Вопрос 14. Рынок: понятие и виды

1. Понятие рынка

2. Спрос и предложение. Характеристика основных видов рынка

3. Цена товара на рынке

1.Исторически под рынком подразумевали место, где сходятся производители и потребители, совершается обмен товаров. Но к настоящему моменту столь упрощенное определение не отражает сути рынка.

Современный рынок представляет собой прежде всего форму, способ организации экономических связей, отношений между производителями и потребителями. В наиболее широком смысле слова рынок – это:

ü сфера движения товарных и денежных потоков;

ü сфера обмена, организованного по законам товарного производства и обращения;

ü взаимодействие спроса и предложения;

ü опосредствующее звено между производителем и потребителем.

Современный рынок – это сложная система, включающая в себя определенным образом организованные экономические связи и располагающая набором хозяйственных инструментов, с помощью которых данные связи реализуются.

Таким образом, понятие«рынок» является центральным для анализа распределения ресурсов посредством системы цен. Этот термин является многозначным. Рынок существует везде, где покупатели и продавцы занимаются коммерческой деятельностью. Рынок есть одновременно и механизм для организации упорядоченного обмена то­варами или услугами, и направляющая, посредством отношений конкуренции, вcex добровольных сделок, в которых участвуют эти товары или услуги.

Рынок способен решать широкий круг жизненно важных задач в общественном производстве, обмене, распределении, потреблении. Прежде всего рынок, возникший на базе общественного разделения труда, способствует его дальнейшему развитию и углублению. Динамика цен на рынке служит ориентиром для производителей в отношении объемов производства, его структуры.

Рынок способствует формированию устойчивых взаимовыгодных связей между производителями и потребителями. А это в свою очередь является одним из условий, позволяющих покупателям свободно выбирать продавца, а продавцам получать доступ к ресурсам.

Рынок не является неким монолитом, он имеет сложную структуру. Нарынке потребительских товаров представлены товары повседневного спроса (пища, одежда, обувь и т. п.), покупателями здесь являются домохозяйства, а продавцами - фирмы.

Нарынке труда продавцы предлагают свою рабочую силу, а покупатели - рабочие места.

На рынке земли происходит торговля земельными участками (свободными или застроенными). Рынок земли с застройкой жилыми и офисными зданиями представляет собой рынок недвижимости, тесно связанный с рынком капитала. Рынок капитала, в свою очередь, проявляется на рынке инвестиционных товаров и кредитно-финансовых рынках.

Наличие развитых рынков названных видов является обязательным условием нормального функционирования рыночной экономики. К сожалению, многие из перечисленных типов рынков в России вообще отсутствуют (рынок земли, рынок капитала и т.д.), а имеющиеся обладают весьма существенными недостатками. Например, для рынка потребительских товаров до сих пор характерна большая зависимость от импорта; спрос на рынке инвестиционных товаров очень низкий; рынок труда страдает от низкой мобильности рабочей силы и отсутствия средств на переквалификацию; на рынке земли преоб­ладает аренда и т.п.

В результате взаимодействия различных рынков формируется распределение ограниченных ресурсов по миллионам различных направлений использования.

2. На любом рынке происходит обязательное взаимодействие спроса и предложения. Спрос – это желание и возможность покупателя совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. Предложение – это возможность и способность продавца совершать сделки по продаже поставляемого на рынок товара. На рынке также действует закон спроса и предложения: чем ниже цена, тем выше спрос и чем выше цена, тем выше предложение.

В экономике принято выделять следующие виды рынков:

ü рынок совершенной конкуренции;

ü рынок монополистической конкуренции;

ü олигополия;

ü монополия.

В табл. 2 представлена характеристика перечисленных видов рынка по основным параметрам.

Таблица 2. Характеристика различных видов рынка1

Параметры рынка Виды рынков
Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество продавцов на рынке Много Много, но товар каждого из продавцов имеет существенные отличия (имеет место защита товаров патентами) Мало (2-8) Один
Количество покупателей на рынке Много Много Два и более (2-8) Много2
Сила конкуренции Очень сильная Сильная Слабая Отсутствует
Доля фирмы на рынке Малая Малая Большая Весь рынок
Доступ к рынку Открыт Затруднен Затруднен Блокирован
Объем продаж Определяется конкуренто-способностью и спросом на данный товар Определяется конкуренто-способностью, спросом и сговором участников Определяется конкуренто-способностью, спросом и сговором участников Определяется платежеспо-собным спросом
Политика ценообразо-вания На основе закона спроса и предложения На основе закона спроса и предложения Определяется спросом и конкурентоспособностью Определяется производителем
Роль качества в конкуренции Очень высокая Очень высокая Высокая Определяется ситуацией
Роль рекламы в продвижении товара Высокая Высокая Очень высокая Определяется ситуацией
Норма прибыли производителя Незначительная 2-8% 8-20% Более 20%
Эффектив-ность использова-ния ресурсов Очень высокая Высокая Средняя Низкая

3. Важнейшим инструментом рынка является цена. Цена товара - это количество денег, на которое можно обменять единицу данного то­вара. Однако один и тот же товар может продаваться на разных рынках по разным ценам. Цены, определяемые на многих рынках, управляют решением потребите­ля купить тот или иной товар, работать в том или ином месте; производителю цены подсказывают решение о производстве тех или иных товаров и услуг, при­обретении различных видов и количеств ресурсов. Таким образом, когда изменяются желания потребителей или объемы предложения ресурсов, меняются и цены, а эти изменения приводят к сдвигам в распределении ресурсов. Допуская свободный рынок, общество, в сущности, ре­шает вопрос об объеме производства конкретного товара (услуги) путем нахож­дения такой цены, при которой объем спроса равен объему предложения.

Наши рекомендации