Основные методы отраслевого экономического обоснования размещения производства
В исследованиях рациональной организации и размещения производства используется широкий комплекс научных методов. Наиболее важные из них: системный анализ; балансовый метод; метод систематизации; метод экономико-географического исследования, который, в свою очередь, подразделяется на 3 части: региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения производства в региональном развитии); отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения производства в отраслевом разрезе); местный метод (исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения, изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам); метод экономико-математического моделирования; картографический метод; вариантный метод размещения производства региона (чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования, предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам); индексный метод
При оценке уровня социально-экономического развития регионов и их места в экономике России могут использоваться абсолютные значения и темпы роста совокупного общественного продукта, национального дохода (по сумме валовой или чистой продукции отраслей материального производства), их доля в совокупном общественном продукте или национальном доходе в расчете на душу населения (в сопоставлении со средним по РФ уровнем), стоимость основных фондов, объемы капитальных вложений и т. п.
.
Отраслевая структура экономики
Отраслевая, или компонентная структура народнохозяйственного комплекса отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей.
Весь народнохозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей:
отрасли материального производства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, то есть заготовки, материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание;
отрасли непроизводственной сферы: жилищно-комунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т. п.;
социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, отрасли управления и обороны.
Для изучения любого народнохозяйственного комплекса большое значение имеет отраслевая функциональная классификация. Она включает четыре группы отраслей: 1) первичные - добывающая промышленность и сельское хозяйство; 2) вторичные - обрабатывающая промышленность; 3) транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение, обслуживающие производство и население; 4) управление, наука и научное обслуживание.
Развитие производства приводит к постоянному выделению новых отраслей производства, особенно на базе научно-технического прогресса. При этом идет процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких.
Для современной структуры народного хозяйства характерной чертой является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. Причем все в большей степени в настоящее время идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Все эти комплексы имеют в свою очередь сложную и дифференцированную структуру.
В условиях развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура - это совокупность материальных средств для обеспечения производственных и социально-бытовых потребностей. Она подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, ирригационные системы и т. д.; социальная - пассажирский транспорт, коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов. Инфраструктура как производственная, так и социальная играет важнейшую роль в комплексности народного
хозяйства и в освоении новых территорий. Хочется заметить, что на стартовом уровне перехода к рыночным отношениям в нашей стране сложилась нерациональная отраслевая структура. Отрасли материального производства составляют свыше 70%, отрасли непроизводственной сферы - менее 30% [1][1]. Рыночная же экономика в цивилизованных странах характеризуется другими пропорциями, в большинстве из них свыше 50% составляют отрасли социальной, непроизводственной сферы [2][2].
Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло
множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности, которая определяется многими общественными и экономическими факторами. Основными из них являются: уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы. Наиболее существенным фактором, определяющим изменения отраслевой структуры промышленности, выступают научно-технический прогресс и его основные направления - автоматизация, компьютеризация и механизация производства, совершенствование технологий, специализация и кооперирование производства. Изменение и совершенствование отраслевой структуры промышленности под воздействием научно-технического прогресса происходят непрерывно.
Размещение производительных сил в России |
Господствующая роль в экономике России принадлежит отраслям производственной сферы, в которой занято население (65% от общей численности занятого населения) почти вдвое больше, чем в непроизводственной сфере (35%). В составе производственной сферы преобладают отрасли, непосредственно создающие материальный продукт, - промышленность и строительство (занято 32% населения), сельское и лесное хозяйство (14%). Суммарно в этих отраслях в России занято 46% населения. Остальные отрасли производственной сферы - транспорт и связь (8%), а также торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки (11%). Ведущее звено хозяйственного комплекса России - промышленность, играет решающую роль в развитии экономики (на ее долю приходится более половины производства валового внутреннего продукта, 24% всех занятых в экономике), техническом вооружении и перевооружении отраслей хозяйства, территориальной организации производительных сил страны. Промышленность России имеет сложную многоотраслевую структуру (насчитывает десятки отраслей, подотраслей и производств - характеризуется высоким уровнем специализации и концентрации производства. В ее составе преобладают отрасли тяжелой индустрии (их доля в общем, производстве промышленной продукции страны превышает 80%), в сравнении с развитыми странами, высок удельный вес добывающих производств. Добывающая промышленность (к ней относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, добычей морского зверя, ловлей рыбы и др. продуктов моря) производит более 20% всей продукции, обрабатывающая (к ней относят отрасли, занятые переработкой продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов, продукции сельского хозяйства, лесного и иного сырья) - около 80%. Тяжелая промышленность включает электроэнергетику, топливную промышленность, черную и цветную металлургию, машиностроение и металлообработку, химическую и нефтехимическую промышленность, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, производство строительных материалов и др. Отрасли промышленности этой группы производят преимущественно средства производства. Топливная промышленность РФ Несмотря на колоссальные природно-ресурсные возможности для развития нефтяной промышленности, добыча нефти в России в последние годы, в связи с общей кризисной ситуацией в стране и кризисным явлениями в самой отрасли, неуклонно падала. Сокращение добычи нефти в стране во многом связано с низким техническим уровнем отрасли, истощением старых, крупных высокопродуктивных месторождений (их начальные запасы выработаны почти на 50%), снижением объема бурения и ввода в эксплуатацию новых скважин. Российская электроэнергетика Около 70% вырабатываемой в России электроэнергии дают тепловые электростанции. Преимущественное развитие тепловой электроэнергетики объясняется высокой обеспеченностью страны топливными ресурсами и рядом особенностей, характерных для этого вида электростанций. Черная металлургия в РФ Черная металлургия - одна из важнейших отраслей хозяйственного комплекса и производительных сил России, служит фундаментом для развития многих отраслей промышленности и в первую очередь машиностроения. Цветная металлургия России Цветная металлургия России характеризуется сложностью структуры производства (выпускает около 70 различных металлов), высокой обеспеченностью собственными ресурсами. Характерна также экспортная направленность отрасли. Лесная промышленность России Лесная промышленность - традиционная для России отрасль специализации хозяйства. Лесом занято почти половина площади России, чем обусловлено размещение производительных сил. Пищевая промышленность России Пищевая промышленность России - важнейшая отрасль хозяйства, создающая на основе переработки сельскохозяйственного сырья (зерно, картофель, сахарная свекла, масличные культуры, мясо, молоко, рыба и др.) пищевые продукты. Обладая самым большим в мире фондом земли, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, Россия, казалось бы, располагает безграничными возможностями для успешного развития сельского хозяйства. Однако неблагоприятные географическое положение, климатические условия и прочие особенности природной среды существенно ограничивают эти возможности и ограничивают размещение сельскохозяйственных производительных сил. Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем, числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах - 20%. Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяженностью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по ее территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает. |