Классификация предприятий
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), предприятия (фирмы), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Таким образом, предприятие является основным экономическим агентом рыночной экономики.
Предприятие– это учреждение в форме фабрики, завода, фермы, шахты, магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и продаже товаров и услуг.
Фирма - это организация, владеющав одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Считается, что фирмы возникают в ответ на растущие затраты по организации рыночной деятельности. Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансакционными (они связаны с затратами на регистрацию предприятия, лицензирование и т.п.). Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой они оказываются меньше.
Отрасль – это группа предприятий и фирм, производящих одинаковую или подобную продукцию.
В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.
Традиционная теорияобъясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
Менеджеральная теория - цель фирмы - максимизация объема продаж и только потом дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависят их жалованье и другие выплаты и льготы.
Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.
Теория множественности целей -упор делается на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.
В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы. Стратегия - это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей, например, маркетинговая стратегия, продуктовая стратегия, производственная стратегия, финансовая (экономическая) стратегия.
Развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и производственной стратегии. Начинающие фирмы больше внимания уделяют финансовой.
Стратегии также делятся на: оборонительную и наступательную.
Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.
Наступательная стратегия предусматривает активное обновление производства за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши.
С точки зрения организационных форм взаимодействия предприятий в сфере производства и обращения выделяют следующие типы их объединения: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.
Существует два пути увеличения размеров предприятий (фирм): внутренний и внешний.
Внутренний источник роста – это концентрация, т.е. увеличение размеров производства и капитала путем накопления за счет:
а) возвращения в производство нераспределенной прибыли;
б) выпуска акций;
в) заемных средств, взятых у банка.
Внешний источник роста – централизация, т.е. также увеличение размеров производства и капитала, но за счет:
а) слияния, т.е. добровольного объединения двух и более компаний;
б) поглощения (разорения) одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.
Слияния и поглощения осуществляются путем горизонтальной и вертикальной интеграции и диверсификации.
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом. Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. - разнообразие), означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).
Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).
В настоящее время предприятия классифицируютсяпо ряду признаков:
1. По сфере деятельности: в области материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство); в области нематериального производства (услуг), а также посредническая деятельность.
Такие показатели, как количество предприятий в той или иной сфере, численность занятых работников, территориальное размещение служат показателем уровня развития экономики. Ведь, чем меньшими затратами труда и ресурсов в материальной сфере производства удовлетворяются потребности людей в обществе, тем, больше труда и ресурсов оно может направить на удовлетворение нематериальных потребностей. Объем потребляемых услуг является одной из важнейших характеристик уровня и качества жизни населения.
2. По количеству видов производимой продукции предприятия различаются как многопрофильные, производящие разные товарыи специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число разновидностей товаров. Различен и уровень специализации предприятий. Специализация может быть предметной, (когда производится уже готовый к употреблению продукт, например, автомобиль) и подетальной, (например, производство подшипников).
3. В зависимости отразмеров предприятиямогут быть крупными, средними и мелкими. Чаще всего размер предприятия определяется исходя из численности занятых на нем работников и в зависимости от отрасли производства. Так, в обрабатывающей промышленности к мелким относятся предприятия с численностью работающих до 500 человек, тогда как в остальных сферах деятельности – до 100 человек В экономике всех стран, в том числе и США, преобладают (около 80%) мелкие и очень мелкие (до 20 работающих) предприятия, тогда как крупные предприятия, составляя меньшую часть, производят около 80% всего объема продукции. (Вопрос об эффективности крупных предприятий - эффекте масштаба - будет рассмотрен на с. ).
4. В зависимости от организационных форм предприятия могут быть:
- индивидуальными, т.е. такими, где имеется единственный собственник, владеющий, распоряжающийся и несущий полную ответственность за свое имущество;
- товариществами, которые базируются надолевой частной собственности, при которой доход получается соответственно доле, а ответственность совместная. При полном товариществе ответственность несется всем имуществом, как предприятия, так и личным, при коммандитном товариществе (товариществе на вере) – полные товарищи несут также солидарную ответственность всем своим имуществом, а участники-вкладчики (коммандитисты) лишь в пределах своих вкладов. Данное товарищество может быть создано физическими и юридическими лицами;
- обществами с ограниченной ответственностью - их участники (физические и юридические лица) несут ответственность только в рамках стоимости своего вклада;
- открытыми акционерными обществами - это объединения физических и юридических лиц, каждое из которых несет ответственность в пределах принадлежащих ему акций (ценных бумаг, удостоверяющих право собственности и дающих право на доход (дивиденд)), которые лицо может отчуждать без согласия остальных акционеров;
- закрытыми акционерными обществами - т.е. такого, акции которого распределяются только среди его учредителей;
- кооперативами (артелями) - которые основываются гражданами на их личном трудовом участии и на объединении их имущественных паевых взносов;
- государственными и муниципальными (унитарными) предприятиями – они создаются государством и органами самоуправления, функционируют на базе государственной собственности, которая находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Их разновидностью являются унитарные предприятия (единые, не разделяемые на части), которые представляют собой коммерческую организацию, создаваемую государственными или муниципальными органами, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней имущество, т.е. оно не может быть разделено, продано и т.п.;
- некоммерческими организациями – это различные «потребительские кооперативы», создаваемые гражданами для совместного удовлетворения тех или иных личных потребностей (например, строительство гаражей), «общественные» и «религиозные» организации, создаваемые также гражданами на основе общих интересов, всевозможные фонды, учреждаемые гражданами или юридическими лицами, на основе добровольных имущественных взносов, не имеющие членства и преследующие благотворительные цели.