Классификация цен по способу получения информации
По способу получения информации цены бывают публикуемые и расчетные.
1. Публикуемые цены.
Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся справочные цены, прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов и торгов. Источниками информации о справочных ценах являются данные официальной статистики, экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, периодические издания объединений производителей и прейскуранты.
· Справочные цены – это цены, публикуемые продавцами сырьевых товаров, а также их ассоциациями. Такая информация публикуется, в частности, по мировым ценам на уголь, нефть, черные металлы и изделия из них[22]. Публикуемые цены могут быть и не связанны с реальными сделками (номинальными), а могут отражать прошлые сделки. Информацию о номинальных и прошлых ценах используют поставщики продукции для определения цен при заключении контрактов на поставку товара в качестве базы, с которой начисляются скидки и надбавки. Размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.
· Прейскурантные цены – это вид справочных цены, публикуемый в прейскурантах, то есть справочниках фирм - продавцов. Эти цены либо публикуются в отраслевых изданиях, либо сообщаются определенному кругу покупателей. Используются они главным образом для готовой продукции, например, машинотехнической продукции или товаров широкого потребления. Эти цены не ориентированы на каких-либо конкретных покупателей.
· Биржевые котировки - это цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. На биржах продают примерно 60 основных видов сырьевых товаров: сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье -хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру; цветные и драгоценные металлы; нефтепродукты; зерновые. Биржевые котировки являются ценами реальных контрактов и служат ориентиром для установления цен по товарам, реализуемым по обычным контрактам. Особенностью их образования является то, что они складываются в результате взаимодействия спроса и предложения. Влияние монополий и государства на биржевое ценообразование несущественно и носит косвенный характер. Биржевые цены публикуются в биржевых бюллетенях, информационных и периодических изданиях.
На современном биржевом рынке выделяют два взаимосвязанных сектора:
1. Рынок реального товара,
Наданном рынкепродаются конкретные партии биржевого товара различного качества, количества, условий и сроков поставки, и цель участников — продать или приобрести конкретный товар с определенным сроком поставки и на подходящих условиях. На реальный товар обычно используются цены двух видов: цены «спот» (или по факту) и цены «форвард».
· Цены «спот» — это цены по сделкам с немедленной поставкой (сроки поставки оговариваются правилами биржи), то есть цены на наличный товар, находящийся на одном из складов биржи. Цены «спот» отражают соотношение спроса и предложения наличного товара.
· Цены «форвард» — это цены с поставкой товара в будущем, то есть цены по сделкам на срок, длительность которого также определяется биржей и зависит от характера товара, условий и обычаев, действующих на бирже. Цены «форвард» кроме соотношения спроса и предложения на товар к моменту его поставки должны учитывать и другие факторы, например расходы по хранению, страхованию товара. Обычно в условиях спокойной конъюнктуры цены «форвард» выше, чем цены «спот», но в условиях резких колебаний спроса и предложения возможно и иное соотношение цен.
2. Фьючерсный рынок.
На фьючерсном рынке сделки заключаются на полностью унифицированные контракты товара стандартного качества и количества с фиксированными условиями и сроками поставки в будущем с целью хеджирования, то есть страхования от рисков неблагоприятного изменения цен, либо с целью спекуляции за счет ценовых изменений. Унифицированный подход к товару и условиям его поставки на фьючерсном рынке привел к тому, что этот рынок охватывает меньший круг товаров, чем рынок реального товара, например, при торговле сырой нефтью рынок реального товара учитывает около 70 видов сырой нефти, а фьючерсный рынок — только два сорта нефти. При этом в современных условиях объем фьючерсной торговли значительно превосходит объемы продаж реального товара. Значение фьючерсной биржи, или торговли контрактами, с точки зрения цен огромно: она позволяет выявить или прогнозировать уровень цен на перспективу, снизить риск ценовых потерь в будущем. На данном рынке используют фьючерсные цены.
· Цены товарных аукционов[23] - это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Это свободные цены, отражающие уникальные и редкие свойства товаров. На аукционах продается продукция сельского хозяйства, лесного, рыболовства, пушно-меховой товар, чай, драгоценные камни, предметы старины и искусства. Вследствие специфики товара, на формирование цен оказывает большое влияние сезонный фактор. Обычно проведение аукционов приурочивается к периодам сбора урожая, настрига шерсти и т. д., то есть проводится нерегулярно, в результате ценовая информация имеет склонность к старению.
В рамках аукциона различают: стартовую цену, по которой объявляется начало торгов; цену аукционного шага, то есть промежуточную цену, превышающую стартовую и объявляемую потенциальным покупателем; цену фактической продажи, превышающую стартовую цену на сумму цен аукционных торгов. Соотношение между этими ценами зависит от системы аукционных торгов, которая может быть либо английская (классическая), либо голландская. При английской системе аукционного торга котирование цен начинается с сообщения минимальной цены продавца, а последующие предложения покупателей повышают цену. В результате товар достается тому, кто предложит самую высокую цену, а конечная цена аукциона всегда выше стартовой. Такая система наиболее распространена в торговой практике. При голландской системе торг начинается с первоначальной цены, которая может быть несколько завышена. Если при этой цене нет желающих приобрести товар, то цена снижается до тех пор, пока не появится спрос. Выигравшим считается покупатель, первым давший согласие на покупку. В данном случае конечная цена оказывается ниже стартовой, но максимально возможная для данного товара. Такая система используется для скоропортящихся товаров (овощей, фруктов, цветов).
Уровни цен аукционов и биржевые котировки публикуются в специальных бюллетенях, выпускаемых биржевыми и аукционными комитетами в ежемесячных и ежегодных изданиях международных экономических организаций (ООН, МВФ).
Организаторами аукционов обычно выступают либо крупные акционерные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара, скупая товар у производителей и перепродавая его на аукционе оптовым посредникам –покупателям, они получают прибыль от разницы цен, либо специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов. Сами клиенты, продавцы и покупатели в аукционе не участвуют, а выплачивают брокерам вознаграждение.
· Цены торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендер предполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов. То есть несколько конкурентов (оферентов) предлагают заказчику свои проекты (оферты) по выполнению определенных работ, из которых он выбирает самый эффективный.
Торги проводятся по технически сложной и капиталоемкой продукции машиностроения, по строительству предприятий, мостов, железных и автомобильных дорог, электростанций, трубопроводов, на оказание услуг. Такие процедуры способны обеспечить наивысшую затратную эффективность, то есть получение необходимого результата при минимальном расходовании финансовых ресурсов. Именно поэтому во многих странах мира торги являются обязательным условием размещения бюджетных ассигнований, то есть организации закупок товаров или услуг бюджетными организациями всех уровней. Эта методика выбора поставщиков распространяется и в России. Все чаще ее берут на вооружение и отделы закупок частных отечественных фирм, устраивающие жесткие соревнования конкурирующих поставщиков.
До того как тендерный комитет примет к рассмотрению заявку потенциального поставщика, последний должен доказать, что его продукция соответствует требуемому уровню качества (обладает международно - признанными сертификатами, например ISО), затем может начаться экономическое соревнование, к которому надо уметь подготовиться. Подготовка, то есть разработка тендерного предложения (оферты), является дорогостоящей и длительной процедурой, при этом важно помнить, что важнейшим фактором победы (в честно проводимых тендерах) является предложение наилучшего соотношения ценность/цена, и включение в оферту цены на самом низком уровне еще не гарантирует благосклонности тендерного комитета.
Подготовка тендерной заявки включает как минимум два этапа: качественный анализ условий торгов и экономическое обоснование заявки на участие.
Задачей качественного анализа является определение желательности победы в торгах с точки зрения задач развития фирмы в целом, которые могут состоять как в максимизации прибыли, так и в проникновении на новый для себя рынок или в обеспечении более полной загрузки существующих мощностей и сохранении занятости для наиболее ценных работников. Соответственно, условия тендера должны рассматриваться с точки зрения их влияния на решение такого рода задач. Для ответов на вопросы: в каких тендерах участвовать и какую цену предложить, необходимо проанализировать степень загрузки производственных мощностей и возможность ее изменения в случае выигрыша торгов, наполненность портфеля заказов, возможную степень остроты конкуренции в данных торгах, сложность соблюдения условий поставок, сформулированных в приглашении к торгам, возможную прибыльность выполнения заказа в случае победы.
Экономическое обоснование заявки на участие в торгах связано с выбором той предлагаемой фирмой цены, при которой она может достичь максимальной величины выигрыша, определяемого с помощью уравнения:
E(X)=P(X)*Z(X),
где X – объем поставок по условиям торгов,
E(X) – возможная величина выигрыша фирмы в случае получения по итогам торгов заказа на объем поставок X,
P(X) - вероятность получения заказа объемом X при различных уровнях цены оферты[24],
Z(X) – выигрыш, получаемый при различных уровнях цены оферты.
Для определения вероятности победы в торгах при различных уровнях цены необходимо собирать информацию о круге участников аналогичных торгов в прошлом, об уровнях цен, предлагавшихся всеми этими участниками в своих офертах, об уровнях цен, по которым были заключены контракты с победителями торгов. При наличии данных необходимо воспользоваться детальными методами оценки вероятностей, описанными в литературе и основанными на расчете частоты предложения конкурирующими фирмами цен, отличающихся от цен оферты данной фирмы на определенную долю от величины прямых затрат по соответствующей продукции. На этой основе определяется возможная цена оферт конкурентов и вероятность того, что оферта фирмы будет принята, если она предложит цену, ниже чем у конкурентов.
Результаты торгов публикуются редко, хотя о месте и сроках их проведения регулярно даются объявления в официальных органах печати, специальных бюллетенях, экономических журналах.
Уровень цен международных торгов зависит от специфики реализуемых через торги товаров или услуг, от вида торгов (торги могут быть гласные с публичным оглашением результатов и негласные). При открытых торгах, когда число участников больше и конкуренция между ними острее, цена оказывается ниже, чем при закрытых торгах, но при этом возрастает риск неисполнения или некачественного исполнения заказа. Цена зависит от страны — организатора тендера. Цены торгов, формирующиеся в развивающихся странах, обычно выше, чем в развитых странах из-за более высокого спроса и неудовлетворенности потребностей развивающихся стран в связи с неразвитостью собственного производства, из-за неустойчивости их экономического и политического положения и повышенного риска работы в этих странах. На цены влияют и страны - потенциальные исполнители заказа. Если это фирмы из развивающихся стран, то цены формируются на более низком уровне. Кроме того, между ними реже достигается монополистический сговор определенного уровня цены. Государство через свои организации может либо выступать организатором торгов, либо определять правила, места и условия их проведения. Так заказчик может отказаться от предложения с минимальной ценой по политическим соображениям, либо отдавая предпочтение фирме, с которой он имеет длительные деловые связи или которая предлагает более выгодные кредитные условия, либо заказ может быть передан отечественной фирме в целях поддержки отечественного производителя.
2.Расчетные цены.
Расчетные цены – цены, применяемые в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам, авторские работы в сфере искусства. Цены на нестандартное оборудование рассчитываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий, а в некоторых случаях устанавливаются после выполнения заказа. Производимое сложное оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высоко -квалифицированного персонала. Сведения о ценах на специализированное оборудование встречаются в печати эпизодически, их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены. Аналогично складывается ситуация в отношении уникальных художественных работ.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы понимаете тезис формирования системы цен по «принципу сообщающихся сосудов»?
2. Может ли цена одного и того же товара иметь несколько характеристик в зависимости от критериев классификации? Приведите пример.
3. В чем отличие оптовой цены предприятия от оптовой цены промышленности? Что больше?
4. Что общего вы можете выделить в формировании цен по различным отраслям?
5. Как вы понимаете понятие «зональные цены»?
6. В чем различие прямых и косвенных мер государственного воздействия в области ценообразования?
7. Каковы способы прямого регулирования цен органами государственной власти?
8. Почему при заключении контрактов могут использоваться твердые, подвижные или скользящие цены? Каков механизм перераспределения инфляционного риска между участниками контракта?
9. Что такое «лимит скольжения»?
10. В чем принципиальное отличие публикуемых и расчетных цен? К каким товарам применяются публикуемые и расчетные цены?
11. Дайте характеристику основным типам публикуемых цен? Каковы их особенности?
12. Почему цены фактических сделок отличаются от прейскурантных цен? Какую роль играют прейскурантные цены?
13. В чем отличие английской схемы аукционов от голландской схемы? Для реализации каких товаров используются данные схемы аукционов?
14. Какие секторы рынка выделяются на биржевом рынке? В чем принципиальное их отличие?
15. Какие факторы оказывают влияние на формирование цен в международных тендерах?
16. Какие цены в условиях инфляции наиболее выгодны продавцу, а какие покупателю?
17. В начале 90-х годов отечественные производители нефтегазового оборудования захотели получить заказы в рамках нефтяных займов Мирового банка, предоставленных Российской Федерации. Эксперты банка, действуя в соответствии со стандартной процедурой торгов, не смогли принять заявки российских фирм к рассмотрению. Каковы, на ваш взгляд, возможные причины такого отказа?
Тест:
По характеру обслуживаемой отрасли выделяют: a) регулируемые цены; b) закупочные цены; c) биржевые котировки; d) скользящие цены. | |
Цены, устанавливаемые и регулируемые государственными органами РФ являются: a) едиными по стране: b) оптовыми ценами промышленности; c) твердыми; | |
Скользящая цена – это: a) цена, достигшая прежнего уровня после ее понижения или повышения, b) цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта, c) цена, при которой производственная фирма может лишь возмещать свои издержки. | |
Основанием для выделения твердых цен является: a) степень регулирования, b) устойчивость во времени, c) постоянство структурных элементов. | |
По стадиям движения товара выделяют: a) регулируемые цены, b) закупочные цены, c) скользящие цены, d) розничные цены. | |
Одежда продается населению: a) по оптовой цене, b) по биржевой ценен, c) по трансфертной цене, d) по розничной цене. | |
К расчетным ценам относятся: a) биржевые котировки; b) цены ярмарок и выставок; c) цены на сложное специальное оборудование; | |
Покупателю в условиях инфляции более выгодна: a) твердая цена, b) подвижная цена, c) скользящая цена, d) розничная цена. | |
Продавцу в условиях инфляции более выгодна цена: a) твердая, b) подвижная, c) скользящая. | |
Попытку согласовать интересы покупателя и продавца отражает цена: a) твердая, b) подвижная, c) скользящая. | |
Цена твердая – это: a) цена, полученная на основе объективно обусловленных оценок затрат и дохода от реализации товара, b) цена, ниже которой продавец не согласен продать свой товар, или цена, которую готов заплатить покупатель, c) цена, установленная при заключении договора и остающаяся неизменной в течение всего срока его действия, d) цена товаров, приобретаемых розничными торговцами у оптовика для дальнейшей перепродажи. | |
К закупочной цене можно отнести: a) закупочную цену государства, b) оптовую цену предприятия, по которой закупается товар оптовиком, c) оптовую цену дилера, по которой закупается продукция розничным магазином, d) оптовую цену фермера, по которой закупается его продукция розничным магазином. | |
Механизм формирования цен, при котором цены формируются с учетом рыночного механизма формирования затрат, то есть в результате взаимодействия спроса и предложения, является: a) нормативным, b) маркетинговым, c) смешанным. | |
Механизм цен, действующий на базе маркетингового подхода с использованием нормативных элементов (с применением методов расчета цен — полных, прямых или предельных затрат), на базе стандартных или нормативных издержек производства; на базе целевой или нормативной величины прибыли, является: a) маркетингово - нормативным механизмом b) нормативно-маркетинговым механизмом, c) нормативным механизмом. | |
Цена, которая определяет предельный размер затрат на строительство каждого конкретного объекта (жилого дома, заводского корпуса, гаража, фабрики), рассчитанных по полному перечню всех работ на основе сметы и калькуляции по известным нормам и нормативам является: a) договорной, b) сметной, c) прейскурантной. | |
Цены франко-отправления — это: a) цены, которые помимо затрат на производство и необходимой прибыли включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза, b) цены, включающие помимо себестоимости и прибыли расходы до пункта назначения, вплоть до пункта потребления, c) нетто-цены. | |
Если цена включает все кроме расходов по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя, то это цена будет: a) франко-поставщика, b) франко-вагон станция назначения, c) франко станция назначения. | |
Если государство прямо ограничивает рост или снижение цен, то данный метод регулирования относится к: a) установлению предельных цен, b) регламентации рентабельности, c) установлению предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, d) установлению предельных значений элементов цены. | |
Рынок реального товара на биржевых торгах характеризуется тем, что: a) на рынке сделки заключаются на полностью унифицированные контракты товара стандартного качества и количества с целью хеджирования. b) наданном рынкепродаются конкретные партии биржевого товара различного качества, количества, условий и сроков поставки, с целью хеджирования. c) наданном рынкепродаются конкретные партии биржевого товара различного качества, количества, условий и сроков поставки, и цель участников — продать или приобрести конкретный товар с определенным сроком поставки и на подходящих условиях. | |
Ценами по сделкам с немедленной поставкой на наличный товар, находящийся на одном из складов биржи являются: a) цены «спот», b) цены «форвард», c) фьючерсные цены. | |
Фьючерсный рынок охватывает: a) больший круг товаров, чем рынок реального товара, b) меньший круг товаров, чем рынок реального товара, c) одинаковый круг товаров. | |
При голландской системе торгов на аукционе: a) конечная цена ниже стартовой цены, b) конечная цена выше стартовой цены, конечная цена равна стартовой цене. |
Задачи:
№1. Фирма на условиях скользящих цен получила заказ на поставку оборудования. Дата получения заказа — январь 2008г, срок поставки — декабрь 2009г. Предложенные поставщиком условия скольжения определяют следующую раскладку цены на составляющие: стоимость материалов — 50%; стоимость рабочей силы — 20%; неизменная часть цены — 30%. Предполагается, что за 2008—2009 гг. цены на материалы вырастут на 17%, а ставки номинальной заработной платы повысятся в машиностроении на 25%. Приняв базисную цену за 100 условных единиц, определите по формуле скольжения ожидаемый процент повышения цены.
№2. Известно, что в текущем периоде доля затрат на электроэнергию в цене машиностроительной продукции составляла 20%, доля затрат на оплату труда -26%. В прогнозном периоде ожидается повышение тарифов на электроэнергию на 18%, ставки заработной платы вырастут на 15%. На сколько процентов вырастет цена машиностроительной продукции?
№3. Рассчитайте цену товара на момент поставки исходя из следующих условий. Цена товара на момент заключения договора поставки составила 1200 руб., доля заработной платы в цене товара на момент заключения договора составила 20%, доля сырья — 35%. Стоимость 1 кг сырья на момент заключения договора — 300 руб., на момент исполнения договора — 450 руб., заработная плата на момент заключения договора — 2200 руб., на момент исполнения договора—3300 руб.
№4. Предприятие А при производстве продукции применяет более дешевое сырье, в результате себестоимость его продукции составила 100 руб., а предприятие В использует аналогичное, но более дорогое сырье, в результате себестоимость этой же продукции на предприятии В составила 120 руб. Если государство установило предельный уровень рентабельности к себестоимости 15%, тогда каковы будут оптовые цены данных предприятий без НДС и с НДС?
№5. Допустим, зарегистрированная в Реестре цена лекарственного средства составляет 200 руб., органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам: предельный уровень оптовой надбавки 25%, предельный уровень торговой надбавки — 20%. Рассмотрите возможный порядок расчета розничных цен в случаях:
1. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу.
2. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 180 руб. за единицу, т.е. со скидкой 10% от цены, зарегистрированной в Реестре.
3. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 220 руб. за единицу, т.е. по цене выше зарегистрированной в реестре.
4. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу.
5. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у другой оптовой организации по цене 220 руб. за единицу, т.е. с оптовой надбавкой 10% к цене производителя.
6. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у оптовой организации по цене 220 руб. за единицу.
№6. Фирма исходит из полученных оценок вероятности выигрыша торгов при различных уровнях цены своей оферты. Какой уровень цены является для нее предпочтительным с точки зрения наибольшего выигрыша в результате победы в тендере?
Вариант | Возможный уровень цены оферты | Величина выигрыша в расчете на единицу продукции | Вероятность выигрыша торгов | Вероятностная величина выигрыша в расчете на единицу товара |
А | 0,18 | |||
Б | 0,23 | |||
В | 0,35 | |||
Г | 0,44 | |||
Д | 0,52 |