Техническое регулирование
Основными элементами технического регулирования являются:
—технические регламенты;
—национальные стандарты;
—своды правил;
— процедуры оценки соответствия (подтверждение соответ
ствия, аккредитация, контроль и надзор, лицензирование).
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
— единые правила установления требований к продукции или
к связанным с ними процессам проектирования (включая изыска
ния), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуата-
иии, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;
—соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики;
—независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей и приобретателей;
—единые правила и методы исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
—недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
—недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Целями технического регулирования являются:
—поддержание производственного потенциала государства;
—соответствие качества продукции техническим требованиям на всех стадиях жизненного цикла;
—создание конкурентоспособной продукции по отношению к зарубежным аналогам;
—снижение затрат на создание, производство, эксплуатацию и утилизацию продукции.
Задачами технического регулирования являются:
—обеспечение соответствия продукции техническим требованиям;
—осуществление сертификационной деятельности;
—внедрение прогрессивных методов ценообразования;
— заключение государственных контрактов с предприятиями.
Достижение целей и решение задач технического регулирова
ния осуществляется путем реализации его функций:
—лицензирование',
—сертификация систем менеджмента качества и продукции;
—организация конкурсов (организационно-правовые требования; требования к технологической состоятельности; требования к экономической устойчивости: требования к мобилизационной готовности);
— заключение контрактов (обязател ы шя процедура подтверж дения качества продукции, исполнителя заказа, условия предъ, явления санкций со стороны заказчика на поставку недоброкаче ственной продукции);
—руководство сертификационной деятельностью (систем сертификации в соответствии с положением о сертификационно деятельности);
—проведение испытаний и проверка готовой продукции (сет:испытательных лабораторий и органов сертификации продукции)
—формирование единого информационного обеспечения (системуправления базами данных, ведение информационного обеспечения по лицензированию предприятий, конкурсам, разработчикам) и производителям продукции).
Структура системы технического регулирования Российской^ Федерации представлена на рис. 1.
Рис. 1. Графическая модель системы технического регулирования Российской Федерации
Технические регламенты
Первые технические регламенты, принятые в России:
1. Постановление Правительства РФ от 12.10.05 № 609 "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обрйшение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ ".
2. Постановление Правительства РФ от 27.02.08 № 118 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту"'.
3. ФЗ от 12 июня 2008 г. № 88 " Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
4. ФЗ от 24 июня 2008 г. № 90 " Технический регламент на мас-ложировую продукцию".
5. ФЗ от 22 июня 2008 г. № 123 " Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
6. ФЗ от 27 октября 2008 г. № 178 " Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей".
7. ФЗ от 22 декабря 2008 г. № 268 " Технический регламент на табачную продукцию".
Технические регламенты принимаются в целях:
—защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
—охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
—предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (обмана на рынке).
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Основные признаки регламента:
1- Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в технический регла-
мент. Если эти требования не включены в технический регламент.' то они не могут носить обязательный характер.
2. Технические регламенты обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти и субъектами хозяйственной деятельности. Из-за своего обязательного характера; технические регламенты обладают потенциальной возможностью создавать серьезные барьеры в бизнесе и торговле, поэтому технические регламенты устанавливают только минимально необходимые требования к продукции (обеспечение приемлемого уровня безопасности продукции для населения и окружающей среды).
3. Технические регламенты базируются на международных
и национальных стандартах.
Международные стандарты должны, а национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки технических регламентов.
4. Разработчиком технического регламента может быть юри
дическое или физическое лицо.
Процедура разработки технических регламентов регламента рована. Она включает ряд обязательных условий:
1. Разработчик должен сам найти "субъект права законодатель-; ной инициативы" и через него представить проект технического регламента в Госдуму или быть готовым пройти все необходимые процедуры разработки и утверждения постановления Правительства.
2. При разработке технических регламентов должна быть обе спечена максимальная гласность, а также возможность участ в его разработке всех заинтересованных сторон.
3. Разработчик обязан опубликовать в печатном издании по
техническому регулированию (в журнале "Вестник технического
регулирования" или "Стандарты и качество") и в информационной
системе общего пользования в электронно-цифровой форме:
—уведомление о разработке проекта технического регламента;
—уведомление о завершении публичного обсуждения проекта;
—проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Госдумой в первом чтении;
— заключение экспертной комиссии по техническому регули
рованию.
4. Технический регламент, принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступав! в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
•» Требования к структуре и содержанию технического регламента установлены в документах Р 50.601.47-2004 "Рекомендации по структуре, содержанию и изложению требований ТР"и "Соглашения по техническим барьерам в торговле" ВТО.
В странах Европы техническое регулирование осуществляется при помощи директив ЕС, которые вводятся через национальные законодательные акты, чем обеспечивается единство требований. Директивы устанавливают в общем виде только существенные требования к продукции и дают производителю свободу выбора, каким образом выполнить установленные требования и оценить соответствие продукции этим требованиям.
Структура технического регламента:
—объекты технического регулирования;
—терминология;
—общие положения для размещения на рынке;
—требования безопасности (безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности);
—положение о свободном перемещении;
—подтверждение соответствия;
—оценка соответствия;
—управление перечнем стандартов;
—контроль и надзор на рынке;
—назначение федерального органа, ответственного за реализацию технического регламента;
—переходный период.
2К
Таможенный союз
Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан в соответствии с Договором от 06.10.2007 составляют "Таможенный союз". Его формирование предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Руководством трех стран было принято решение о передаче права на принятие технических регламентов таможенного союза Комиссии Таможенного союза. Она так же выполняет роль координатора действий стран-участниц союза в области технического урегулирования.
Комиссией таможенного союза принято решение о том, что национальные технические регламенты государств — участников таможенного союза перестают действовать с момента вступления в силу перекрывающих их технических регламентов таможенного союза.
Публикацию и распространение изданий в области техниче ского регулирования Таможенного союза и Единого экономического пространства в соответствии с решением Комиссии таможенного союза осуществляет Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации.
Система стандартизации в Российской Федерации
Федеральным законом "О техническом регулировании" введен^ система стандартизации в Российской Федерации. Определены цели, принципы, документы в области стандартизации, структура системы, порядок разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организации. Общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации определены национальным стандартом ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения", введенным в действие с 01.07.2005.
Система стандартизации в Российской Федерации разработана для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами.
Система стандартизации в Российской Федерации — комплекс взаимосвязанных правил и положений, определяющих:
цели и задачи стандартизации;
структуру органов и служб стандартизации;
права и обязанности органов и служб стандартизации;
организацию и методику проведения работ по стандартизации;
порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации;
порядок контроля соблюдения стандартов.
Система стандартизации определяет организационные, методические и практические основы стандартизации во всех звеньях экономики.
Главная цельсистемы стандартизации — с помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования, соответствующие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, техники и производства, содействовать развитию экономики страны.
Главная цель разделяется на подцели:
—улучшение качества работы и качества продукции;
—оптимизация уровня качества;
—обеспечение условий для развития специализации в области проектирования и производства продукции, снижения ее трудоемкости, металлоемкости и улучшения других показателей;
—обеспечение условия для развития экспорта товаров высокого качества, отвечающих требованиям мирового рынка;
—рациональное использование производственных фондов и экономия материальных и трудовых ресурсов;
—развитие международного экономического и технического сотрудничества;
—обеспечение охраны здоровья населения, безопасности тРУда работающих, охраны природы и улучшения использования пРИродных ресурсов.
Указанные цели достигаются через решение задач:
— установление прогрессивных систем стандартов на основе комплексных целевых программ, определяющих требования к конструкции изделий, технологии их производства, качеству сырья, материалов полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также создающих условия для формирования требуемого качества конечной продукции на стадии ее проектирования, производства и эффективного использования (эксплуатации);
— определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности в зависимости от назначения изделий и условий их эксплуатации;
— установление норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с целью обеспечения ее оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции;
— развитие унификации промышленной продукции и агрегатирования машин как важнейшего условия специализации, повышения экономичности производства, производительности труда, уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
— обеспечение единства и достоверности измерений в стране и совершенствование государственных эталонов, единиц физиче-^ ских величин, а также методов и средств измерений требуемой| точности;
—установление единых систем документации, в том числе унифицированных систем документации, используемых в автоматизированных системах управления, установление систем класси-j фикации и кодирования технико-экономической информации,! форм и систем организации производства и технических средств; организации и управления производством;
—установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки и техники, а также в отраслях экономики страны.
Основные термины и определения в области стандартизации установлены международным Комитетом ИСО по изучению на-j учных принципов стандартизации. Эти определения принять
многими странами, в том числе и Россией. Содержание основных определений приведено в разделе "Словарь терминов".
Трудно представить область человеческой деятельности, где бы не находили широкого применения стандарты.
"Стандартизация — главный регулятор требований к безопасности продукции,средство обеспечения взаимозаменяемости и совместимости технических средств, сопоставимости испытаний и измерений. Она способствует повышению конкурентоспособности продукции и росту эффективности производства.
США, Япония, ЕС и другие страны настойчиво и успешно продвигают с помощью стандартизации свои технологии, конструктивные решения, свой опыт в другие страны, в основном через участие в разработке стандартов ИСО, МЭК и МСЭ.
Без стандартов в нашей жизни (быту, на производстве, в сфере услуг) воцарился бы хаос. Стандартизация — одно из весомых подтверждений единства человеческой цивилизации.
Стандартизация обеспечивает установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности. Стандартизация, основанная на объединенных достижениях науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности.
Стандартизация является плановой деятельностью по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение производительности труда и эффективности использования материальных ценностей при соблюдении требований безопасности.
Не следует полагать, что стандартизация — детище бурного развития в XX веке науки, техники, промышленности и сельского хозяйства. История стандартизации начинается с Библии — "бог создал человека по образу и подобию своему ". В древнем Египте и Грециипри создании культовых сооружений использовалось сравнительно небольшое число "стандартных" строительных деталей,
а в международной торговле с давних времен использовались стан дартные единицы мер длины и веса (их отсутствие было боле значительным препятствием, чем языковый барьер).
Однако с тех дальних времен должны были пройти столетия прежде чем появились настоящие стандарты. Это случилось во второй половине XIX века. Одним из первых важность стандартизации оценил Генри Форд и тем самым решил проблему взаимозаменяемости в автомобилестроении.
Российская стандартизация имеет глубокие исторические корни. В 996 г. киевский князь Владимир повелел соблюдать единые меры веса и длины. В середине XVI века царь Иван Грозный своим указом установил фиксированные размеры пушечных ядер и ввел кружала (калибры) для проверки этих размеров. В начале XVIII века царь Петр I издал ряд указов по упорядочению типов и калибров пушек, ружей, пистолетов, типов кораблей для Азовского похода. Он ввел единую терминологию в морское дело и выборочные испытания на надежность. Одним из наиболее ярких исторических документов, отражающих целенаправленное отношение к стандартизации и обеспечению качества на отечественных предприятиях, является Указ Петри 1 от 11 января 1723 года "О качестве".
Разумеется, Петр 1 и его сподвижники занимались стандартизацией неосознанно, да и самого понятия "стандартизация" в то! время не существовало. В России первые настоящие стандарты появились во второй половине XIX века, когда началась стандар-; тизация резьбы, профилей металлопроката, кирпичей, вооружения.]
К основным вехам становления российской стандартизации относятся:
—в 1893 г. по инициативе Д. И. Менделеева была учреждена главная палата мер и весов;
—в 1902 г. открыты поверочные палатки в Казани, Саратове, Екатеринбурге;
—с 1913 г. Россия участвует в деятельности МЭК;
—в 1918 г. Советом Народных Комиссаров подписан -v > "О введении международной метрической системы мер и весив ;
—в 1925 г. учрежден Всесоюзный комитет стандартов (прообраз Госстандарта);
— в 1926 г. принят первый общесоюзный стандарт ОСТ 1 "Пше-
нииа. Селекционные сорта зерна. Номенклатура".
Необходимо отметить последовательное стремление российских ученых к международному сотрудничеству в области стандартизации. В 1926 г. Комитет стандартов при Совнаркоме Союза ССР вошел в состав образованной международной федерации национальных ассоциаций по стандартизации.
В 1928 г. СССР участвовал в международной конференции по стандартам в Праге, на которой были признаны успехи стандартизации в нашей стране.
В октябре 1946 г. СССР становится одной из стран — учредителей ИСО.
Переход экономики нашей страны на рыночные отношения потребовал привести государственную систему стандартизации в соответствие с требованиями рынка, т. е. преобразовать стандартизацию из директивно обязательной в добровольную.
Первым шагом на этом пути стало принятия законов РФ "О стандартизации" в июне 1993 г., а затем закона РФ "О техническом регулировании" в декабре 2002 г.
С вступлением в силу закона РФ "О техническом регулировании" начался новый этап развития стандартизации в России, который характеризуется следующими принципами:
—добровольное применение стандартов;
—максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
—применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным из-за климатических, географических, технических или технологических особенностей РФ;
—недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных выше целей;
—недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
—обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
Данным законом введены следующие изменения:
—статус стандартов изменен с государственных на национальные-
—наименование Госстандарт России заменено на националь ный орган по стандартизации, функции которого исполняет Ро стехрегулирование (с 1.09.2010 — Росстандарт);
—процедура принятие национальных стандартов заменена на утверждение;
—слово "эмблема" заменено на "логотип".
В соответствии с ГОСТ Р 1.0-2004 стандартизация осуществляется в целях:
—повышения уровня безопасности:
—жизни и здоровья граждан;
—имущества физических и юридических лиц;
—государственного и муниципального имущества;
—в области экологии;
—жизни и здоровья животных и растений;
—объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Стандартизация служит для обеспечения:
—конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
—научно-технического прогресса;
—рационального использования ресурсов;
—совместимости и взаимозаменяемости технических средст (машин и оборудования, их составных частей);
—информационной совместимости;
— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;
— сравнительного анализа характеристик продукции;
— государственных заказов, внедрения инноваций;
— подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
— решений арбитражных споров;
— судебных решений;
— выполнения поставок.
Стандартизация служит для создания:
— систем классификации и кодирования технико-экономи
ческой и социальной информации;
_ систем каталогизации продукции;
—систем обеспечения качества продукции;
—систем поиска и передачи данных;
—доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.
s— содействия проведению работ по унификации. В соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004 основные документы в области стандартизации:
—национальные стандарты;
—национальные военные стандарты;
—межгосударственные стандарты, введенные в действие в Российской Федерации;
—правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
—общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке;
—стандарты организаций.
В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих видов:
—стандарты на продукцию;
—стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
—стандарты на услуги;
—стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);
—стандарты на термины и определения;
—стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
Разработчиком национального стандарта может быть любое
ЛЩо. При проведении работ по стандартизации для обеспечения
Доступности информации о разработке стандартов заинтересован-
гьтмлицам предусмотрено использование трех видов уведомлений:
—о разработке национального стандарта;
—о завершении публичного обсуждения проекта стандарта;
—об утверждении национального стандарта.
Данные уведомления публикует Росстандарт в информацион- 1 ном указателе стандартов "Национальные стандарты".
Государство финансирует из федерального бюджета разработку только тех национальных стандартов, которые включены в программу разработки национальных стандартов.
Постановлением правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 962 Росстандарту поручено опубликование текстов национальных стандартов на официальном сайте Ростехрегулирования в сети Интернет и обеспечение свободного доступа к ним.
Национальный стандарт применяют на добровольной основе. ] Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, до-говорах, контрактах. Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г., сохраняется] до принятия соответствующих технических регламентов в части:
— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, государственного или муниципального
имущества;
— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животнь"
и растений.
Международные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований,! требования широкого круга потреби гелей и государственных органов] и представляют собой правила, обшис принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных, (региональных) стандартов при разработке национальных стандарт, тов в соответствии с ГОСТ Р 1.0—2004 является одним из важных1 условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.
Преимущественное использование международных стандартов! как составной части (основы) национальных стандартов может иметь место, за исключением случаев, когда такое применение3 признано невозможным вследствие несоответствия требований; международных стандартов: климатическим и географическим особенностям, техническим или технологическим особенностям,! целям развития и безопасности Российской Федерации.
Порядок разработки стандартов организации регламентирован ГОСТ Р 1.4—2004. Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
Объектами стандартизации внутри организации могут быть:
—составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;
—процессы организации и управления производством;
—процессы менеджмента;
—технологическая оснастка и инструмент;
—технологические процессы, технологические нормы и требования;
—методы и методики проектирования, проведения испытаний,
измерений и анализа;
—услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;
—номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий,
применяемых в организации;
— процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла
продукции и др.
В последние годы стандарты организаций стали фундаментом системы менеджмента качеством организации. Они охватывают все сферы деятельности предприятия и позволяют доводить требования до каждого рабочего места. Стандарты организации влияют на развитие унификации технологической и контрольной оснастки, нестандартного оборудования, обеспечивают более рациональное использование сырья, материалов, энергии и т.д.
В настоящее время в соответствии с законом РФ "О техническом регулировании" установлен порядок разработки стандартов Всех категорий и видов. Он предусматривает переход отработки тДельных нормативно-технических документов на конкретную
продукцию к созданию в отраслях промышленности взаимосвязанных комплексов стандартов и технических условий, охватывающих продукцию на всех этапах ее жизненного цикла.
Стандарт считается внедренным на предприятии (в организации), если установленные им нормы, показатели и требования применяют в соответствии с областью его распространения и если выпускаемая продукция соответствует всем требованиям этого стандарта.