Строительных конструкций и материалов, а также с тем же ка-
Чеством строительно-монтажных работ, что и у объекта оценки.
В данном случае воспроизводится тот же моральный износ объекта
И те же недостатки в архитектурных решениях, которые имелись
У оцениваемого объекта. Не учитывается при этом только физиче-
Ский износ.
Стоимость замещения —это затраты на создание предприятия,
Имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построен-
Ного в новом архитектурном стиле, с использованием современных
И прогрессивных материалов, конструкций, оборудования. Этот
Вид стоимости широко используется в сфере страхования.
Ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной
Продаже, —это денежная сумма, которая реально может быть полу-
Чена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для
Проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением
Рыночной стоимости.
Залоговая стоимость —оценка предприятия по рыночной стои-
Мости для целей ипотечного кредитования.
Балансовая стоимость —затраты на строительство или
Приобретение объекта собственности. Балансовая стоимость быва-
Ет первоначальной и восстановительной. Первоначальная стои-
Мость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода
В эксплуатацию. Восстановительная стоимость —это стоимость вос-
Производства ранее созданных основных средств в современных
Условиях; определяется в процессе переоценки основных фондов.
В основе оценки бизнеса лежит предположение, что его сегод-
Няшняя стоимость равна стоимости будущих выгод (доходов), ко-
Торые собственник может получить в результате владения данной
Собственностью (бизнесом).
Действительно, разумный покупатель согласится инвестиро-
Вать в компанию только в том случае, если текущая стоимость ожи-
Даемых доходов от собственности будет по меньшей мере равна
Цене приобретения. Точно так же рационально мыслящий продавец
В нормальных условиях не будет продавать свою собственность,
Если текущая стоимость тех же ожидаемых доходов больше, чем
Продажная цена.
Цель оценки —расчет и обоснование рыночной стоимости
Предприятия.
Оценка предприятия не является самоцелью, она подчинена ре-
Шению определенной, конкретной задачи.
Оценщику необходимо знать задачу, ради которой проводится
Оценка, только тогда он сможет правильно выбрать нужный мето-
Дический инструментарий.
Наиболее характерные случаи, когда возникает потребность
в оценке стоимости предприятия:
•продажа предприятия;
•продажа части имущества предприятия (земельных участков,
зданий, сооружений);
•реорганизация (слияние, разделение, поглощение и т. п.) и
Ликвидация предприятия, проводимые как по решению его соб-
Ственников, так и по решению арбитражного суда или в случае
банкротства предприятия;
•купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг
(покупка предприятия или его части, находящихся в акционерной
собственности);
•купля-продажа доли (вклада) в уставном капитале товари-
щества или ООО (доля оценивается в денежных единицах);
•передача предприятия в аренду. Оценка стоимости важна для
Назначения арендной платы и осуществления последующего выку-
па арендатором (если это предусмотрено договором аренды);
•осуществление инвестиционного проекта развития предприя-
Тия, когда для его обоснования необходимо знать исходную стои-
мость предприятия;
•получение кредита под залог имущества предприятия (ипотека);
•страхование имущества предприятия;
•определение налоговой базы для начисления налога на иму-
щество;
•переоценка основных фондов;
•при приватизации;
•при передаче в доверительное управление;
•при национализации;
•передача в качестве вклада в уставные капиталы.
Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимо-
Сти имущественного комплекса во многом зависит от того, насколько
Правильно определена область использования оценки: купля-прода-
Жа, получение кредита, страхование, налогообложение и т. д.
По мере развития рыночных отношений, в том числе и рынка
Недвижимости в РФ, потребность в оценке будет возрастать, а сле-
Довательно, и в специалистах в области оценки бизнеса.
ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА ОЦЕНКУ СТОИМОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Для объективной оценки стоимости предприятия необходимо
Знать факторы, на нее влияющие, и учитывать их в оценочной дея-
Тельности Все эти факторы можно объединить в две группы: внеш-
Ние и внутренние.
К внешним факторам можно отнести: состояние национальной
Экономики и тенденции ее развития; политическую и социальную
обстановку в стране; инвестиционную привлекательность в стране;
уровень инфляции; экономические и социальные планы государ-
Ства на перспективу и др. Таким образом, внешние факторы связа-
Ны с конкретной обстановкой на макроуровне и тенденцией ее из-
Менения.
Внутренние факторы связаны со сложившейся обстановкой
В месте нахождения оцениваемого предприятия, К ним можно отнес-
Ти: соотношение спроса и предложения; инвестиционную привле-
Кательность оцениваемого предприятия; инвестиционную привле-