И его основные инструменты
Государство как экономический субъект извлекает доходы в виде налогов на фирмы и домохозяйства и обеспечивает общество благами, которые не могут быть эффективно произведены рынком.
Обычно рассматривают микро- и макроэкономический уровни государственного регулирования. Макроэкономическое регулирование связано с экономической политикой, направленной на регулирование параметров системы, общих для всех хозяйствующих субъектов. К нему относят бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную политику. Предметом нашего изучения является микроэкономическое регулирование, которое направлено на отдельных субъектов экономики.
Все мероприятия микроэкономического регулирования классифицируются на две группы:
1) направленные на повышение экономической эффективности рыночного хозяйства (регулирование фиаско рынка);
2) ориентированные на достижение целей социально-экономической политики (рис. 7.12).
Рис. 7.12. Система мер микроэкономического регулирования
Инструментами микроэкономической политики являются:
· налоги;
· государственные расходы;
· административные меры.
Логика подобного деления отражает методы, с помощью которых государство добивается от экономических субъектов координирования их деятельности с целями, сформулированными правительством. Можно облагать дополнительными налогами нежелательные действия субъектов, субсидировать за счет государственных средств желательные действия либо пытаться приказывать субъектам делать так, а не иначе.
Налогообложение является источником государственных доходов и одновременно регулятором доходов фирм и домохозяйств. Объектами налогообложения могут являться доходы фирм или граждан, имущество экономических субъектов, факты совершения имущественных сделок. Различают прямые и косвенные налоги. К первым относятся подоходный налог с граждан, налог на прибыль фирм, имущественный и земельный налоги, налог с наследства и т.д. Ко вторым — акциз, налог на добавленную стоимость, налог с продаж (с оборота), таможенные пошлины. Изменяя уровень налогообложения, т.е. применяя налоговые льготы для одних субъектов и увеличивая налоги для других, государство может по-разному стимулировать различные отрасли экономики.
Государственные расходы направляются на содержание госаппарата, а также на выплаты фирмам и населению дотаций, субсидий, субвенций и ассигнований. Государственные средства могут выплачиваться в обмен на ресурсы или блага, закупаемые для государственных нужд, либо распределяться в форме поддерживающих и стимулирующих выплат. Социальная политика в первую очередь осуществляется при помощи государственных расходов, принимающих форму трансфертов.
Административное регулирование включает очень широкий перечень различных мер. Прежде всего это регулирование связей между субъектами с помощью законодательного оформления (кодификации) норм и правил поведения субъектов (гражданский, трудовой, земельный и иные кодексы и соответствующие законы). Однако сами по себе нормативные акты устанавливают как административные, так и экономические (с помощью налогов и госрасходов) инструменты государственного регулирования и в рассматриваемом нами контексте понимаются в качестве административных мер лишь в той части, которая содержит прямое принуждение субъектов делать так, а не иначе.
Среди микроэкономических показателей, которые государство может регулировать, самыми важными представляются цены на те или иные товары, услуги. Они являются сферой ценовой политики. В условиях рыночной экономики цены выполняют важнейшие функции носителей экономической информации и стимуляторов экономической деятельности, поэтому государственное вмешательство в ценовой механизм должно быть весьма осторожным. Признается более или менее экономически оправданным государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, продаваемую (или покупаемую) монополиями.
Важная роль в государственном регулировании экономики отводится государственному сектору. Это часть экономики страны, которая включает экономических субъектов, целиком или частично принадлежащих государственным (центральным или местным) органам власти и контролируемых государством. Государственный сектор, с одной стороны, является объектом государственной деятельности, так как государство руководит в нем процессами производства, инвестирования, распределения и т.д., а с другой — инструментом влияния государства на частный сектор экономики страны. Соответственно, функции государственного сектора экономики неотделимы от функций государства. Наличие государственного сектора в определенной степени облегчает правительству решение поставленных задач.
В странах с развитой рыночной экономикой государственный сектор составляют предприятия, функционирование которых на полностью рыночной основе не приведет к максимизации общественного благосостояния. Это могут быть естественные монополии (электросети, железные дороги); предприятия с долгосрочной окупаемостью средств (электростанции); предприятия, выполняющие некоторые социальные функции или имеющие положительные внешние эффекты (научные учреждения) и т.д. Зачастую предприятия государственного сектора являются низкоприбыльными или убыточными по причине выполнения ими социальных задач, а также из-за слабых стимулов к эффективному хозяйствованию.
Существует два типа государственных предприятий: бюджетные (бюрократические) и коммерческие (рыночные). Первые финансируются из государственного бюджета, вторые осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, т.е. ведут себя как частные коммерческие фирмы.
Обычно размер государственного сектора в экономике страны характеризуется долей валового внутреннего продукта, созданного в госсекторе, и долей занятых в государственном секторе. В Республике Беларусь в настоящее время доля государственных предприятий в валовом производстве составляет менее 40%. О роли государственного сектора некорректно судить по количеству предприятий, поскольку государственный сектор представлен малым числом крупных предприятий, а частный — значительным количеством мелких. Но постепенно происходит сокращение числа государственных предприятий.
Тема 8