Вопрос 14. Рынок: понятие и виды
1. Понятие рынка
2. Спрос и предложение. Характеристика основных видов рынка
3. Цена товара на рынке
1.Исторически под рынком подразумевали место, где сходятся производители и потребители, совершается обмен товаров. Но к настоящему моменту столь упрощенное определение не отражает сути рынка.
Современный рынок представляет собой прежде всего форму, способ организации экономических связей, отношений между производителями и потребителями. В наиболее широком смысле слова рынок – это:
ü сфера движения товарных и денежных потоков;
ü сфера обмена, организованного по законам товарного производства и обращения;
ü взаимодействие спроса и предложения;
ü опосредствующее звено между производителем и потребителем.
Современный рынок – это сложная система, включающая в себя определенным образом организованные экономические связи и располагающая набором хозяйственных инструментов, с помощью которых данные связи реализуются.
Таким образом, понятие«рынок» является центральным для анализа распределения ресурсов посредством системы цен. Этот термин является многозначным. Рынок существует везде, где покупатели и продавцы занимаются коммерческой деятельностью. Рынок есть одновременно и механизм для организации упорядоченного обмена товарами или услугами, и направляющая, посредством отношений конкуренции, вcex добровольных сделок, в которых участвуют эти товары или услуги.
Рынок способен решать широкий круг жизненно важных задач в общественном производстве, обмене, распределении, потреблении. Прежде всего рынок, возникший на базе общественного разделения труда, способствует его дальнейшему развитию и углублению. Динамика цен на рынке служит ориентиром для производителей в отношении объемов производства, его структуры.
Рынок способствует формированию устойчивых взаимовыгодных связей между производителями и потребителями. А это в свою очередь является одним из условий, позволяющих покупателям свободно выбирать продавца, а продавцам получать доступ к ресурсам.
Рынок не является неким монолитом, он имеет сложную структуру. Нарынке потребительских товаров представлены товары повседневного спроса (пища, одежда, обувь и т. п.), покупателями здесь являются домохозяйства, а продавцами - фирмы.
Нарынке труда продавцы предлагают свою рабочую силу, а покупатели - рабочие места.
На рынке земли происходит торговля земельными участками (свободными или застроенными). Рынок земли с застройкой жилыми и офисными зданиями представляет собой рынок недвижимости, тесно связанный с рынком капитала. Рынок капитала, в свою очередь, проявляется на рынке инвестиционных товаров и кредитно-финансовых рынках.
Наличие развитых рынков названных видов является обязательным условием нормального функционирования рыночной экономики. К сожалению, многие из перечисленных типов рынков в России вообще отсутствуют (рынок земли, рынок капитала и т.д.), а имеющиеся обладают весьма существенными недостатками. Например, для рынка потребительских товаров до сих пор характерна большая зависимость от импорта; спрос на рынке инвестиционных товаров очень низкий; рынок труда страдает от низкой мобильности рабочей силы и отсутствия средств на переквалификацию; на рынке земли преобладает аренда и т.п.
В результате взаимодействия различных рынков формируется распределение ограниченных ресурсов по миллионам различных направлений использования.
2. На любом рынке происходит обязательное взаимодействие спроса и предложения. Спрос – это желание и возможность покупателя совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. Предложение – это возможность и способность продавца совершать сделки по продаже поставляемого на рынок товара. На рынке также действует закон спроса и предложения: чем ниже цена, тем выше спрос и чем выше цена, тем выше предложение.
В экономике принято выделять следующие виды рынков:
ü рынок совершенной конкуренции;
ü рынок монополистической конкуренции;
ü олигополия;
ü монополия.
В табл. 2 представлена характеристика перечисленных видов рынка по основным параметрам.
Таблица 2. Характеристика различных видов рынка1
№ | Параметры рынка | Виды рынков | |||
Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | ||
Количество продавцов на рынке | Много | Много, но товар каждого из продавцов имеет существенные отличия (имеет место защита товаров патентами) | Мало (2-8) | Один | |
Количество покупателей на рынке | Много | Много | Два и более (2-8) | Много2 | |
Сила конкуренции | Очень сильная | Сильная | Слабая | Отсутствует | |
Доля фирмы на рынке | Малая | Малая | Большая | Весь рынок | |
Доступ к рынку | Открыт | Затруднен | Затруднен | Блокирован | |
Объем продаж | Определяется конкуренто-способностью и спросом на данный товар | Определяется конкуренто-способностью, спросом и сговором участников | Определяется конкуренто-способностью, спросом и сговором участников | Определяется платежеспо-собным спросом | |
Политика ценообразо-вания | На основе закона спроса и предложения | На основе закона спроса и предложения | Определяется спросом и конкурентоспособностью | Определяется производителем | |
Роль качества в конкуренции | Очень высокая | Очень высокая | Высокая | Определяется ситуацией | |
Роль рекламы в продвижении товара | Высокая | Высокая | Очень высокая | Определяется ситуацией | |
Норма прибыли производителя | Незначительная | 2-8% | 8-20% | Более 20% | |
Эффектив-ность использова-ния ресурсов | Очень высокая | Высокая | Средняя | Низкая |
3. Важнейшим инструментом рынка является цена. Цена товара - это количество денег, на которое можно обменять единицу данного товара. Однако один и тот же товар может продаваться на разных рынках по разным ценам. Цены, определяемые на многих рынках, управляют решением потребителя купить тот или иной товар, работать в том или ином месте; производителю цены подсказывают решение о производстве тех или иных товаров и услуг, приобретении различных видов и количеств ресурсов. Таким образом, когда изменяются желания потребителей или объемы предложения ресурсов, меняются и цены, а эти изменения приводят к сдвигам в распределении ресурсов. Допуская свободный рынок, общество, в сущности, решает вопрос об объеме производства конкретного товара (услуги) путем нахождения такой цены, при которой объем спроса равен объему предложения.