем спроса на другой взваимодополняемый продукт. Например, если увеличивается спрос на спортивную одежду, то растет спрос и на кроссовки, а рост цен на спортивную одежду снижает объем спроса не только на нее, но и на кроссовки; или рост цен на сахар в сезоны приготовления варенья ведет к уменьшению спроса на ягоды.
3. Вкусы потребителей. Предпочтения или вкусы потребителей формируются и изменяются под влиянием общества, моды, технического прогресса, обычаев, образования, рекламы и т.д. Например, стоит в моду войти мини-юбкам, и кривая спроса на ткани смещается вниз. Но куда боле масштабной причиной их изменений является технический прогресс. На глазах нынешнего поколения российской молодежи спрос на пластинки был практически «убит» распространением компакт-дисков.
4. Ожидания покупателей. Потребительские ожидания связаны, во-первых, с изменением цен на товары и услуги и, во-вторых, с изменением доходов населения. Ожидания высоких цен в будущем заставляет больше покупать товаров сегодня, и наоборот. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая тем самым спрос, и наоборот.
5. Число покупателей. Спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей на рынке. Чем их больше, тем больше спрос. С уменьшением количества потребителей сокращается спрос.
6. Размер рынка (размер предложения). Как правило, чем больше предлагается товара, тем ниже цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем выше спрос. Кривая спроса двигается вправо.
7. Реклама. Данный фактор нередко формирует спрос, особенно это касается новых товаров, с которыми потребитель пока плохо знаком. Как показывает опыт, удачно организованная реклама способствует расширению спроса на определенные товары, что сдвигает кривую спроса вправо.
Реакция величины спроса на изменение цены различна для разных товаров и обозначается понятием «ценовая эластичность спроса».
Ценовая эластичность спроса измеряется отношением процентного изменения величины спроса к вызвавшему его процентному изменению цены. Если это отношение больше единицы, то спрос считается эластичным, если меньше, то неэластичным, а при коэффициенте равным единице, говорят о единичной эластичности спроса (рис. 6.2.)
(на зачете будут задачи по расчету ценовой эластичности – А.В.)
Ed = ∆Q / ∆P ; Ed – ценовая эластичность спроса, ∆Q-прирост величины спроса, ∆P-прирост цены
Рисунок 6.2 – Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью
Возможны следующие варианты такой реакции:
1. Ed > 1 – спрос эластичен. Слабое изменение цены вызывает сильные изменения спроса. Это означает, что величина спроса активно реагирует на изменение цены. Порой даже незначительное ее изменение может вызвать резкое изменение величины спроса. Небольшому падению цену соответствует значительный рост величины спроса. И наоборот незначительный рост цены резко уменьшает величину спроса. Как правило, чем менее товар необходим, тем выше эластичность спроса на него. Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши – драгоценностей, мехов, черной икры и т.п. и для достаточно дорогих предметов потребления, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио и видео техника, персональные компьютеры и другие.
2. Ed = 1 - спрос единичной эластичности. Слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение спроса. Если цена и величина спроса изменяются одинаковыми темпами, то процентное изменение цены и процентное изменение величины спроса совпадают. Иначе говоря, изменение цены на 1% вызывает изменение величины спроса тоже на 1%. В данном случае кривая эластичности спроса по цене расположена к осям координат под углом 45*.
3. Ed < 1 спрос неэластичный. Сильное изменение цены вызывает слабое изменение спроса. Изменение цены товара на 1% меняет величину спроса менее чем на 1%. Даже значительное изменение цены не очень изменит количество приобретаемых товаров. Неэластичный спрос характерен для товаров первой необходимости с относительно низкими ценами, т.е. жизненно важных для человека, без которых его существование практически невозможно. Неэластичен спрос на – хлеб, картофель (вся продукция сельскохозяйственного производства), одежду, обувь, белье, расходы на общественный транспорт а также продукция, на которую сложился неудовлетворенный спрос, т.е. дефицит. Но с течением времени, если ее производство растет, эластичность спроса на нее повышается.
Кроме рассмотренных трех случаев эластичности спроса по цене, можно указать еще два крайних- абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос.
1. Ed = – абсолютно эластичный спрос.Горизонтально расположенная кривая спроса показывает, что любое повышение цены приведет к падению величины спроса практически до нуля, а сколь угодно малое понижение цены может увеличить спрос на него до бесконечности (рис. 6.3. (а)). В реальной действительности это означает, что потребители готовы покупать этот товар только по данной цене. Так выглядит кривая эластичности спроса на продукцию для мелкого производителя, предлагающего свой товар на уже сложившемся рынке, ситуацию на котором он изменить не в силах. Если он попытается продать свою продукцию даже чуть-чуть дороже, купят не у него, у других. Если попытается чуть-чуть снизить цену, быстро распродаст все, но вызовет негативную реакцию со стороны конкурентов. Да и прибыль терять не захочет. Следовательно, будет продавать как и все другие, по сложившейся на рынке цене, причем в любом количестве, которое сумеет произвести и поставить на рынок.
Рисунок 6.3 – Экстремальные случаи эластичности спроса: а) абсолютно эластичный; б) абсолютно неэластичный
2. Ed = 0 – абсолютно неэластичный спрос. Возможна и такая крайняя ситуация, когда спрос на товар абсолютно неэластичен, т.е. как бы продавец не менял цену на товар, объем спроса будет оставаться постоянным, в этом случае кривая эластичности спроса – вертикальная прямая (рис 6.3 (б)). абсолютно неэластичным спрос может быть тогда, когда для товара невозможно найти заменитель, а люди, его потребляющие не могут отказаться от него. Например, како бы дорогой не была соль ее приобретают. Не зря возникла примета: если рассыплешь соль, будет скандал в доме. Дороговизна соли в давние времена, существовавшая из-за ограниченности ее добычи, непременно вела к ссоре, если ее просыпали. Не случайно в ожидании каких-то социальных потрясений люди запасаются солью, спичками, мылом, т.е. тем, без чего быт очень затруднен. Бывают и лекарство, медицинская аппаратура, которые человек использует ежедневно, потому что без них он не жизнеспособен (например, инсулин для больных диабетом, аппарат «искусственная почка» для больных ожидающий пересадку почек). Производство и потребление таких товаров должно находиться под контролем государства.
Знания об эластичности спроса по цене необходимы продавцу и покупателю, чтобы правильно вести себя на рынке. Продавец должен знать, что некоторое снижение цены на товары эластичного спроса увеличат его выручку, но то же самое действие в условиях неэластичного спроса приведет к ее снижению. Повышение же цены в условиях неэластичного спроса на товар выручку обязательно увеличит. Вот почему продавцы стремятся искусственно перевести эластичный спрос в неэластичный. Лучше всего это удается монополиям, если купить товар больше не у кого, а заменителей у него нет, или потребитель по каким-то иным причинам находится в безвыходном положении. Некоторые продавцы пытаются воспользоваться неосведомленностью неопытностью покупателя, пытаясь убедить, что это товар фирменный, что его больше не у кого нет, что названная цена – очень выгодна покупателю, поскольку скоро цены вырастут, и т.д. Потребителю знания об эластичности спроса так же полезны, так как позволяют разумно истратить доходы. Например, потребителю полезно знать, что снижения цен на товары первой необходимости вряд ли следует ожидать; что чем больше у товара заменителей, тем выше эластичность, тем больше у потребителя выбор; что с течением времени спрос на товар становится более эластичным. Рост эластичности спроса – это всегда выгода покупателя. Потребитель, как и производитель должен знать, как чувствителен спрос на определенный товар к изменению цен других товаров, имеющихся на рынке.
Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).
Основная масса потребительских товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относится вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т.п.).
Предложение товара, его кривая, эластичность предложения, неценовые детерминанты предложения
Спрос на товар невозможен без его предложения, т.к. покупка товара есть и его продажа. Предложение образуют те товары и услуги, которые поступили на рынок для продажи. Связь цены и предложения имеет иной характер, чем цены и спроса.
Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Иначе говоря, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара (рис. 6.4).
Закон предложения устанавливает прямую зависимость величины предложения от цены. Он гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цен. Прочие равные условия означают неизменность издержек производства и технологии производства данного товара. Предприятия не намерены поставлять товар, пока цена не покроет затраты на его производство.
Рисунок 6.4 – Кривая предложения
Эту прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта можно изобразить на графике в виде кривой предложения S, где S (suрр1у) — предложение, Р (рriсе) — цена, Q (qиапtity) — количество.
В отличие от кривой спроса кривая предложения поднимается вправо вверх.
Графически изменение объема предложения выражается в движении «по кривой предложения» SS. «Объем предложения» меняется тогда, когда изменяется только цена товара.
Нужно различать движение по кривой предложения и движение самой кривой.
Кривая предложения сдвинется вправо от SS к S1S1, если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Уменьшение же предложения товара сместит кривую предложения влево от SS к S2S2.
Факторы, определяющие объем предложения товаров и услуг, принято делить на ценовые и неценовые.
Ценовой фактор – это цена на данный товар. Она влияет обычно на предложение прямо пропорционально. Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению объема предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной точки к другой. Это показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке.
Неценовые факторы – это другие причины, определяющие движение объема предложения, кроме цены на данный товар.
Соответственно факторами изменения предложения следует считать изменение совокупности ситуационных условий, затрагивающих сферу производства товаров, а не существующую рыночную цену данного товара.
К неценовым факторам относятся
1. Технология производства. Уровень технологии производства данных товаров, если под технологией, или «ноу-хау» понимать и пропорции, и качество применяемых факторов производства. Это квалификация, применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.
2. Налоги и дотации. Существенным условием изменения предложения выступает государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика т.п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида. Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потребитель может оплатить покупая ее, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров. В противоположном направлении влияют на уровень издержек производства субсидии, льготные кредиты и т.п. формы поддержки выпускающих продукцию фирм и предпринимательства в целом. В этом случае предложение ими товаров на рынках будет возрастать.
3. Цены на другие товары или услуги. Предложение товаров во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и факторов производства. Например, натуральные сырьевые ресурсы, виды энергии могут быть заменены искусственными, более дешевыми по цене и не снижающих стандарты качества продукции. Их применение в значительной степени способно снижать издержки производства, удешевлять выпускаемую продукцию. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию издержек.
(на зачете будут задачи по расчету коэффициента перекрестной эластичности – А.В. например, определить категорию товара, если при возрастании цены на антибиотик флемоксин на 20% спрос на пробиотик пробифор снизился на 10%. Решение: коэф перекрестн эластичности =20/-10 = -2. -2<0, следовательно – товары какие?? – расскажите мне на зачете)
4. Цены на ресурсы. Экономию издержек могут принести также снижающиеся цены ресурсов и факторов производства. Соответственно таким способом можно вызвать рост предложения товаров. Изменение стоимости любого из ресурсов, включая стоимость сырья, материалов, топлива или заработной платы, сдвигает кривую предложения. Если цена на такие ресурсы падает, то предприятия будут стремиться предложить больший объем выпуска при всех значениях цены. Это значит, что производитель при тех же материальных затратах приобретет больше сырья, материалов и т.д., а, следовательно, сможет увеличить масштабы своего производства. Кривая предложения сместится вправо. Если же цены на ресурсы повысятся, то кривая переместится влево.
Реакцию величины предложения на изменение цены товара характеризует коэффициент ценовой эластичности предложения (Es)(рис.6.5.):
Es = ∆Q / ∆P; Es – ценовая эластичность предложения, ∆Q-прирост величины предложения, ∆P-прирост цены.
Рисунок 6.5 – Кривые предложения с разной степенью эластичности
Если Es > 1 – предложение эластично, кривая эластичного предложения пологая, поскольку изменение величины предложения превышает вызвавшее его изменение уровня цены.
Если Es < 1 – предложение неэластично, отражающая его кривая круто поднимается вверх, поскольку цена изменяется больше, чем величина предложения.
При Es = 1 – предложение единичной эластичности, поскольку уровень цены и величина предложения изменяются одинаково, кривая предложения является биссектрисой, т.е. делит угол пополам:
Поскольку эластичность предложения может изменяться от нуля до бесконечности два крайних ее состояния отображены на графике 6.5. (б)
При Es = 0 –величина предложения не меняется как бы не менялась цена на него это абсолютно неэластичное предложение;
При Es = –кривая предложения – горизонтальная линия. Этоабсолютно эластичное предложение,поскольку при неизменной цене объем предложения растет бесконечно.
Знание эластичности предложения важно прежде всего для продавцов. Им бывает выгодно неэластичное предложение, обеспечивающее стабильный рост доходов. При отсутствии на рынке конкурентов и товаров-субститутов эластичное предложение можно перевести в неэластичное. Однако высокая цена предложения не всегда выгодна производителям. Если оборот капитала замедляется, выручка от продаж падает, цену целесообразно несколько снизить и хотя прибыльность единицы продукции упадет, объем продаж вырастает, а за счет увеличения скорости оборота капитала возможно увеличить размеры прибыли.