Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей эко­номической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительнос­ти это означает стремление к максимизации результатов при дан­ных затратах.

Экономической целью потребителяявляется максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от теку­щего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответ­ствии с динамикой цен.

Экономической целью фирмы выступает максимизация при­были или минимизация издержек производства. Для этого исполь­зуются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д.

Главными экономическими целями современного общества являются: экономический рост, повышение эффективности про­изводства, полная занятость и социально-экономическая стабиль­ность. Экономический рост расширяет производственные возможности, является общей предпосылкой повышения народного бла­госостояния. Однако такая предпосылка достижима лишь при эф­фективном (оптимальном) использовании всех ресурсов. Этот рост должен достигаться не за счет деградации окружающей среды, а за счет повышения эффективности использования старых ресур­сов и вовлечения в производственный процесс новых. Важнейшим среди них является население. Здесь необходимо, с одной сторо­ны, поддерживать демографический оптимум, а с другой — обес­печивать полную занятость. Актуальной целью общества высту­пает также поддержание относительной стабильности цен. Их быстрый рост нарушает пропорции производства, ухудшает по­ложение населения.

Эти цели по-разному реализуются в различных экономичес­ких системах.

В современном мире существуют три основные разновидности экономических систем: рыночная, командная и смешанная. Позна­комимся с ними подробнее.

Рыночная экономика. Рыночная экономика (market economy) характеризуется как система, основан­ная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль прави­тельства.

В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы — возможности индивида реализовать свои интересы и способнос­ти путем активной деятельности в производстве, распределе­нии, обмене и потреблении экономических благ.

Объективные и субъективные предпосылки для этого возни­кают после ликвидации всех форм личной зависимости. Важную роль в этом сыграло развитие рыночной экономики. Рыночная эко­номика гарантирует прежде всего свободу потребителя,что выра­жается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и ус­луг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходи­мым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс про­изводства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода пред­полагает экономическую ответственность и опирается на нее.

Личный интерес выступает главным мотивом и главной дви­жущей силой экономики. Для потребителей этим интересом явля­ется максимизация полезности, для производителей — максимиза­ция прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Совершенная конкуренция (perfect competition) предпола­гает: 1) множество покупателей и продавцов, 2) однородность товаров и услуг, 3) отсутствие ценовой дискриминации, 4) пол­ную мобильность всех ресурсов, 5) абсолютную информирован­ность о ценах. Остановимся на этих признаках подробнее. Когда на рынке функционирует множество покупателей и продавцов, доля каждого экономического агента чрезвычайно мала. Он не в состоя­нии влиять на цены и объем продаваемых товаров и услуг. Цена на покупаемый (или продаваемый) товар для него складывается объ­ективно, не зависит от его воли и желания. Он выступает как "ценополучатель". Единственно, что определяет он сам, — это количе­ство покупаемой (или продаваемой) по данной цене продукции. Для упрощения мы исходим из однородности товаров и услуг. Это оз­начает, что отсутствуют какие-либо различия у товаров одного ка­чества. Мы абстрагируемся от торговых марок, торговых знаков, рекламы, которая может сделать два одинаковых (по потребитель­ским свойствам) товара разнокачественными для потребителя. Пред­посылка об однородности тесно связана с предпосылкой об отсутст­вии ценовой дискриминации.

Мы предполагаем, что никто не подвергается ценовой дис­криминации: продукт одинакового качества продается по одной и той же цене всем покупателям, то есть не существует ситуации, когда одинаковый продукт продается одним покупателям по одной цене, а другим — по другой. Тем самым отсутствуют какие-либо основы для возникновения монопольной власти на рынке.

Полная мобильность ресурсов означает, что не существует каких-либо барьеров для входа в любую отрасль производства (на любой рынок) или выхода из нее. Отсутствуют экономические, юри­дические или политические запреты для перелива капитала, труда и других ресурсов из отрасли в отрасль. Предприниматели, уходя из отрасли или входя в нее, руководствуются исключительно эко­номическими критериями, и прежде всего прибыльностью (или убы­точностью) производства. Перелив ресурсов характеризует чрез­вычайную гибкость рыночной системы. Изменение вкусов, техноло­гий и т.п. приводит к изменению относительных цен, а они выступа­ют как важный индикатор, показывающий, куда следует напра­вить ресурсы. Ценовой механизм, с одной стороны, фиксирует сло­жившуюся в данном обществе ситуацию, отражает результаты сво­бодного волеизъявления покупателей и продавцов, а с другой — подает сигналы для нового перераспределения ресурсов: где про­изводство может осуществляться с высокой прибылью, со средней, а где уже ведется в убыток.

«В организации экономической деятельности, — пишут Роуз и Милтон Фридмен, — цены выполняют следующие три функции: во-первых, они передают информацию; во-вторых, служат стимулом к применению наиболее экономичных методов производства, что ведет к наиболее эффективному использованию имеющихся ре­сурсов; в-третьих, они определяют, кто получает какую долю произведенного продукта, — другими словами, устанавливают распре­деление доходов»*. Безусловно, все эти функции тесно связаны между собой, переплетаются, поддерживают друг друга.

* Фридмен и Хайек о свободе. Вашингтон: САТО Institute, 1985. С. 36.

Наконец, очень важной предпосылкой является предпосылка об абсолютной информированности о ценах. Дело в том, что от­сутствие необходимой информации может стать препятствием для продажи равнокачественных товаров по одинаковым ценам, слу­жить основой для ценовой дискриминации или стать препятствием для перелива капитала. Это тем более важно сейчас, в условиях становления постиндустриального общества. Таковы идеальные ус­ловия, отрицающие существование монополий, вмешательство го­сударства, инфляцию и т.д.

В реальной действительности существуют обстоятельства, зна­чительно отклоняющиеся от идеальных и превращающие совер­шенную конкуренцию в несовершенную. Это означает, что экономическая свобода существует как потенция, как возможность, пре­вращение которой в действительность модифицируется многими обстоятельствами и в конечном счете уровнем экономического раз­вития.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно заключенных кон­трактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения по­литической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид мо­жет отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно при ус­ловии, что его агитация не выливается в применение насильствен­ных действий по отношению к другим гражданам. Для пропаганды новых идей необходимо лишь позаботиться о том, чтобы их публикация имела коммерческий успех.

Классическая рыночная экономика исходит, из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правитель­ство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыноч­ной игры и следящий за выполнением этих правил.

Командная экономика.В противоположность рыночной командная экономика (command economy) опи­сывается как система, в которой доминирует общественная (го­сударственная) собственность на средства производства, коллек­тивное принятие экономических решений, централизованное ру­ководство экономикой посредством государственного планирова­ния. Я думаю, что для российского читателя нет необходимости подробно останавливаться на характеристике командной системы. Подчеркнем лишь основные моменты.

Переход к социализму в СССР на практике вылился в полное огосударствление экономики. В период форсированной индустриа­лизации и сплошной коллективизации происходит формирование административно-командной системы. Свертывание товарно-денеж­ных отношений привело к созданию такой своеобразной системы, которую А. А. Богданов удачно назвал "объединенным натураль­ным хозяйством"*. Новоявленная авторитарная власть находит опору в жестком централизме и мелочном администрировании. С течени­ем времени плановое хозяйство становится чрезвычайно громозд­ким и неповоротливым. В начале 80-х годов число плановых пока­зателей оценивалось в огромную величину — 2,7—3,6 млрд., в том числе в центре утверждалось порядка 2,7—3,5 млн.**

* Богданов А..Степанов И. Курс политической экономии. Т. 1. 4-е изд. М.—Л.: Госиздат, 1925. С. 18.

** Ноув А. Чему учит советский опыт, или вопросы без ответов. ЭКО. 1990. № 4. С. 49.

Характерной чертой командной экономики является монопо­лизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, моно­полизм производства, торможение технического прогресса законо­мерно рождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей. Гиперцентрализм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Основой его роста была монополизация роли в иерархическом раз­делении труда. Административно-командная система — это свое­образная, идеологизированная форма бюрократизма. Для нее ха­рактерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и гражданской, административной и судебной власти, слияние пар­тийного и государственного аппарата.

В условиях командной экономики господствует редистрибутивный принцип распределения продукции. Причастность к власти означает и причастность к распределению. Вертикальная, завися­щая от центра, форма распределения продукта воплощается в но­менклатурных уровнях распределения, торговля соединяется с рас­пределением, становится не формой обмена, а формой редистрибуции (спецмагазины, спецбуфеты, спецстоловые и т.д.). Поэтому глав­ной формой социальной борьбы становится не борьба за собствен­ность на факторы производства, а борьба за доступ к ключевым рычагам распределения, за контроль над каналами распределения. Доход в обществе зависит прежде всего от статуса, чина и долж­ности. В этих условиях прокламируемое всеобщее равенство все более и более превращается в фикцию.

Смешанная экономика. Под смешанной экономикой (mixed economy) подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть меха­низм рынка дополняется активной деятельностью государства.

    Собственность
Частная Общественная
Механизм регулирования Рыночный Частный капитализм   Социалистическая рыночная экономика  
Плановый Капиталисти­ческая плановая экономика   Социалистическая плановая экономика  

Рис. 2—7. Типология индустриальных экономических систем с точки зрения форм собственности и механизма координации

Поскольку одним из важнейших признаков классификации эко­номических систем являются форма собственности (частная, обще­ственная) и способ координации экономической деятельности (ры­ночный, плановый), то простейшая типология индустриальных сис­тем выглядит следующим образом (см. рис. 2—7). В качестве класси­ческого примера частного капитализма приводят Англию XIX в. и послевоенный Гонконг; капиталистической "плановой" экономики — фашистскую Германию; социалистической "рыночной" экономики — Югославию; социалистической плановой экономики — СССР.

Создание многомерной реальной типологии современных эко­номических систем дело довольно сложное. Обычно в качестве ос­новы берется степень развития государственной собственности и доля государственных расходов в валовом национальном продукте. Доля государственных расходов в валовом национальном продукте в большинстве развитых стран в XX в. имела тенденцию к росту (см. табл. 2—2). В ФРГ с 1972 по 1990 г. она выросла с 24,2 до 29,4%, в Великобритании — с 32,0 до 34,8%, во Франции — с 32,3 до 43%, в Швеции — с 27,7 до 42,3%.

Таблица 2—2

Наши рекомендации